Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-431/2022 от 13.12.2022

Судья Иванов С.В.             Дело № 12-431/2022 (№ 5-519/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 21 декабря 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе начальника ОВМ ОМВД России по г. Воркуте Солодухиной О.Н. на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года, которым

производство по делу об административном правонарушении в отношении Сапаровой Р.З. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

09 ноября 2022 года старшим инспектором ОВМ ОМВД России по г. Воркуте Ипатовой О.С. составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> в отношении Сапаровой Р.З. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому она с 06 сентября 2022 года находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившегося в уклонении от выезда ха пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, не имея документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации.

Судьёй Воркутинского городского суда Республики Коми по результатам рассмотрения данного протокола вынесено приведённое выше постановление.

Не согласившись с постановлением судьи, начальник ОВМ ОМВД России по г. Воркуте Солодухина О.Н. обратилась в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, полагая ошибочными выводы судьи городского суда об отсутствии состава правонарушения.

Сапарова Р.З., её законный представитель Авазова Г.В., надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.

Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 указанного Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 указанного Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 указанного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьёй 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, гражданке Киргизии Сапаровой Р.З. вменяется нарушение требований пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2022 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях гражданки Киргизии Сапаровой Р.З. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что на момент въезда в Российской Федерации, к моменту истечения 90 суток с момента прибытия в Российской Федерации, Сапаровой Р.З. не исполнилось 16 лет, то есть она не могла являться субъектом правонарушения. Кроме того, суд исходил из отсутствия у Сапаровой Р.З. возможности самостоятельно исполнить обязанность по обращению за оформлением документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также выехать за пределы Российской Федерации без законного представителя.

С таким выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Согласно части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о понятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципы назначения наказания, порядок рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и др.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Анализ вышеприведённых норм права позволяет сделать вывод о том, что иностранные граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, являются субъектами административных правонарушений. Следовательно, вывод об обратном противоречит нормам административного и миграционного законодательства.

Отсутствие возможности у иностранного гражданина достигшего возраста 16 лет, но не достигшего возраста 18 лет, самостоятельно выехать за пределы Российской Федерации, вопреки выводам судьи городского суда, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения в действиях указанного лица, если оно находится на территории Российской Федерации в отсутствии документов, подтверждающих право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклонилось от выезда за пределы Российской Федерации по истечению срока временного пребывания.

Допущенное нарушение носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Воркутинский городской суд Республики Коми.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2022 года в отношении Сапаровой Р.З. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья Соболев В.М.

Копия верна:

судья                 Соболев В.М.

12-431/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Сапарова Рахат Замирбековна
Другие
Солодухина О.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
13.12.2022Материалы переданы в производство судье
21.12.2022Судебное заседание
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее