Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-8003/2022 ~ М-7590/2022 от 29.07.2022

                       Дело № 2-8003/2022

    УИД 35RS0010-01-2022-011103-13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда                                                             18 октября 2022 года

    Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Губиной Е.Л.,

при секретаре Шабариной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильева А. Н., Васильевой В. Г. к обществу с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за взносы по вывозу мусора

установил:

Истцы обратились в суд с иском, мотивируя тем, что Васильев А.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована его супруга Васильева В.Г. В течение продолжительного времени ответчик начисляет оплату за услугу по вывозу мусора. Данной услугой истцы не пользуются, так как ближайшая контейнерная площадка для сбора мусора установлена на расстоянии 900 метров от границ их участка. Счетов на оплату не получали. Все пищевые отходы складируют в специальный ящик, расположенный на садовом участке, после чего используют, как удобрение Бумажные отходы используют для растопки печи, другие отходы (стекло, пластик) вывозят в мусорный контейнер по месту регистрации Васильева А.Н., где он исправно оплачивает услуги по вывозу мусора.

Просили обязать ООО «АкваЛайн» произвести перерасчет оплаты за вывоз твердых бытовых отходов (ТКО) по адресу: <адрес> и не осуществлять оплату за вывоз твердых бытовых отходов по указанному адресу до установки контейнеров согласно действующему законодательству.

В судебном заседании истцы Васильев А.Н., Васильева В.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «АкваЛайн» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представитель третьего лица администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

          Суд, заслушав истцов, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, пришел к следующему.

По правилам частей 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

С 01 января 2016 года собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.

Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).

Действующее экономическое регулирование в области обращения с твердыми отходами предусматривает систему финансирования соответствующих мероприятий, осуществляемых как публичными образованиями разного уровня за счет бюджетных средств, так и хозяйствующими субъектами, которая предполагает в том числе взимание ряда экологических платежей, а также их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в целях наиболее эффективного использования собранных средств (глава V Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, положения указанного закона необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.

Так, в соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила N 1156).

Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил N 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Из изложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадка) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 2 Правил N 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

    Как следует из материалов дела, Васильев А.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.

    В соответствии с выпиской администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области № 81 от 05.09.2022 года в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы Васильева В. Г. с дочерью ФИО1.

    Согласно письму ООО «АкваЛайн» от 03.09.2022 года платежный документ на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету (<адрес>) направляется на имя Васильева А.Н. исходя из количества проживающих 2 (ФИО1, Васильева В. Г.) по нормативу накопления ТКО; по лицевому счету (<адрес>) платежный документ на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляется на имя Васильева А.Н. исходя из количества проживающих 2 (Васильев А. Н. и ФИО2).

    Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, общ. на срок с 31.10.2017г. по 15.06.2022г.

    Согласно адресной справке, ФИО1 с 09.04.2021г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

    Вместе с тем, как следует из пояснений истцов в судебном заседании, с заявлением о перерасчете, в связи с непроживанием ФИО1 и ФИО2 к ответчику не обращались.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148 (36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

    Поскольку перерасчет размера платы носит исключительно заявительный характер, начисление ООО «Аквалайн» платы за обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами является правомерным, согласно представленным сведениям администрацией Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области и УК «ВОУК».

        В соответствии со справкой администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 27.09.2022 года лицевой счет на имя Васильева А.Н. по адресу: <адрес> закрыт 27.09.2022 года, в связи с выбытием всех зарегистрированных по данному адресу.

    ООО «Аквалайн» с 01.01.2019 является региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области.

    По сведениям администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области удаленность ближайшей контейнерной площадки к жилому дому по адресу: <адрес> составляет 900 метров.

           Довод ответчиков о том, что им не оказывалась услуга по вывозу ТКО суд признает несостоятельным, поскольку отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 само по себе не является безусловным основанием считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения истцов от оплаты этой коммунальной услуги.

Доводы ответчиков о том, что мусор ими перерабатывался самостоятельно, суд также отклоняет, поскольку в силу действующего законодательства предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО только специальных в местах (площадках) накопления, потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Таким образом, учитывая факт того, что ООО «Аквалайн» является единственным региональным оператором в сфере обращения с ТКО на территории Вологодской области, суд приходит к выводу, что услуги по сбору и вывозу ТКО истцам были оказаны.

    При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Васильеву А. Н., Васильевой В. Г. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" отказать в полном объеме.

    Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

    Судья           Е.Л. Губина

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022 года.

2-8003/2022 ~ М-7590/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Александр Николаевич
Васильева Вера Геннадьевна
Ответчики
ООО "АкваЛайн"
Другие
Администрация Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Губина Елена Леонидовна
Дело на странице суда
vologodskygor--vld.sudrf.ru
29.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.08.2022Предварительное судебное заседание
15.09.2022Предварительное судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2022Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее