Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2021/2022 ~ М-1856/2022 от 16.09.2022

57RS0026-01-2022-002685-07 Дело №2-2021/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2022 год город Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Соколовой Н. М.,

при секретаре Леоновой А.С.,

с участием заместителя Орловского природоохранного межрайонного прокурора Пивченко А.А., старшего помощника прокурора Михайловой М.А.,

представителей ответчика ООО «Газ Ресурс» адвоката Антоновой И.В., предоставившей удостоверение от Дата и ордер от Дата, Селиверстова А.В., действующего на основании доверенности от Дата,

представителя ответчика ООО «Дорожникъ» - Филипкина Ю.Н., действующего на основании доверенности от Дата,

представителя третьего лица Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области – Писаревой Т.А., действующей на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Газ Ресурс», к Обществу с ограниченной ответственностью «Дорожникъ» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Газ Ресурс», к Обществу с ограниченной ответственностью «Дорожникъ» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.

В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ООО «Газ Ресурс» и ООО «Дорожникъ», эксплуатирующих на территории Орловского района Орловской области объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду за счет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В ходе проверки установлено, что на территории промышленной площадки по адресу: <адрес> с мая 2021 года осуществлялась деятельность ООО «Орловский асфальт» по изготовлению асфальта, относящееся к предприятиям 2 класса опасности, для которых установлена ориентировочная санитарно-защитная зона 500 метров. Основным видом деятельности предприятия является производство изделий из асфальта или аналогичных материалов, дополнительный вид деятельности – производство прочей неметаллической минеральной продукции, строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Производство асфальта осуществлялось с использованием асфальтовой установки – модульной установки асфальтобетонного завода RD175, которая была передана собственником ООО «Орловский асфальт» на основании договора аренды оборудования от Дата . Производственная деятельность предприятия, осуществляемая посредством эксплуатации асфальтобетонной установки, сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Асфальтобетонная установка имеет 15 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, пять из которых - организованных.

В связи с расторжением договора аренды с ООО «Орловский асфальт», ООО «Газ Ресурс» произведены действия по передаче в эксплуатацию асфальтобетонной установки в пользу ООО «Дорожникъ» на основании договора аренды оборудования от Дата . Вместе с тем, асфальтобетонная установка, за счет производственной эксплуатации которой осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поставлено, инвентаризация источников выбросов и разработка предельно допустимых выбросов ООО «Газ Ресурс», как собственником объекта негативного воздействия, а также ООО «Дорожникъ», как непосредственным эксплуатирующим, не обеспечена, учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не обеспечивается.

Согласно данным информационного ресурса Росприроднадзора, за ответчиками объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую вреду, не зарегистрировано, что свидетельствует о нарушений Федерального закона РФ от Дата №7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Производственная деятельность предприятия, сопровождаемая выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется в отсутствие разрешительных документов, предусмотренных ст. 15 Федерального закона РФ №96-ФЗ, что повлекло загрязнение атмосферного воздуха на селитебной территории, что подтверждено результатами аналитических исследований проб атмосферного воздуха.

В нарушение Федерального закона РФ от 10.01.2022 г. №7-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222, п.п. 2.1-2.5 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», принимая во внимание, что в ходе эксплуатации асфальтобетонной установки в атмосферу поступают выбросы загрязняющих веществ, какие-либо меры, направленные на установление санитарно-защитных зон для эксплуатируемого объекта, ответчиками не предпринимались; расчеты рассеивания выбросов, физического воздействия и оценки риска для здоровья человека не проводились, производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны в зоне влияния, предприятия не осуществляют.

Конкретные меры, направленные на выполнение обязанностей хозяйствующим субъектами, владеющими и эксплуатирующими объект негативного воздействия на окружающую среду с имеющимися у него источниками выбросов по получению разрешительных документов на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчиками не выполняются.

Размещение асфальтосмесительной установки, являющейся антропогенным объектом, источником загрязнения атмосферы на территории с уровнем загрязнения, превышающим установленные гигиенические нормативы, обуславливает необходимость судебной защиты прав и законных интересов граждан на благоприятную окружающую среду.

Уточнив исковые требования, Орловский природоохранный межрайонный прокурор просил суд:

- обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожникъ» разработать в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от Дата №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 31.2 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Минприроды России от Дата "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого Асфальтобетонного завода RD175, как объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта НВОС П), расположенного по адресу: <адрес>, и предоставить разработанную в установленном порядке декларацию в Департамент надзорной и контрольной деятельности <адрес>;

- обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газ Ресурс» разработать проект санитарно-защитной зоны для производственного объекта - Асфальтобетонного завода RD175, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к II классу опасности, в порядке, установленном Правилами установления санитарно-защитных зон и используемых земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением правительства РФ от Дата , СанПиН 2.2.1/2.Дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора.

В настоящем судебном заседании заместитель Орловского природоохранного прокурора Пивченко А.А., старший помощник прокурора Михайлова М.А. просили суд уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме и пояснили, что во исполнение исковых требований прокурора ответчиком ООО «Дорожникъ» обеспечена постановка эксплуатируемого Асфальтобетонного завода RD175 на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в Государственном реестре ОНВОС указанному объекту присвоена II категория, код объекта: 54- 0257-002962-П, что подтверждается выданной Департаментом надзорной и контрольной деятельностью Орловской области выпиской от Дата В целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду от работы асфальтобетонного завода, ответчиком ООО «Дорожникъ» проведена инвентаризация имеющихся на АБЗ источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается техническим отчетом по инвентаризации от Дата, разработана программа производственного экологического контроля для объекта II категории «Асфальтобетонный завод» от Дата, разработаны мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, направленные в адрес Департамента надзорной и контрольной деятельности. Работы по изготовлению асфальтобетонных смесей, в процессе которой образуются промышленные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, носит сезонный характер и прекращается с наступлением устойчивой минусовой температуры воздуха ниже 100 С. Ввиду того, что одним из источников специфического запаха, характерного для производства асфальтобетонных смесей, выступает момент выгрузки асфальта из мешалки АБЗ в кузов автомобиля, ответчиком ООО «Дорожник» проводится модернизация зоны выгрузки готовой продукции с помощью запланированной установки прозрачной ПВХ завесы для контроля свободного передвижения испарений от выгружаемой асфальтовой смеси. Для этих целей ответчиком ООО «Дорожникъ» заключен договор от Дата с Индивидуальным предпринимателем Чукиным С.В., произведен первоначальный платеж по договору, что подтверждается платежным поручением от Дата А также заключен Дата договор возмездного оказания услуг между ответчиком ООО «Газ Ресурс» и ООО «Проект-Инжиниринг» на разработку проекта санитарно-защитной зоны для производственного объекта, сопровождение при получении экспертиз и заключений, положительного решения уполномоченных органов об установлении СЗЗ.

При наличии указанных обстоятельств исковые требования прокурором были уточнены.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Дорожникъ» Филипкин Ю.Н. признал исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора.

Представители ответчика ООО «Газ Ресурс» адвоката Антонова И.В., Селиверстов А.В. не возражали против удовлетворения исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора в части понуждения к устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, полагали возможным устранение выявленных нарушений в части разработки проекта санитарно-защитной зоны для производственного объекта и получения на него положительного санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора в срок, не ранее Дата

Представитель третьего лица Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Писарева Т.А. требования прокурора поддержала. Пояснила, что ответчиком ООО «Дорожникъ» декларация о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого Асфальтобетонного завода RD175, как объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области направлена, проверка которой не окончена.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Орловской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от Дата №7-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от Дата N 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с абзацем 13 статьи 3 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ благоприятная окружающая среда - это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Согласно абзацу 14 статьи 1 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, включающие в себя в том числе землю, недра и почвы, в том числе атмосферный воздух. При этом законом предусмотрено установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от Дата N 96-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон от Дата N 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В силу пункта 8 статьи 15 данного Закона действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха (часть 2 статьи 12 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух" утверждено Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее по тексту Положение).

Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух, при котором вредное физическое воздействие от такого и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух. Предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух разрабатываются и утверждаются в соответствии с порядком, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Положения).

Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) с учетом всех эксплуатируемых и проектируемых (планируемых к вводу в эксплуатацию) на объекте источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и фонового загрязнения атмосферного воздуха. Определение фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Особенности учета фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха при определении нормативов допустимых выбросов устанавливаются методикой, указанной в пункте 6 настоящего Положения (пункт 8 Положения).

В соответствии с пунктом 9 названного Положения, нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории. Для планируемых в целях строительства объектов нормативы допустимых выбросов рассчитываются на основании материалов оценки воздействия на окружающую среду при разработке соответствующих разделов проектной документации, подготавливаемой в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами. Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, содержащихся в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Для объектов III категории указанные в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов.

В силу частей 9,10 ст.15 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Части 1, 2, 3, 4 ст. 31.2 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривают, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Согласно статье 16 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Таким образом, законодательно закреплено требование о соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании Федерального закона от Дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 554, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от Дата N 74 введена в действие с Дата новая редакция СанПиН 2.2.1/2.Дата-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.2.1/2.Дата-03 размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ООО «Газ Ресурс» и ООО «Дорожникъ», эксплуатирующих на территории Орловского района Орловской области объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду за счет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На территории промышленной площадки по адресу: <адрес> с мая 2021 года осуществлялась деятельность ООО «Орловский асфальт» по изготовлению асфальта, относящееся к предприятиям 2 класса опасности, для которых установлена ориентировочная санитарно-защитная зона 500 метров.

Основным видом деятельности предприятия является производство изделий из асфальта или аналогичных материалов, дополнительный вид деятельности – производство прочей неметаллической минеральной продукции, строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Производство асфальта осуществлялось с использованием асфальтовой установки – модульной установки асфальтобетонного завода RD175, которая была передана ООО «Орловский асфальт» на основании договора аренды оборудования с собственником установки ООО «Газ Ресурс» от Дата .

Производственная деятельность предприятия, осуществляемая посредством эксплуатации асфальтобетонной установки, сопровождается выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Асфальтобетонная установка имеет 15 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, пять из которых - организованных.

Дата ООО «Газ Ресурс» асфальтобетонная установка произведена в эксплуатацию ООО «Дорожникъ» на основании договора аренды оборудования от .

При этом, на момент обращения прокурором с иском в суд, асфальтобетонная установка, за счет производственной эксплуатации которой осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не было поставлено, инвентаризация источников выбросов и разработка предельно допустимых выбросов ООО «Газ Ресурс», как собственником объекта негативного воздействия, а также ООО «Дорожникъ», непосредственным эксплуатирующим, не была обеспечена, учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не обеспечивался.

Производственная деятельность предприятия, сопровождаемая выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществлялась в отсутствие разрешительных документов, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от Дата N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", что повлекло загрязнение атмосферного воздуха на селитебной территории, что сторонами не оспаривалось.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком ООО «Дорожникъ» обеспечена постановка эксплуатируемого Асфальтобетонного завода RD175 на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в Государственном реестре ОНВОС указанному объекту присвоена II категория, код объекта: 54- 0257-002962-П, что подтверждается выданной Департаментом надзорной и контрольной деятельностью Орловской области выпиской от Дата

В целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду от работы асфальтобетонного завода, ответчиком ООО «Дорожникъ» проведена инвентаризация имеющихся на АБЗ источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждается техническим отчетом по инвентаризации от Дата, разработана программа производственного экологического контроля для объекта II категории «Асфальтобетонный завод» от Дата, разработаны мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, направленные в адрес Департамента надзорной и контрольной деятельности.

Ответчиком ООО «Дорожник» проводится модернизация зоны выгрузки готовой продукции с помощью запланированной установки прозрачной ПВХ завесы для контроля свободного передвижения испарений от выгружаемой асфальтовой смеси. Для этих целей ООО «Дорожникъ» заключен договор от Дата с Индивидуальным предпринимателем Чукиным С.В., произведен первоначальный платеж по договору, что подтверждается платежным поручением от Дата, Дата заключен договор возмездного оказания услуг между ООО «Газ Ресурс» и ООО «Проект-Инжиниринг» на разработку проекта санитарно-защитной зоны для производственного объекта, сопровождение при получении экспертиз и заключений, положительного решения уполномоченных органов об установлении СЗЗ.

При указанных обстоятельствах исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Удовлетворяя требование прокурора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд соглашается с доводами ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Газ Ресурс» о необходимости предоставления срока выполнения работ по разработке проекта санитарно-защитной зоны для производственного объекта - Асфальтобетонного завода RD175, расположенного по адресу: <адрес>, и получения на него положительного санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора, в срок до Дата.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дорожникъ» разработать в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от Дата №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 31.2 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Минприроды России от Дата "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого Асфальтобетонного завода RD175, как объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (код объекта НВОС П), расположенного по адресу: <адрес> и предоставить разработанную в установленном порядке декларацию в Департамент надзорной и контрольной деятельности <адрес>.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газ Ресурс» разработать проект санитарно-защитной зоны для производственного объекта - Асфальтобетонного завода RD175, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к II классу опасности, в порядке, установленном Правилами установления санитарно-защитных зон и используемых земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением правительства РФ от 03 марта 2018 года №222, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», и получить на него положительное санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора, в срок до 01 апреля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 02 декабря 2022 года.

Судья Н. М. Соколова

2-2021/2022 ~ М-1856/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Дорожникъ"
ООО "Газ Ресурс"
Другие
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Управление Роспотребнадзора по Орловской области
Суд
Орловский районный суд Орловcкой области
Судья
Соколова Н.М.
Дело на сайте суда
orlovsky--orl.sudrf.ru
16.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2022Передача материалов судье
23.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2022Подготовка дела (собеседование)
30.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
01.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее