<данные изъяты>
Дело № 2-1232/2023
УИД: 29RS0021-01-2023-001488-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 04 декабря 2023 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Мамошиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лийченко Ж.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
установил:
Лийченко Ж.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление) о взыскании дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Исковые требования мотивирует тем, что приказом начальника Межрайонной ИФНС № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Инспекция) от ДД.ММ.ГГГГ №, была назначена на должность государственной гражданской службы начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками. Приказом начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы по п. 8.2, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. При увольнении ей были выплачены компенсация за неиспользованный отпуск, недоплаченные отпускные за период с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года, а также компенсация при сокращении за 4 месяца не в полном размере, поскольку при расчете не были учтены суммы выплаченных средств материального и дополнительного стимулирования за 2021-2022 гг. Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-226/2023, в её пользу были взысканы недоначисленные и невыплаченные денежные средства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в Отделении по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» в качестве гражданина, ищущего работу, безработной не признавалась, пособие не получала. Указанным Учреждением были приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выплате ей компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения на основании ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На основании указанных решений ей был выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по <данные изъяты> рублей, в сумме <данные изъяты> рублей, при этом также не были учтены суммы выплаченных средств материального и дополнительного стимулирования за 2021-2022 г.г. Просит взыскать с УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу дополнительную компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения на период трудоустройства в сумме <данные изъяты> рублей.
Истец Лийченко Ж.Г. в судебном заседании исковые требования поддерживает по доводам искового заявления.
Представитель ответчика УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель Управления ФИО3, действующий на основании доверенности, указывает, что расчет компенсации при увольнении Лийченко Ж.Г. за пятый и шестой месяцы после увольнения произведен правильно. Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, не является обязательным. Суммы материального стимулирования не предусмотрены системой оплаты труда, не входят в состав денежного содержания гражданских служащих. Указывает, что спорные суммы с учетом средств дополнительного материального стимулирования определены истцом арифметически правильно. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Лийченко Ж.Г.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В силу ч. ч. 5, 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
В силу ч. 7 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила № 562).
Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п. 8 Правил № 562, в случаях, предусмотренных подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в состав которого входят оклад денежного содержания, являющийся основой материального обеспечения гражданского служащего, а также дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим.
При этом вышеуказанными Правилами № 562 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении в связи с сокращением.
Судом установлено, следует из материалов дела, что приказом Государственной налоговой инспекции по Плесецкому району от ДД.ММ.ГГГГ № Лийченко Ж.Г. принята на работу машинисткой I категории.
Приказом Межрайонной ИФНС № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ № истец назначена на должность государственной гражданской службы начальником отдела регистрации и учета налогоплательщиков, и в дальнейшем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность начальника отдела регистрации, учета и работы с налогоплательщиками.
В соответствии с условиями служебного контракта Лийченко Ж.Г. обязалась исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался предоставить гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и служебным контрактом.
Заключенным с Лийченко Ж.Г. служебным контрактом установлено денежное содержание, состоящее из:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно п. 10 Служебного контракта, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № истец освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы по п. 8.2, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
При увольнении Лийченко Ж.Г. в ноябре 2022 года произведена выплата компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> рублей, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме <данные изъяты> рублей, всего с учетом заработной платы и надбавок истцу выплачено <данные изъяты> рублей.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, с УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Лийченко Ж.Г. взысканы: недоплаченные суммы отпускных выплат за период с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года в размере <данные изъяты> рублей, недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, компенсация при сокращении за 4 месяца в сумме <данные изъяты> рублей, всего взыскано <данные изъяты> рублей.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы в Инспекции, Лийченко Ж.Г. выплачивались премии и дополнительное материальное стимулирование, которые подлежали учету при расчете среднего заработка (денежного содержания) для расчета оплаты отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации, выплачиваемой при увольнении.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
Из материалов дела следует, что после увольнения с государственной гражданской службы, Лийченко Ж.Г. состояла на регистрационном учете в Отделении по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения».
Указанным органом приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате Лийченко Ж.Г. дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения на основании ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Как следует из искового заявления и материалов дела, Лийченко Ж.Г. выплачена компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по <данные изъяты> рублей за каждый месяц в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Истец, полагая, что данные выплаты также произведены без учета средств дополнительного материального стимулирования, выплаченного в период прохождения государственной гражданской службы в 2021-2022 г.г., просит взыскать с ответчика дополнительную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей согласно представленного расчета.
В письменных возражениях представитель УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО3 указывает, что расчет выплаченной компенсации за пятый и шестой месяцы после увольнения произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Выплата средств материального стимулирования и единовременных премий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование произведена сверх установленного фонда оплаты труда, данные выплаты не являются обязательной составляющей месячного денежного содержания гражданского служащего в соответствии со ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а представляют собой самостоятельный вид выплат, не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно не подлежат учету при расчете компенсации при увольнении.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, подтверждается материалами настоящего гражданского дела, что дополнительное материальное стимулирование истца производилось на основании приказов о материальном стимулировании и о премировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которые издавались на основании писем УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Премирование осуществлялось, в том числе, за выполнение особо важных и сложных задании, связанных с выполнением задач и обеспечением функций возложенных на Инспекцию, за личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на ответчика, показатели эффективности профессиональной служебной деятельности.
Выплаченные истцу премии и материальное стимулирование, фактически являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Инспекцию, и подлежат учету при расчёте компенсационных выплат при расторжении служебного контракта.
Согласно расчету указанному в исковом заявлении, взыскиваемая сумма доплаты компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, за вычетом выплаченной компенсации, составит <данные изъяты> рублей, то есть по <данные изъяты> рублей за каждый месяц.
Из письменных возражений представителя ответчика следует, что представленный истцом расчет дополнительной компенсации с учетом дополнительных сумм материального стимулирования является арифметически правильным.
Судом, представленный истцом расчет проверен, является арифметически верным, оснований подвергать сомнению представленный истцом расчет взыскиваемой суммы не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца дополнительной компенсации при увольнении за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме <данные изъяты> рублей.
Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпунктов 1 и 19 п. 1 ст. ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лийченко Ж.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (<данные изъяты>) в пользу Лийченко Ж.Г. (<данные изъяты>) дополнительную компенсации пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере <данные изъяты> копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Плесецкий районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> А.Ю. Доильницын
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме изготовлено 08 декабря 2023 года.