Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при помощнике Булацкой В.П..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-658/2024 по административному исковому заявлению Корнилова А.А. об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Корнилов А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 641 595,22 руб..
В обоснование заявленных требований Корнилов А.А. указал, что он является собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Самара, ГБУ СО ЦКО, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО представило письменный отзыв и дополнительные пояснения, в которых просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указало, что стоимость земельного участка, определенная отчетом об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Корнилову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 426,21 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Административным истцом оспаривается архивная кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 года по состоянию на 1 января 2020 года в размере 1 105 269,08 руб.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
У административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого затрагивает права административного истца, владеющего земельным участком на праве собственности.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 13-1/23 от 5 декабря 2023 года, выполненный ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», которым величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0502002:529 определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 641 595,22 руб..
Давая оценку отчету об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2022 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранного оценщиком сравнительного подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 29 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Корнилова А.А. удовлетворить
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 426,21 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 641 595,22 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 29 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2024 года.