Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5007/2023 ~ М-4015/2023 от 28.09.2023

Дело № 2-5007/2023

Изготовлено 28.11.2023

УИД 51RS0001-01-2023-004611-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Маслова В.В.,

при секретаре Галушка С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии,

установил:

Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области) о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в установлении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано, по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Документально подтвержденный стаж составил: страховой стаж (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера) - 07 лет 02 месяца 05 дней, при требуемом не менее 20 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 00 лет 07 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 12 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 5,852, при требуемом не менее 21 (по условиям назначения 2021 года).

Из подсчета страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.     Вместе с тем, в указанный период она осуществляла трудовую деятельность в должности продавца непродовольственных товаров в ООО «Звук» в городе Мурманске, то есть в районе Крайнего Севера, в течение полного рабочего дня, получала заработную плату, расчетные листы содержали сведения о начислении страховых взносов.

В трудовой книжке на страницах 4-5 имеются соответствующие записи о трудоустройстве в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, запись выполнена на русском языке, оснований сомневаться в ее подлинности нет.

Соответственно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продавцом непродовольственных товаров в ООО «Звук» в городе Мурманске подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, что повлечет увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Учитывая изложенное, просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», обязать произвести перерасчет страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера, величины индивидуального пенсионного коэффициента, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Смирнова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.

Представитель истца Лукичева С.Н. в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить. Указала, что трудовая книжки не признана недействительной, в связи с чем период работы в ООО «Звук» подлежит включению в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.

Представитель ОСФР по Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, полагая решение пенсионного органа законным и обоснованным, просил в иске отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, пенсионное дело Смирновой Е.В., суд приходит к следующему.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены в ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Е.В. обратилась в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Смирновой Е.В. отказано в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Документально подтвержденный стаж, исчисленный в порядке предусмотренном ч. 8 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, с поэтапным применением законодательства, составил: страховой стаж - 07 лет 02 месяца 05 дней, при требуемом не менее 20 лет;     стаж работы в районах Крайнего Севера - 00 лет 07 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 12 лет; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 5,852, при требуемом не менее 21 (по условиям назначения 2021 года).

Дата регистрации истца в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

В страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, в том числе, пенсионным органом, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Звук», поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о стаже и начислении страховых взносов.

Полагая решение пенсионного органа не законным в данной части, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10.07.2007 № 9-П, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции Российской Федерации и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ответу на запросы суда в ГОКУ «Государственный архив Мурманской области», ММБУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска», документы по личному составу ООО «Звук» на хренение в архив не поступали, местонахождение указанных документов неизвестно.

По сведениям УФНС России по Мурманской области, ОСФР по Мурманской области, ООО «Звук» (ИНН , per. ) был зарегистрирован в системе пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета в связи с ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Звук» финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, страховые взносы не начислялись, сведения индивидуального (персонифицированного) учета не представлялись.

Доказательств опровергающих установленную судом информацию, стороной истца суду не представлено.

Доводы истца о том, что указанный период внесен в трудовую книжку, суд отклоняются, поскольку после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей.

Каких-либо иных доказательств фактического осуществления трудовой деятелности, начисления заработной платы в указанные периоды, истцом не представлено, и судом не добыто.

Ввиду отсутствия указанных обстоятельства, период работы истца в ООО «Звук» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Смирновой Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периода работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Маслова

2-5007/2023 ~ М-4015/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнова Елена Владимировна
Ответчики
Отделение Пенсионного фонда РФ по МО
Другие
Адвокат Лукичева Светлана Николаевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Маслова Валерия Валерьевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее