24RS0011-01-2023-000451-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 26 апреля 2024 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.,
при секретаре – Высоцкой Ю.А.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Дзержинского района – Козарь В.А.,
представителя ответчика – главы Нижнетанайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края Хромова К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/2024 по исковому заявлению прокурора Дзержинского района Красноярского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетанайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края о возложении обязанностей к совершению определенных действий по надлежащей эксплуатации и функционированию гидротехнического сооружения (плотины),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района Красноярского края обратился в Дзержинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что, прокуратурой Дзержинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений (далее ГТС), а именно плотины расположенной по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Нижний Танай, ул. Набережная, р. Усолка. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», также указанный Федеральный закон устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что в нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ не осуществляются мероприятия по разработке и уточнению критериев безопасности ГТС. В нарушение п.2, 5, 6 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596 отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, не осуществляется ежегодная индексация, с учетом уровня инфляции, величины финансового обеспечения, гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС. В нарушение «Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. ГТС эксплуатируется без разработанных правил эксплуатации ГТС. В нарушение ст. 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» квалификация работников не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение п. 4 Положения о декларировании безопасности ГТС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 не проведено обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС (обследование ГТС проводится в течение календарного года до представления Декларации на экспертизу). В нарушение ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ не проведен комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, а именно не созданы материальные резервы (отсутствует аварийный запас материалов), предназначенные для ликвидации аварии на ГТС.
Допущенные сотрудниками администрации Нижнетанайского сельсовета, нарушения законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределённого круга лиц, истец с учетом уточнения своих требований просит: обязать муниципальное образование - администрацию Нижнетанайского сельсовета в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующее:
- разработать правила эксплуатации ГТС, плотин, расположенной по адресу: Дзержинский район, с. Нижний Танай, ул. Набережная, р. Усолка;
- провести комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС. (Создать материальные резервы).
В течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующее:
- обеспечить разработку, утверждение и согласование декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством порядке.
В судебном заседании истец - помощник прокурора Дзержинского района Козарь В.А. поддержал заявленные исковые требования, с учетом их уточнения.
Представитель ответчика - глава Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Хромов К.Ю. в судебном заседании уточнённые исковые требования признал частично, пояснил, что для их исполнения нужна большая сумма денежных средств, которых в бюджете Нижнетанайского сельсовета нет. Мероприятия по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС (создание материальных резервов) им исполнены, путем заключения соглашения о предоставлении инертных материалов от 02.04.2024 года и подписания гарантийных писем АО «КрайДЭО» выполнены. Также проводится работа по разработке правил эксплуатации ГТС, разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, что подтверждается предоставленными контрактами. Но проведение вышеуказанных мероприятий требует больших финансовых затрат, которые отсутствую у ответчика в связи с чем просит увеличить срок исполнения требований истца.
Представители третьих лиц администрация Дзержинского района Красноярского края, Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Изучив доводы истца, ответчика и исследовав имеющиеся в распоряжении суда письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет его собственник.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений регулирует ФЗ от 21.07.1997 г. № 117 – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», который устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В силу ст.3 указанного Закона, собственником гидротехнического сооружения является - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст.9 указанного Закона, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования, к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу ст.10 Федерального закона от 21.07.1997г. №117 – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Согласно ч.3 Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 462 «Об утверждении Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и уточнение Правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию Правил эксплуатации ГТС. Разработка (уточнение) Правил эксплуатации ГТС осуществляется при: утверждении декларации безопасности ГТС; изменении предусмотренных действующей декларацией безопасности ГТС условий эксплуатации, повлекшем снижение уровня безопасности ГТС; ухудшении предусмотренных проектной документацией условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий; выявлении повреждений и аварийных ситуаций на ГТС.
В силу ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ не проведен комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, а именно не созданы материальные резервы (отсутствует аварийный запас материалов), предназначенные для ликвидации аварии на ГТС.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривается, что Муниципальному образованию Нижнетанайский сельский совет Дзержинского района Красноярского края принадлежит на праве собственности гидротехническое сооружение: «Плотина», расположенная по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Нижний Танай, ул. Набережная, р. Усолка.
Администрация Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Дзержинского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края. К вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета.
27.10.2022 года в адрес ответчика - Администрация Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района, прокурором Дзержинского района Ковалевым В.А. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений. Установлено что:
- в нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ не осуществляются мероприятия по разработке и уточнению критериев безопасности ГТС;
- в нарушение п.2, 5, 6 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 № 1596 отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, не осуществляется ежегодная индексация, с учетом уровня инфляции, величины финансового обеспечения, гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
- в нарушение «Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. ГТС эксплуатируется без разработанных правил эксплуатации ГТС;
- в нарушение ст. 9.1 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» квалификация работников не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в нарушение п. 4 Положения о декларировании безопасности ГТС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 не проведено обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС (обследование ГТС проводится в течение календарного года до представления Декларации на экспертизу);
- в нарушение ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ не проведен комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, а именно не созданы материальные резервы (отсутствует аварийный запас материалов), предназначенные для ликвидации аварии на ГТС.
Согласно имеющегося в материалах дела ответа главы Нижнетанайского сельского совета Хромова К.Ю. от 29.11.2022 года данное представление рассмотрено по существу.
Согласно выписке из реестра муниципальных объектов недвижимого имущества администрации Нижнетанайского сельсовета – плотина на р. Усолка, расположенная по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. Нижний Танай внесена в реестр муниципальных объектов недвижимого имущества под № 102 на основании акта приема-передачи основных средств от 29.11.2007 года № 75 и является объектом казны муниципального образования – Нижнетанайский сельсовет.
Решением избирательной комиссии МО Нижнетанайский сельсовет Дзержинского района Красноярского края от 18.10.2020 года за № 26/1 Хромов К.Ю. избран главой Нижнетанайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения, а именно: разработка правил эксплуатации ГТС; разработка, утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения, нарушают интересы неопределенного круга лиц, а также могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований в данной части, с учетом объема необходимого проведения работ, а также финансового положения ответчика. Возложение обязанности связанное с согласованием декларации безопасности гидротехнического сооружения, суд считает нецелесообразным, так как процесс согласования носит длительный характер и не зависит от воли ответчика.
При этом ответчиком в ходе рассмотрения дела предоставлены доказательства проведения комплекса мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на спорной ГТС, а именно, заключено соглашение о предоставлении инертных материалов от 02.04.2024 года, получено гарантийное письмо АО «КрайДЭО» о предоставлении транспортных средств и спецтехники, в связи с чем, требования процессуального истца в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Дзержинского района Красноярского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнетанайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края о возложении обязанностей к совершению определенных действий по надлежащей эксплуатации и функционированию гидротехнического сооружения (плотины) – удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное образование в лице администрации Нижнетанайского сельского совета Дзержинского района Красноярского края следующие обязанности, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать правила эксплуатации ГТС (плотины), расположенной по адресу: Дзержинский район, с. Нижний Танай, ул. Набережная, р. Усолка;
- обеспечить разработку, утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством порядке.
В удовлетворении требования о проведении комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС (Создать материальные резервы) отказать, в связи с добровольным удовлетворением заявленного требования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края.
Судья И.И. Бояркина