Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-119/2022 от 28.03.2022

                                                                                              Дело № 12-119/2022

УИД 35RS0019-01-2022-001004-54

    РЕШЕНИЕ

    28 апреля 2022 года                                                                                               г. Сокол

    Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Мокиевская С.Н., рассмотрев жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Пахолковой У.Н.                  от ДД.ММ.ГГГГ, которым муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

по результатам внеплановой выездной проверки от 28 октября 2021 года (акт ) МУП «Коммунальные системы» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению в срок до 12 января 2022 года нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно:

по сбросу сточных вод через выпуск № 1 в р. Пельшма с превышением НДС по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, аммоний-иону, феоналам летучим (пункт 1 предписания);

по несоблюдению периодичности проведения отбора и исследований проб сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 в р. Пельшма (производственный контроль качества сточных вод, сбрасываемых через выпуск № 1 в р. Пельшма по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид) в период с июня 2021 года по октябрь 2021 года не проведен (пункт 5 предписания).

С целью проверки исполнения данного предписания Северным межрегиональным правлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с 26 января 2022 года по 08 февраля 2022 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Коммунальные системы», по результатам которой установлено невыполнение вышеуказанных пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Пахолковой У.Н. от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за повторное неисполнение предписания.

Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Коммунальные системы» подана жалоба о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированная тем, что при проверке соответствия сточных вод предъявляемым требованиям лабораторией ЦЛАТИ анализ на загрязняющее вещество НСПАВ (синтамид) не проводился ввиду отсутствия у данной лаборатории разрешения на проведение анализа по указанному веществу, определить наличие данного загрязняющего вещества в сточных водах невозможно ввиду отсутствия у всех лабораторий на территории Вологодской области соответствующей аккредитации, в связи с чем, привлечение предприятия за неисполнение пункта 1 предписания незаконно. Также указал, что часть 39 статьи 19.5 КоАП РФ введена в действие на основании Федерального закона № 419-ФЗ от 21 декабря 2021 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в то время как предписание выдано МУП «Коммунальные системы» до введения вышеуказанных изменений, в связи с чем, предприятие могло быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Представитель МУП «Коммунальные системы» по доверенности Фомичев Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что предприятием приняты все зависящие от него меры по поиску лаборатории, имеющей аккредитацию на проведение анализа сточных вод на загрязняющее вещество синтамид, вместе с тем, в Вологодской области и в других областях такая лаборатория отсутствует. Превышение допустимых нормативов по другим загрязняющим веществам у предприятия имеется, но данное превышение связано с выпуском сточных вод АО «Сокольский ЦБК» и ООО «Сухонский КБК» с превышением нормативов загрязняющих веществ, о чем ежемесячно МУП «Коммунальные системы» сообщается в Росприроднадор. При поступлении от данных предприятий сточных вод с превышением допустимых нормативов по загрязняющим веществам очистные сооружения МУП «Коммунальные систем» не могут произвести очистку сточных вод до устранения превышения нормативов, в соответствии с Федеральным «О водоснабжении» на абоненте лежит обязанность производить очистку вод, построив очистные сооружения или установив фильтры. В случае назначения МУП «Коммунальные системы» административного наказания в виде административного штрафа, просил судью уменьшить его размер на основании положений статьи 4.1 КоАП РФ.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Пахолкова У.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Заместителем руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора Соколовым П.А. судье представлен отзыв, согласно которому в перечень полномочий территориального управления Росприроднадзора не входит поиск организаций, осуществляющих анализ сточных вод на наличие в них загрязняющих веществ; перечень контролируемых загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами через выпуск № 1 МУП «Коммунальные системы» в р. Пельшма установлен программой проведения измерений качества сточных вод № 21/2018 и нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, разработанными непосредственно МУП «Коммунальные системы».

Судья, заслушав представителя МУП «Коммунальные системы», проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Статьей 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В силу части 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Федеральным законом РФ от 21 декабря 2021 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 19.5 КоАП РФ дополнена частями 38 и 39, которые начали действовать с 01 января 2022 года.

Согласно части 38 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 38 указанной статьи КоАП РФ образует состав административного правонарушения по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения внеплановой документарной проверки 28 октября 2021 года Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора МУП «Коммунальные системы» выдано предписание об устранении нарушений, выраженных в сбросе сточных вод через выпуск № 1 в р. Пельшма с превышением НДС по следующим загрязняющим веществам: нефтепродукты, аммоний-иону, феоналам летучим (пункт 1 предписания); в несоблюдении периодичности проведения отбора и исследований проб сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 в р. Пельшма (производственный контроль качества сточных вод, сбрасываемых через выпуск № 1 в р. Пельшма по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид) в период с июня 2021 года по октябрь 2021 года не проведен (пункт 5 предписания).

Срок устранения нарушений определен 12 января 2022 года.

На основании решения заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в МУП «Коммунальные системы» проведена внеплановая документарная проверка выполнения обществом вышеуказанного предписания, по результатам которого             ДД.ММ.ГГГГ составлен акт .

Из акта следует, что выданное предписание в части пунктов 1 и 5 предприятием не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Коммунальные системы» вновь выдано предписание об устранении данных нарушений в срок до               06 мая 2022 года.

Невыполнение МУП «Коммунальные системы» предписания от ДД.ММ.ГГГГ послужило основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по части 39 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт совершения МУП «Коммунальные системы» административного правонарушения, выразившегося в неисполнении пункта 1 предписания подтверждается материалами дела в их совокупности.

Как следует из материалов дела, 26 января 2022 года произведен отбор сточных вод, сбрасываемых через выпуск № 1 в р. Пельшма, по результатам проведения лабораторных исследований установлено превышение нормативов допустимого сброса по нефтепродуктам (в 18,1 раза), превышение лимитов по аммоний-иону (в 1,1 раза), по фенолам летучим (в 11,7 раза).

Факт совершения МУП «Коммунальные системы» вменяемого административного правонарушения в части неисполнения пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается совокупностью письменных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием             от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов исследований от ДД.ММ.ГГГГ , заключением экспертной организации от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 35 от 17 декабря 2021 года о привлечении МУП «Коммунальные системы» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оспаривая привлечение к административной ответственности за неисполнение пункта 5 предписания, согласно которому предприятием не соблюдается периодичность проведения отбора и исследований проб сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 в л. Пельшма, по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид), МУП «Коммунальные системы» указало на отсутствие на территории Вологодской области аккредитованных лабораторий, которые могут производить такой отбор и исследование проб.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 21 апреля 2005 года № 119-О и от            20 марта 2008 года № 210-О-О, часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающая основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлена на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 данного Кодекса) и имеет целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года № 486-О-О указано, что административная ответственность применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.

Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 1.5 КоАП РФ).

Изложенное означает, что обязанность доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а в настоящем случае – наличия у МУП «Коммунальные системы» возможности осуществления производственного контроля по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид) – возложена законом на административный орган.

В ответе на запрос судьи заместитель руководителя Северного межрегионального управления Росприроднадзора Соколов П.А. указал об отсутствии у территориального управления Росприроднадзора полномочий по поиску организаций, осуществляющих анализ сточных вод на наличие в них загрязняющих веществ. В то же время доказательств, свидетельствующих о наличии у МУП «Коммунальные системы» возможности выполнить вышеуказанную обязанность, в материалах дела не имеется.

При этом защитником предприятия представлены доказательства принятия МУП «Коммунальные системы» мер, направленных на поиск аккредитованной организации, осуществляющей анализ сточных вод на содержание вещества синтамид, начиная с 2018 года. На территории Вологодской области такие организации не найдены.

Изложенное свидетельствует об отсутствии у юридического лица возможности выполнения требований законодательства, за невыполнение которых установлена административная ответственность, и, следовательно, вины предприятия в совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении периодичности проведения отбора и исследований проб сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 в р. Пельшма по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид).

Таким образом, из состава вмененного МУП «Коммунальные системы» административного правонарушения подлежит исключение указания на невыполнение предприятием пункта 5 предписания от                     ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, состав вмененного предприятию административного правонарушения образует невыполнение МУП «Коммунальные системы» пункта 1 данного предписания.

В соответствии с пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Выданное предписание обществом не оспорено, недействительным не признано, ходатайство о продлении срока устранения выявленного нарушения МУП «Коммунальные системы» в Росприроднадзор не подавалось.

Довод жалобы защитника МУП «Коммунальные системы» по доверенности Фомичева Е.В. о том, что государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области неправильно квалифицировано совершенное предприятием административное правонарушение, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Действительно, статья 19.5 КоАП РФ дополнена пунктом 39 на основании Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившего в силу 01 января 2022 года.

Вместе с тем, поскольку срок исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ был установлен до 12 января 2022 года, то следовательно, положения части 39 статьи 19.5 КоАП РФ распространяют свое действие на совершенное предприятием административное правонарушение.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что действия МУП «Коммунальные системы» правильно квалифицированы государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области по части 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно повторно совершило невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Коммунальные системы» жалобы вынесено должностным лицом Росприроднадзора в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным, вместе с тем, судья находит возможным при определении размера административного штрафа применить положения пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив его до 100 000 рублей 00 копеек.

Оснований для освобождения МУП «Коммунальные системы» от административного наказания по статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или замене административного штрафа на предупреждение судья не усматривает.

Принимая во внимание, что должностным лицом Росприроднадзора при вынесении постановления всесторонне и полно изучены материалы дела в их совокупности, правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушения норм процессуального права отсутствуют, судья считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 4.1, частью 39 статьи 19.5, статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Пахолковой У.Н.                  от ДД.ММ.ГГГГ, которым муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 39 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, изменить, исключив из него указание на совершение муниципальным унитарным предприятием «Коммунальные системы» административного правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а именно по несоблюдению периодичности проведения отбора и исследований проб сточной воды, сбрасываемой через выпуск № 1 в р. Пельшма (производственный контроль качества сточных вод, сбрасываемых через выпуск № 1 в р. Пельшма по загрязняющему веществу НСПАВ (синтамид) в период с июня 2021 года по октябрь 2021 года не проведен (пункт 5 предписания), и снизив размер административного штрафа до 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» – без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Вологодской областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                    С.Н. Мокиевская

12-119/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
МУП "Коммунальные системы"
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Мокиевская Светлана Николаевна
Статьи

ст.19.5 ч.39 КоАП РФ

Дело на странице суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
28.03.2022Материалы переданы в производство судье
28.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.05.2022Вступило в законную силу
30.05.2022Дело оформлено
30.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее