К делу № 2-1855/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 01 июля 2022 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.Ю.,
при секретаре Малюк А.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении местоположения границ и площади земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Михальченко Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, в котором просит установить местоположение, границы, координаты (поворотные точки), конфигурацию и площадь земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1347кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО3, номер регистрации в государственном реестре лицу, осуществляющих кадастровую деятельность 4554.
В ходе рассмотрения дела, судом по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Краснострельского сельского поселения <адрес> надлежащим - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
В обоснование своих требований истица указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, выданной 17.123.2021 года УФСГРКиК по <адрес>. Местоположение границ земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства. В 2021 году истец обратилась в кадастровому инженеру ФИО3 и заключила договор на выполнение кадастровых работ по межеванию земельного участка. В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером был сделан запрос в УФСГРКиК по <адрес> о предоставлении графического материала (землеустроительное дело, планировка) на земельный участок. В ноябре 2021 года Темрюкским отделом УФСГРКиК по <адрес> дан ответ Уведомление № о том, что предоставить графический материал (землеустроительное дело, планировка) на земельный участок по адресу: <адрес>, не представляется возможным, в связи с отсутствием данного материала в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустроительства. Так же в мае 2022 года истец обратилась в администрацию Краснострельского сельского поселения Темрюкского района с заявлением о предоставлении графического материала (землеустроительное дело, планировка) на земельный участок, расположенный по указанному адрес, предоставленный в ей собственность на основании свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Краснострельского сельского совета, для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство. На данный запрос истец получила ответ Администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в предоставлении запрашиваемой ею информации. Для уточнения границ земельного участка используются сведения из документов о праве на земельный участок. Если их нет, можно воспользоваться документами о границах участка при его образовании. Границы могут быть также определены с использованием других документов, например планово-картографических материалов, имеющихся в органах местного самоуправления городских округов (ч.1 ст.42.8 Закона о кадастровой деятельности). Если же и таких документов нет, границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные природными либо искусственными объектами. В результате проведения работ по подготовке межевого плана выявлено, что сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № содержаться в ЕГРН с декларированной площадью, которая составляет 1500кв.м. Фактическая площадь земельного участка установлена кадастровым инженером 1347кв.м. Исходя из вышеизложенного, расхождение между уточняемой площадью земельного участка и площадью по сведениям ЕГРН составило 153кв.м. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером № выявлено, что границы земельного участка закреплены на местности искусственными объектами: по границе от 12 до н1 — стена строения, по границе от н1 до н2 и от 8 до 5 — металлическая сетка. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № по границе от 5 до 3, от 3 до 9, от 9 до 12 и от н2 до 8 не подлежит согласованию, так как местоположение границ смежных земельных участков уточнено и сведения о них внесены в ЕГРН; по границе от 12 до н2 и от 8 до н4 не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования; по границе от н4 до 5 согласовано в индивидуальном порядке. Для подачи заявления в УФСГРКиК по Краснодарскому краю об уточнении границ земельного участка их местоположении, внесении изменений по площади земельного участка истцу необходимо предоставить подтверждающие конфигурацию земельного участка документы, так, единственным документом для данных сведений может являться только судебное решение. Так как, истец не имеет возможности установить границы и конфигурацию земельного участка, а также уточнить площадь земельного участка, она вынуждена была обратиться в суд с данными исковыми требованиями.
Истец Михальченко Е.В., будучи уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, от ее представителя Русаковой И.Г., действующей на основании доверенности, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца, на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель привлеченного судом в качестве ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, будучи уведомлен о времени и месте судебного, в суд не явился, от представителя по доверенности Храмковой О.И. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Росреестра, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Администрации МО Темрюкский район в суд не явился, от представителя по доверенности Ляпоровой Е.А. в суд поступили письменные возражения относительно заявленных требований.
Суд, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования Михальченко Е.В. подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуальноопределенной вещи.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп. вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Согласно ч.2 указанного закона, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория – земли населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, границы данного земельного участка не установлены, в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истцами произведены кадастровые работы, что отражено в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (ч.6 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В связи с отсутствием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет истцом был подготовлен межевой план с графическим материалом, отражающим местоположение земельного участка.
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания).
В силу ч.1 ст.43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и(или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Исходя из заключения кадастрового инженера, местоположение границ уточняемого земельного участка закреплены на местности искусственными объектами: по границе от 12 до н1 - стена строения, по границе от н1 до н2 и от 8 до 5-металлическая сетка.
Земельный участок расположен в границах муниципального образования <адрес>. Поезд осуществляется с проезжей части <адрес>.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № по границе от 5 до 3, от 3 до 9, от 9 до 12 и от н2 до 8 не подлежит согласованию, так как местоположение границ смежных земельных участков уточнено и сведения в них внесены в ЕГРН, по границе от 12 до н2 и от 8 до н4 не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования, по границе от н4 до 5 согласовано в индивидуальном порядке.
Документом - основанием для осуществления государственного кадастра учета в данном случае является межевой план участка (п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), в котором указываются сведения о местоположении уточняемых границ земельного участка.
Согласно ч.2 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, предусмотренного ч.3 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок, площадью 1500кв.м, с кадастровым номером с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория – земли населенных пунктов, возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Краснострельского сельского совета и не оспаривалось в ходе судебного разбирательстве никем из сторон.
На основании ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п.4 ч.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права граждан на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении местоположения границ и площади земельного участка – удовлетворить.
Установить местоположение, границы, координаты (поворотные точки), конфигурацию и площадь земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1347кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: <адрес>, с/о Краснострельский, <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО3, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность №
Настоящее решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведений в Единый Государственный Реестр Недвижимости о местоположении, границах, координатах (поворотных точек), конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером №298, площадью 1347кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, расположенного по адресу: <адрес>, с/о Краснострельский. <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность №, по заявлению ФИО1 либо ее представителя на основании доверенности.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Ю. Орлова