КОПИЯ
Дело № 2-4611/2023
УИД 26RS0003-01-2023-005242-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 г. г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре судебного заседания Кучеренко А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации,
установил:
Минераловодский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО10, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанности обеспечить ребенка-инвалида ФИО9 необходимыми техническими средствами для реабилитации: ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт; кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка, регулирующая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень - 1 шт, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.30.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка доводов обращения ФИО6 в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1 о соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов.
Установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) от ДД.ММ.ГГГГ №.30.26/2023, утвержденной и выданной Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на основании протокола проведения медикосоциальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом и состоит на учете по обеспечению следующими видами технических средств реабилитации (далее - TCP) и протезно- ортопедическими изделиями (ортопедической обувью), согласно поданным заявлениям законного представителя несовершеннолетнего - ФИО6:
- ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт;
- кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов) - 1 шт;
- кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень- 1 шт;
- ортопедические брюки - 1 шт;
- подгузники для детей весом до 20 кг - 4 шт (в сутки).
Для обеспечения несовершеннолетней ФИО1 ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт; кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень- 1 шт ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ подана заявка. Вместе с тем, до настоящего времени ФИО1 указанными техническими средствами реабилитации в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст.ст. 10,11,11.1 Закона № 181-ФЗ, а также Правил № не обеспечена.
Официального письменного заявления на отказ от ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт; кресло-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень- 1 шт ФИО6 в ОСФР по Ставропольскому краю не предоставляла.
Согласно п. 5(1) Правил № 240 снятие инвалида с учета по обеспечению TCPосуществляется уполномоченным органом в случае, если инвалид либо лицо, представляющее его интересы, отказались от обеспечения TCP, рекомендованным ИПРА, то ОСФР по Ставропольскому краю осуществляет снятие его с учета по обеспечению TCP.
С учетом изложенного, наличие обязанности предоставить ФИО1 TCPОСФР по Ставропольскому краю не оспаривает.
Необеспечение несовершеннолетней ФИО1 необходимыми техническими средствами реабилитации является недопустимым.
Таким образом, несвоевременное обеспечение инвалида средствами реабилитации нарушает его права и законные интересы на получение со стороны государства социального обеспечения и гарантированной Конституцией Российской Федерации, федеральными законами социальной помощи.
В силу тяжелого материального положения (наличие на иждивении ребенка- инвалида, отсутствие юридических познаний) ФИО6 самостоятельно не может обратиться в суд за защитой нарушенных прав своего несовершеннолетнего ребенка-инвалида - ФИО1
Представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края Дёмин Р.Г. в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – ФИО5 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из содержания которых следует, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.30.26/2023 ФИО1 состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП) и кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов).
На момент подачи заявления, изделия по действующим государственным контрактам были распределены между получателями, подавшими заявления ранее. В настоящее время ОСФР по Ставропольскому краю проводится подготовка к проведению конкурентных процедур на поставку получателям ходунков. После проведения аукционов и заключения государственных контрактов с участником признанным победителем, ФИО1 будет обеспечена рекомендованными средствами реабилитации.
Что касается вопроса обеспечения ФИО11 кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), то на момент подачи заявления, изделия по действующим государственным контрактам были распределены между получателями, подавшими заявления ранее. В настоящий момент проводится подготовка к конкурентной процедуре. После проведения закупочной процедуры вопрос об обеспечении ФИО1 будет решен в установленном порядке.
В судебное заседание законный представитель ФИО1 – Степанова Е.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося участника судебного процесса.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетняя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. ч. 1, 2, б ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации осуществляется по Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), а также в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р (далее- Перечень).
В соответствии с пунктами 2-4 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО6 обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации или абилитаций ребенка-инвалида №.30.26/2023: ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт; кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень- 1 шт ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ подана заявка.
Вместе с тем, до настоящего времени ФИО1 указанными техническими средствами реабилитации в нарушение требований ч. 1 ст. 9, ст.ст. 10, 11, 11.1 Закона № 181-ФЗ, а также Правил № не обеспечена.
Таким образом, не обеспечение ребенка-инвалида техническим средством реабилитации нарушает её права и законные интересы на получение со стороны государства социального обеспечения и помощи, а также ухудшает её положение по сравнению с теми детьми-инвалидами, которым технические средства реабилитации предоставлены в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 236-ФЗ), фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальна защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ, к функциям и полномочиям Фонда относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
В связи с вышеизложенным, нарушения, указанные в исковом заявлении, до настоящего времени ответчиком не устранены, права ребенка-инвалида не восстановлены.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным органом Фонда на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», путем заключения государственных контрактов по результатам проведения процедур закупки, с участником закупки, признанным победителем. При этом поставляемые изделия должны соответствовать требованиям, изложенным в техническом задании. Требования к изделиям формируются Фондом на основании данных, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что доводы ответчика о несостоявшихся аукционах не являются основанием для освобождения его от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Длительное непредоставление ребенку-инвалиду технических средств реабилитации свидетельствует об отсутствии возможности обеспечения своевременного и качественного реабилитационного процесса, что является грубейшим нарушением прав ребенка-инвалида в сфере социального обеспечения, регламентированных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО12 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации - удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе, для больных детским церебральным параличом (ДЦП) - 1 шт; кресло-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой головы) и тела, в том числе для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 30 см, глубина сиденья: 30 см, высота подлокотника: 15 см, высота подножки: 15 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья: с регулируемым углом наклона, вид подлокотника: регулируемые по высоте, подножка: регулирующаяся по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень - 1 шт, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №.30.26/2023 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 05 декабря 2023 года.
Судья подпись Т.А. Шелудченко