Дело № 2- 6643/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 октября 2023 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Графенковой Е.Н.,
при секретаре Асадуллиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чухиной И. А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, о включении домовладения в наследственную массу, сохранении дома в реконструированном виде, признании права собственности на домовладение в реконструированном виде в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Чухина И.А. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, о включении домовладения в наследственную массу, сохранении дома в реконструированном виде, признании права собственности на домовладение в реконструированном виде в порядке наследования.
В обоснование требований указано, что ее матери Вороновой А. А.е принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>, построенный на земельном участке, предоставленном Вороновой А.А. по Договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между отделом коммунального хозяйства исполкома Калининского районного Совета депутатов трудящихся и «Застройщиком» Вороновой А.А., на основании решения исполкома Калининского райсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и Акта об отводе земельного участка под индивидуальную застройку от ДД.ММ.ГГГГ. Договор о передаче в бессрочное пользование земельного участка был нотариально удостоверен нотариусом 4 Уфимской Государственной нотариальной конторы Нурисламовой.
ДД.ММ.ГГГГ мать истца, Воронова А.А., составила завещание, удостоверенное нотариусом Лагойда С.В., по которому все свое имущество завещала истцу. ДД.ММ.ГГГГ Воронова А.А. умерла.
После ее смерти открылось наследство, состоящее из вышеуказанного жилого дома. Истец является единственным наследником к имуществу умершей в силу завещания.
В 2013 году, с целью оформления своих наследственных прав, истец обращалась к нотариусам г. Уфы Фаршатовой Г.Р., Бачмановой Н.В.
Нотариусами были сделаны запросы в компетентные органы, после чего истцу был дан ответ, что согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Вороновой А. А.ы отсутствуют. Истцу было рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на жилой дом, либо включить его в наследственную массу.
Согласно техническому паспорту, рубленый одноквартирный жилой дом выстроен в 1962 году. По состоянию на 1974 год фактическая площадь участка составляла 480,0 кв. м, полезная площадь строения составляла 54,3 кв.м.
По результатам проведенной в 2013 году инвентаризации общая жилая площадь жилого дома составила 86,3 кв.м. При жизни матери проведена реконструкция жилого дома, были возведены пристрои: литер А1- в 1982 году, А2- 1985 году, литер А3-в 2007 году. Увеличение площади дома осуществлялось на средства истца, все постройки выполнены до смерти наследодателя.
Истец с момента рождения и по настоящее время проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, мать истца Воронова А.А. также с момента постройки дома и до своей смерти проживала и была зарегистрирована по указанному адресу. Таким образом, истец фактически приняла наследство после смерти матери. Других наследников у Вороновой А.А. не имеется.
Просит включить индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> наследственную массу после смерти Вороновой А. А.ы, умершей ДД.ММ.ГГГГ; сохранить в реконструированном состоянии индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; признать за истцом собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: РБ, <адрес> порядке наследования.
В судебном заседании истец Чухина И.А. на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить по изложенным в иске доводам и основаниям.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Набиев А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание представители ответчиков Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьих лиц Управления Росреестра по РБ, ОАО «Газ-Сервис», нотариус Лагойда С.В., нотариус Бачманова Н.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В адресованном суду письменном отзыве Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просили в удовлетворении исковых требований отказать, исключить МЗИО РБ из числа ответчиков. Определением суда МЗИО РБ исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав истца, представителя УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Абзац 1 статьи 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.1 ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Для приобретения наследства наследник должен его принять ( п.1 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в п. 11 разъяснил, что право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку (п. 27 Постановления).Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 г., указал, что возможность признания права собственности на часть объекта самовольной постройки действующим законодательством не предусмотрена. При самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений, право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.Судом установлено, что истец являлась дочерью Вороновой А.А., что следует из свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).ДД.ММ.ГГГГ Воронова А.А. умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №, свидетельство о смерти № (л.д.34). К имуществу умершей Вороновой А.А. нотариусом Бачмановой Н.В. заведено наследственное дело № год. С заявлением о принятии наследства в установленный законодательством шестимесячный срок обратилась дочь наследодателя – истец Чухина И.А.Из письма нотариуса Бачмановой Н.В. наследнику Чухиной И.А. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на имя Вороновой А. А.ы отсутствуют. В связи с отсутствием документов на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подтверждающие возникновение права собственности либо иного права у Вороновой А.А., Чухиной И.А. рекомендовано обратиться в суд для признании права собственности на вышеуказанное имущество, либо включения его в наследственную массу.Как усматривается из материалов дела, на основании Договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между отделом коммунального хозяйства исполкома Калининского районного Совета депутатов трудящихся и «Застройщиком» Вороновой А.А., на основании решения исполкома Калининского райсовета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ и Акта об отводе земельного участка под индивидуальную застройку от ДД.ММ.ГГГГ матери истца Вороновой А.А. предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.. Договор о передаче в бессрочное пользование земельного участка был нотариально удостоверен нотариусом 4 Уфимской Государственной нотариальной конторы Нурисламовой ( л.д.22,23). ДД.ММ.ГГГГ мать истца, Воронова А.А., составила завещание, удостоверенное нотариусом Лагойда С.В., по которому все свое имущество завещала истцу (л.д.33). Истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство на данную комнату отказано, поскольку жилой дом не был зарегистрирован собственником в установленном законом порядке. Из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено – также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследником умершего. Отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на спорный объект недвижимого имущества не является безусловным основанием для отказа наследникам в признании права собственности на жилой дом с надворными постройками в порядке наследования, так как факт наличия либо отсутствия права собственности наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам (смерть гражданина), может быть установлен судом на основании представленных наследниками доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям. Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ООО «Консалт», жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом капитального строительства, возведен в соответствии с требованиями градостроительных, строительно-технических, санитарных, противопожарных норм и правил, требованиям пожарной, санитарной, градостроительной, техническим нормам и правилам соответствует; не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе пользователей и собственников смежных земельных участков. Жилой дом частично расположен в охранных зонах (часть земельного участка занята объектом недвижимости газоснабжения 02:55:030816:7/2 и 02:55:030816:7/3. При этом жилой дом полностью входит в границы земельного участка № В силу ст. 1142 ГК РФ Чухина И.А. является наследником первой очереди на имущество, оставшееся после смерти ее матери Вороновой А.А. После смерти матери Чухина И.А. фактически приняла наследство, оставаясь проживать в доме, владея им как собственник, оплачивая коммунальные платежи и за содержание жилья, домовладение перешло в ее владение. В установленный срок Чухина И.А. обратилась к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, однако, ей было отказано по причине отсутствия сведений о регистрации права собственности на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. От наследования в установленном законом порядке она не отстранялась, действия, дающие основания признать недостойным наследником, не совершала. С момента постройки дома и до настоящего времени истец проживает в спорном жилом доме, обрабатывает приусадебный участок, несет бремя содержания дома, оплачивая коммунальные платежи, что подтверждается домовой книгой (л.д.24-27). Таким образом, после открытия наследства Чухина И.А. продолжала владеть и пользоваться домовладением и земельным участком, несла расходы на содержание дома и земельного участка и предприняла меры по сохранению имущества наследодателя и защите его от посягательств третьих лиц. Принимая во внимание, что умершая Воронова А.А. приобрела имущественное право (право собственности) на спорный дом на законном основании, суд признает за ней право на указанное имущество. Учитывая, что государственная регистрация права собственности Вороновой А.А. не произведена, данный дом подлежит включению в наследственную массу в судебном порядке. Как следует из материалов наследственного дела № к имуществу Вороновой А.А., иных наследников, принявших наследство, помимо истца не имеется. Поскольку в судебном заседании нашло подтверждение, что умершая Воронова А.А. являлась собственником жилого дома, общей площадью 68,1кв.м (согласно технического паспорта 1974 г.) кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, ее наследником по закону является истец, которая в установленный срок приняла наследство, иных претендентов на наследственное имущество не имеется, суд считает необходимым признать за Чухиной И.А. в порядке наследования по закону после смерти Вороновой А.А. право собственности на жилой дом в реконструированном виде, общей площадью 86,3 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Чухиной И. А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о включении домовладения в наследственную массу, сохранении дома в реконструированном виде, признании права собственности на домовладение в реконструированном виде в порядке наследования удовлетворить.
Включить индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> наследственную массу после смерти Вороновой А. А.ы, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Сохранить в реконструированном состоянии индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Чухиной И. А. право собственности на индивидуальный жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования.
Решении суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности Чухиной И. А. на жилой дом, общей площадью 86,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Судья: Е.Н. Графенкова