Дело № 2-5007/2023
Изготовлено 28.11.2023
УИД 51RS0001-01-2023-004611-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 ноября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Маслова В.В.,
при секретаре Галушка С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии,
установил:
Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области) о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано, по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера) - 07 лет 02 месяца 05 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 00 лет 07 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 12 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 5,852, при требуемом не менее 21 (по условиям назначения 2021 года).
Из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Вместе с тем, в указанный период она осуществляла трудовую деятельность в должности продавца непродовольственных товаров в ООО «Звук» в городе Мурманске, то есть в районе Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня, получала заработную плату, расчетные листы содержали сведения о начислении страховых взносов.
В трудовой книжке на страницах 4-5 имеются соответствующие записи о трудоустройстве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, запись выполнена на русском языке, оснований сомневаться в ее подлинности нет.
Соответственно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продавцом непродовольственных товаров в ООО «Звук» в городе Мурманске подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, что повлечет увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Учитывая изложенное, просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», обязать произвести перерасчет страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, величины индивидуального пенсионного коэффициента, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Смирнова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.
Представитель истца Лукичева С.Н. в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Указала, что трудовая книжки не признана недействительной, в связи с чем период работы в ООО «Звук» подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Представитель ОСФР по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, полагая решение пенсионного органа законным и обоснованным, просил в иске отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, пенсионное дело Смирновой Е.В., суд приходит к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ)
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены в ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Е.В. обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Смирновой Е.В. отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Документально подтвержденный стаж, исчисленный в порядке предусмотренном ч. 8 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, с поэтапным применением законодательства, составил: страховой стаж - 07 лет 02 месяца 05 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 00 лет 07 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 12 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 5,852, при требуемом не менее 21 (по условиям назначения 2021 года).
Дата регистрации истца в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
В страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, в том числе, пенсионным органом, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о стаже и начислении страховых взносов.
Полагая решение пенсионного органа не законным в данной части, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2007 № 9-П, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ответу на запросы суда в ГОКУ «Государственный архив Мурманской области», ММБУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска», документы по личному составу ООО «Звук» на хренение в архив не поступали, местонахождение указанных документов неизвестно.
По сведениям УФНС России по Мурманской области, ОСФР по Мурманской области, ООО «Звук» (ИНН №, per. №) был зарегистрирован в системе пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в связи с ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Звук» финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, страховые взносы не начислялись, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не представлялись.
Доказательств опровергающих установленную судом информацию, стороной истца суду не представлено.
Доводы истца о том, что указанный период внесен в трудовую книжку, суд отклоняются, поскольку после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей.
Каких-либо иных доказательств фактического осуществления трудовой деятелности, начисления заработной платы в указанные периоды, истцом не представлено, и судом не добыто.
Ввиду отсутствия указанных обстоятельства, период работы истца в ООО «Звук» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Смирновой Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Маслова