Дело №2-478/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 год город Гай Оренбургской области
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Романенко К.Д.,
с участием представителя истца Журавлевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Гайского городского округа к Галкиной Наталье Владимировне о взыскании выплаченной субсидии,
установил:
администрация Гайского городского округа обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что ИП Галкина Н.В. признана победителем конкурса начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства на получение грантов для создания и развития собственного бизнеса, в связи с чем, ответчику перечислена субсидия в форме гранта в размере 350 000 руб.
Целью использования гранта являлись: приобретение оборудования и материалов согласно бизнес-плану.
В ходе плановой камеральной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставлении субсидии из бюджета городского округа, установлено, что отсутствуют документы, подтверждающие расходование средств полученного гранта на сумму 50 381,30 руб.
Таким образом, получатель субсидии не обеспечил достижение показателей результативности в соответствии с его бизнес-планом.
Ответчику направлено уведомление от 17.06.2022 г. о возврате суммы в размере 50 381,30 руб. в бюджет. Возврат указанной суммы осуществлен 06.07.2022 г.
Ввиду не предоставления Галкиной Н.В. отчетности за 9 месяцев 2022 года, направлено требование о возвращении субсидии с установлением срока до 01.02.2023 г.
В ответ на требование Галкиной Н.В. предоставлены сведения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 05.09.2022 г.
Ввиду не устранения нарушений в адрес ответчика направлено требование о возврате предоставленной субсидии, которое оставлено без удовлетворения.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца предоставленную субсидию в форме гранта в размере 299 618,70 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами – 2 031,66 руб.
В судебном заседании представитель истца Журавлева О.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Галкина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена была надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 134-О).
Особенности предоставления и возврата субсидии определяются уполномоченным органом, в том числе исходя из приоритетов и целей конкретных государственных программ, в рамках которых предусмотрено предоставление такой субсидии. При этом последствия различных нарушений получателем субсидии условий ее предоставления определяются с учетом характера таких нарушений, их влияния на достижение целей предоставления субсидии и могут выражаться, в частности, в расторжении соглашения о предоставлении субсидии, необходимости возврата всей суммы предоставленной субсидии или ее части, уплате штрафа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1451-О).
В целом установленная БК РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению, в этой связи для возврата субсидии необходимо установить, в том числе факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств, негативные последствия такого поведения.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате или счетной ошибки.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Гайского городского округа № от 22.11.2019 г. утвержден порядок предоставления грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Гайского городского округа на создание и развитие собственного бизнеса.
Настоящий порядок определяет цели, условия и порядок предоставления грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Гайского городского округа на создание собственного бизнеса за счет средств местного бюджета в рамках муниципальной программы «Экономическое развитие Гайского городского округа на 2016 – 2021 годы» (п.1).
Целью предоставления грантов является создание и развитие собственного бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Гайского городского округа (п.2).
Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на предоставление грантов, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на соответствующий финансовый год, является администрация Гайского городского округа (п.3).
Гранты предоставляются начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства – производителям товаров, работ, услуг, которые соответствуют критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Гайского городского округа, принявшим участие в конкурсном отборе и ставшим победителем на основании соглашения (договора) о предоставлении гранта (п.4).
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе субъектам, ранее не получавшим грант на создание и развитие собственного бизнеса.
Условием предоставления гранта является софинансирование субъектом расходов на реализацию бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в размере не менее 15 процентов от суммы запрашиваемого гранта. При этом размер гранта не может быть более 350 000 руб.
В подтверждение своих расходов субъект при подаче заявки предоставляет документы о вложении собственных средств (товарные чеки, платежные поручения и т.д.) (п.6).
На основании информационного сообщения о проведении конкурса, размещенного на официальном сайте администрации Гайского городского округа в сети Интернет 22 ноября 2019 г., ИП Галкиной Н.В. 05 декабря 2019 г. подана заявка на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов на создание и развитие собственного бизнеса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид деятельности ИП Галкиной Н.В. – 93.29 Деятельность зрелищно – развлекательная прочая.
ИП Галкиной Н.В. совместно с заявкой на участие в конкурсе представлен бизнес-план по созданию собственного дела: предполагается открыть официально зарегистрированное агентство и пространство по организации праздников в арендованном помещении в <данные изъяты> кв.м., отремонтировать, чтобы оно соответствовало санитарно – техническим и санитарно – гигиеническим требованиям, о котором жителям города и района станет известно путем правильно организованной рекламы. Основным видом деятельности будет являться предоставление услуг по организации и проведению свадебных торжеств, корпоративных праздников и частных вечеринок, детских дней рождения, выпускных вечеров, новогодних утренников и тематических мероприятий, а также семинаров, конференций, мастер-классов, сдача мероприятия клиенту «под ключ» и высокого качества.
По итогам заседания конкурсной комиссии по реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от 13 декабря 2019 года, грант в сумме 350 000 руб. выделен предпринимателю Галкиной Н.В. (за счет средств местного бюджета).
На основании постановления администрации Гайского городского округа № от 16.12.2019 г. индивидуальному предпринимателю Галкиной Н.В. предоставлен грант в сумме 350 000 руб. за счет средств местного бюджета на развитие собственного бизнеса в целях закупки необходимого оборудования и материалов согласно бизнес-плану.
Во исполнение постановления администрации Гайского городского округа № 16.12.2019 г., между администрацией Гайского городского округа и ИП Галкиной Н.В. заключен договор (соглашение) от 18 декабря 2019 г. № о предоставлении субсидии, предметом которого является предоставление из бюджета Гайского городского округа в 2019 году Получателю субсидии на закупку необходимого оборудования и материалов согласно бизнес-плану по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (п.1.1).
При заключении указанного Соглашения, Получатель субсидии обязался направить на достижение целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения собственные и (или) привлеченные средства в размере согласно пункту 3.3. настоящего соглашения, а именно: направление получателем субсидии на достижение целей, указанных в пункте 1.1 настоящего Соглашения собственных и (или) привлеченных средств в размере не менее 15% общего объема субсидии.
Пунктом 5.3.2, 5.3.5 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется обеспечить исполнение требований по возврату средств в бюджет городского округа в случае установления Главным распорядителем средств бюджета, органами государственного и (или) муниципального финансового контроля по результатам проверок фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии; обеспечить ежеквартальное представление Главному распорядителю средств бюджета отчета об использовании Субсидии и о достижении показателей не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в течение 3 лет, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором была получена Субсидия в соответствии с Порядком.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Порядок возврата в местный бюджет Субсидии в случае ее нецелевого использования, остатка неиспользованной Субсидии, а также в случае использования Субсидии с нарушением условий ее предоставления установленных Порядком (п.6.1 Соглашения).
Перечисление гранта в форме субсидии в размере 350 000 руб. на счет ИП Галкиной Н.В., подтверждается платежным поручением № от 23.12.2019 г.
В ходе плановой камеральной проверки соблюдения условий, целей и порядка представления субсидии из бюджета городского округа ИП Галкиной Н.В. на закупку необходимого оборудования и материалов согласно бизнес – плану, установлено, что расходы, источником финансового обеспечения которых являлся грант, подтверждены на сумму 299 618,70 руб., при этом, на сумму 50 381,30 руб. отсутствовали документы, подтверждающие кассовый расход средств поученного гранта, о чем составлен Акт от 03 июня 2022 года.
18 июня 2022 г. в адрес ИП Галкиной Н.В. направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств в сумме 50 381, 30 руб. в бюджет Гайского городского округа.
06 июля 2022 г. ИП Галкиной Н.В. денежные средства в размере 50 381,30 руб. возвращены в бюджет городского округа, что подтверждается платежным поручением № от 06.06.2022 г.
В связи с тем, что ИП Галкиной Н.В. в нарушение пункта 5.3.5 Соглашения от 18.12.2019 г. № не предоставлены отчеты об использовании субсидии и о достижении показателей в соответствии с бизнес-планом за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год, ответчику направлено требование о предоставлении соответствующих данных в срок до 01.02.2023 г.
27 января 2023 г. Галкина Н.В. сообщила, что отчет об использовании субсидии и о достижении показателей в соответствии с бизнес-планом за 9 месяцев 2022 года и за 2022 года не предоставлены, в связи с чем, что 05 сентября 2022 г. она прекратила деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.
Согласно Выписке из ЕГРИП, сведения о прекращении деятельности Галкиной Н.В. в качестве индивидуального предпринимателя внесены 05 сентября 2022 года, то есть до реализации ответчиком целей, для которых предоставлялись денежные средства в виде субсидии.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что срок представления документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, истек, однако Галкина Н.В. в нарушение п.5.3.5 Соглашения, не обеспечила ежеквартально предоставление отчета об использовании Субсидии и о достижении показателей, прекратив деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий, утвержденного Постановлением администрации Гайского городского округа № от 22.11.2019 г., возврат субсидии в бюджет Гайского городского округа осуществляется в случае выявления фактов нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значения показателей результативности, в течение 10 рабочих дней со дня поучения уведомления.
Уведомление о возвращении в бюджет Гайского городского округа о возвращении остатка субсидии в размере 299 618,70 руб., получено Галкиной Н.В. 03 марта 2023 г.
Однако денежные средства ответчиком до настоящего времени не возвращены.
Таким образом, предоставляемая за счет бюджетных средств субсидия является определенного вида компенсацией, на которую может претендовать индивидуальный предприниматель, исполнивший все условия, содержащиеся в нормативном правовом акте, и в случае несоблюдения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Ответчиком были нарушены условия договора (Соглашения) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение затрат, что является основанием для возврата финансовой помощи в бюджет городского округа в размере 299 618,70 коп.
В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.
Учитывая, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность ответчика за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование истца о взыскании с Галкиной Н.В. процентов по правилам ст. 395 ГК РФ является обоснованным.
Данная позиция отражена в пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 года.
Истец просил взыскать с ответчика проценты за период за пользование чужими денежными средствами за период с 12 марта 2023 г. по 13 апреля 2023 года.
В соответствии с частью 3 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком Галкиной Н.В. получено уведомление о необходимости возврата денежных средств, предоставленных в виде субсидии 03 марта 2023 года, срок такого возврата, с учетом положений, предусмотренных ст. 107 ГПК РФ, истек 20 марта 2023 года, следовательно, проценты за пользование чужими денежными средствами следует исчислять с 21 марта 2023 года, которые по состоянию на 13 апреля 2023 года будут составлять (299 618,70 рублей * 24 дня * 7,5% / 365) = 1 477 руб. 57 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Галкиной Н.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования в размере 6 196 руб. 19 коп.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Гайского городского округа к Галкиной Наталье Владимировне о взыскании выплаченной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами – удовлетворить частично.
Взыскать с Галкиной Натальи Владимировны в пользу администрации Гайского городского округа сумму бюджетных средств в виде субсидии – 299 618 руб. 70 коп., проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ за период с 21 марта 2023 года по 13 апреля 2023 года - 1 477 руб. 57 коп.
В остальной части иска администрации Гайского городского округа к Галкиной Наталье Владимировне о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами – отказать.
Взыскать с Галкиной Натальи Владимировны в доход бюджета муниципального образования Гайский городской округ государственную пошлину в размере 6 196 руб. 19 коп.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен: 23 мая 2023 года.
Судья: Е.В. Шошолина