Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-203/2024 ~ М-150/2024 от 11.04.2024

УИД 32RS0016-01-2024-000267-09

Строка по статотчету – 2.219

Дело № 2-203/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2024 года                                                                                            г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при помощнике судьи Котовой О.А.,

с участием старшего помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Московкина Д.В.,

представителя ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Косолапова А.В., действующего на основании доверенности №6 от 25.04.2024г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Первомайская средняя общеобразовательная школа, администрации Клинцовского района Брянской области, отделу образования администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устройству помещения для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании,

установил:

Прокурор Клинцовского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Первомайская средняя общеобразовательная школа (далее МБОУ «Первомайская СОШ»), администрации Клинцовского района Брянской области, отделу образования администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по устройству помещения для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании, ссылаясь на то, что прокуратурой Клинцовского района Брянской области проведена проверка образовательных организаций Клинцовского района по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в части права на доступ к объектам социальной инфраструктуры. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309, помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано индукционными петлями – специализированными приборами, которые позволяют слабослышащему человеку получать нужную информацию. Нарушения данных требований действующего законодательства подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В целях устранения указанных выше нарушений закона 1 марта 20224 года прокуратурой Клинцовского района Брянской области директору МБОУ «Первомайская СОШ» Ласой С.П. и начальнику отдела образования администрации Клинцовского района Зайцевой О.А. вносились представления, по результатам рассмотрения которых нарушения устранены не были. Истец просит признать незаконным бездействие МБОУ «Первомайская СОШ» по непринятию мер по устройству помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, обязать отдел образования администрации Клинцовского района предусмотреть денежные средства для оборудования указанного выше помещения в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, а также обязать администрацию Клинцовского муниципального района провести финансирование данных мероприятий.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Клинцовского муниципального района Брянской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения Клинцовского районного суда Брянской области профинансировать мероприятие по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, а МБОУ «Первомайская СОШ» в течение 6 месяцев со дня выделения администрацией Клинцовского района денежных средств, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в остальной части от исковых требований отказался, пояснив, что до настоящего времени требования прокурора по устройству помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ» не исполнены, просил удовлетворить уточненные исковые требования.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, производство по делу в части исковых требований к Отделу образования администрации Клинцовского района Брянской области прекращено, в связи отказом прокурора от исковых требований к данному ответчику. Отдел образования Клинцовского района Брянской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Московкин Д.В. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Первомайская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, директор образовательного учреждения Ласая С.П. представила заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что заявленные исковые требования не оспаривает.

Представитель ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Брянской области Косолапов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора. Пояснил, что на момент рассмотрения дела недостаток не устранен, в образовательном учреждении помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями, финансирование от администрации Клинцовского района не поступало.

Представитель ответчика администрации Клинцовского района Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, глава администрации Савченко В.И. представил возражения на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия их представителя и отказать в удовлетворении требований прокурора к администрации Клинцовского района, поскольку в целях организации учебного процесса в школе, администрация Клинцовского района исполнила свои полномочия, установив процедуру финансирования школы муниципальным правовым актом в соответствии с федеральным законодательством. Муниципальный правовой акт не был исполнен школой, а именно обращение о предоставлении субсидии для приобретения индукционных петель с приложенными документами в отдел образования, администрацию Клинцовского района не поступало. В отсутствие обращения школы в отдел образования, обеспечение финансирования требуемых мероприятий по установке индукционных петель со стороны администрации Клинцовского района явилось бы нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

    Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения также закреплены в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 данного федерального закона).

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона №273-ФЗ).

В соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно пп. "г" п.4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

В силу п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1.5 Устава МБОУ «Первомайская СОШ» установлено, что по типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение является общеобразовательной организацией. Организационно-правовая форма Учреждения: муниципальное бюджетное учреждение. Тип общеобразовательной организации–образовательная организация. Тип Учреждения – бюджетное.

В соответствии с пунктами 1.2, 6.1 Устава, Учредителем Учреждения является администрация Клинцовского района в лице отдела образования и в пределах делегированных ему полномочий. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Клинцовский район. Полномочия собственника имущества Учреждения выполняет Учредитель.

В силу пункта 6.9 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Клинцовский район на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с муниципальным заданием с учетом расходов на содержание имущества, переданного в оперативное управление Учреждению.

Согласно пункту 1.7 Устава, место нахождения учреждения: <адрес>.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Клинцовского района проведена проверка исполнения МБОУ«Первомайская СОШ» законодательства о несовершеннолетних, а также в сфере социальной защиты инвалидов, по результатам которой в деятельности учреждения выявлены нарушения, а именно: помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, здания ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ «Первомайская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано индукционными петлями (специализированными приборами, которые позволяют человеку слабослышащему получать нужную информацию).

Прокуратурой Клинцовского района в адрес директора МБОУ «Первомайская СОШ» было направлено представление об устранении нарушений законодательства.

Из сообщения Отдела образования администрации Клинцовского района от 12.03.2024г. следует, что в бюджете образовательных учреждений на 2024 год не предусмотрены бюджетные ассигнования для оснащения зданий образовательных учреждений индукционными петлями. В целях устранения допущенных нарушений направлена заявка в администрацию Клинцовского района на выделение дополнительного финансирования для оснащения зданий образовательных учреждений индукционными петлями.

Согласно заявке от 26.04.2024г. Отдел образования администрации Клинцовского района просит главу администрации Клинцовского района рассмотреть вопрос о дополнительном выделении ассигнования на 2024 год для покупки индукционных петель в размере 1305000 руб., в количестве 29 шт. во все общеобразовательные учреждения.

Несоблюдение МБОУ «Первомайская СОШ» названных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, так как обеспечение условий для воспитания детей, а также соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

В ходе судебного разбирательства факт наличия указанных недостатков ответчиками не оспорен, доказательств их устранения суду не представлено.

Довод представителя ответчика - администрации Клинцовского района об отсутствии обращения школы о предоставлении субсидии для приобретения индукционных петель, а в его отсутствие обеспечение финансирования требуемых мероприятий по установке индукционных петель со стороны администрации Клинцовского района явилось бы нарушением действующего законодательства Российской Федерации, несостоятелен, поскольку исполнение требований указанных нормативно-правовых актов по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования являются обязанностью, как самого учреждения, так и органов местного самоуправления, которые имеют правовые полномочия на выделение денежных средств на материально-техническое обеспечение образовательных организаций.

В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению уточненные требования прокурора Клинцовского района Брянской области в полном объеме.

В соответствие со ст.206ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая особенности бюджетного финансирования, суд считает, что разумными и достаточными для исполнения решения суда будут следующие сроки: для администрации Клинцовского района - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для МБОУ «Первомайская СОШ»- в течение 6 месяцев после поступления денежных средств на указанные мероприятия из администрации Клинцовского района Брянской области.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Клинцовского района Брянской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Возложить на администрацию Клинцовского района Брянской области (ИНН 3217001728, ОГРН 1023201338313) обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятие по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ - Первомайская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>.

    Обязать МБОУ «Первомайская СОШ» (ИНН 3217002324, ОГРН 1023201338038) в течение 6 месяцев со дня выделения администрацией Клинцовского района денежных средств оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями в здании ДО «Ольховская ООШ» филиал МБОУ - Первомайская СОШ, расположенном по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2024 года.

Председательствующий судья                         Гущина И.Н.

2-203/2024 ~ М-150/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Клинцовского района Брянской области
Ответчики
МБОУ Первомайская СОШ
Отдел образования администрации Клинцовского района Брянской области
Администрация Клинцовского района Брянской области
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Судья
Гущина Инна Николаевна
Дело на сайте суда
klincovsky--brj.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Подготовка дела (собеседование)
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее