Дело № 2-1629/2024
18RS0003-01-2023-002151-36
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2024 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Галкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИЕР к ОСФР по Удмуртской Республике о признании незаконными действий, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы,
У С Т А Н О В И Л :
ИЕР обратился в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав.
Исковое заявление мотивировано тем, что 03 апреля 2023 года в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости как лицу проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и не менее 12 лет 6 мес. на работах с тяжелыми условиями труда, имеющему страховой стаж и достигшему возраста 50 лет. Решением ответчика от 11 апреля 2023 года в назначении указанной пенсии истцу незаконно отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа с тяжелыми условиями труда.
На основании изложенного истец с учетом заявлений об изменении исковых требований и об отказе от иска в части просил суд:
1. Признать незаконными действия ответчика при вынесении решения о назначении пенсии от 09 августа 2023 года № 81211/23 по не включению в стаж с тяжелыми условиями труда при назначении пенсии истцу с 10 апреля 2023 года следующих периодов работы:
- с 12.07.1994 г. по 26.01.1995 г. - газосварщиком Нефтеюганского ремонтно-строительного управления треста «Юганскнефтедорстройремонт» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении;
- с 17.08.1996 г. по 31.12.1997 г. - газоэлектросварщиком в Пойковском управлении технологического транспорта АО «Юганскнефтегаз» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении;
- с 01.01.2023 г. по 09.04.2023 г. - электрогазосварщиком ООО «Усинск НПО-Сервис»;
2. Обязать ответчика включить в стаж с тяжелыми условиями труда следующие периоды работы:
- с 12.07.1994 г. по 26.01.1995 г. - газосварщиком Нефтеюганского ремонтно-строительного управления треста «Юганскнефтедорстройремонт» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении;
- с 17.08.1996 г. по 31.12.1997 г. - газоэлектросварщиком в Пойковском управлении технологического транспорта АО «Юганскнефтегаз» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении;
- с 01.01.2023 г. по 09.04.2023 г. - электрогазосварщиком ООО «Усинск НПО-Сервис»;
3. Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу ИЕР расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда в связи с отказом от иска прекращено производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости; о признании незаконным решения № 81211/23 от 11 апреля 2023 года в части; о возложении обязанности учесть в стаж с тяжелыми условиями труда следующие периоды работы:
- с 30.10.1991 г. по 31.12.1991 г. - газосварщиком Сосновского судостроительного завода,
- с 21.10.1995 г. по 06.03.1996 г. и с 01.01.1998 г. по 31.07.1998 г. газоэлектросварщиком в Пойковском управлении технологического транспорта АО «Юганскнефтегаз» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении,
- с 14.09.2001 г. по 31.12.2001 г. - электрогазосварщиком ОАО «Коминефть» в льготном исчислении,
- с 14.01.2002 г. по 08.02.2002 г., с 09.03.2002 г. по 31.03.2002 г. электрогазосварщиком ОАО «Коминефть»,
- с 01.01.2003 г. по 08.01.2003 г., с 01.01.2004 г. по 20.01.2004 г., с 21.06.2004 г. по 31.12.2005 г. - электрогазосварщиком ООО «Лукойл-Коми»,
- с 15.05.2020 г. по 30.05.2020 г. - электрогазосварщиком ООО «Усинск НГЮ-Сервис».
В судебное заседание истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Камалова З.Г. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что факт работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в период с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года подтверждается записью в трудовой книжке истца, выпиской из ИЛС, представленной ОСФР по Республике Коми; по периоду с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года – письмом от 23 мая 2023 года, приказом о приеме на работу; по периоду с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года – сведениями ИЛС истца.
В судебном заседании представитель ответчика Гарипова Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность решения и действий ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
21 июля 1999 года ИЕР, <дата> года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
03 апреля 2023 года ИЕР обратился в ОСФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32, п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ
Решением ответчика от 11 апреля 2023 года № 81211/23 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку исходя из имеющейся продолжительности специального стажа с тяжелыми условиями труда (3 года 01 мес. 17 дн.) и стажа в районах Крайнего Севера (19 лет 04 мес. 19 дн.) право на досрочное пенсионное обеспечению может возникнуть по достижении возраста 60 лет.
Из содержания решения ответчика от 11 апреля 2023 года следует, что периоды работы с 12 июля 1994 года по 01 февраля 1995 года и с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года не включены в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с тем, что должность «газоэлектросварщик» не предусмотрена Списком №2 от 26 января 1991 года № 10, при этом сведения индивидуального (персонифицированного) учета отражены без указания особых условий для досрочного назначения страховой пенсии; период работы с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года не оценен.
14 июня 2023 года ИЕР обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, в связи с чем с указанной даты ему досрочно назначена страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно письму ОСФР по Республике Коми от 12 октября 2023 года пенсия ИЕР назначена на основании сведений индивидуального лицевого счета, отраженных в выписке из ИЛС по состоянию на 19 июня 2023 года.
Согласно указанной выписке периоды работы истца с 12.07.1994 г. по 01.02.1995 г., с 17.08.1996 г. по 31.07.1998 г. отражены в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из письма ОСФР по Республике Коми от 12 октября 2023 года также следует, что бумажное выплатное дело ИЕР по запросу ОСФР по Удмуртской Республике от 01 сентября 2023 года направлено ответчику, а ИЕР с 01 октября 2023 года поставлен на учет в Первомайском районе г. Ижевска.
09 августа 2023 года ОСФР по Удмуртской Республике вынесено решение № 81211/23 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, которым отменено решение от 11 апреля 2023 года № 81211/23, а ИЕР назначена досрочно страховая пенсия по старости с 10 апреля 2023 года на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В этот же день ответчиком вынесено решение № 81211/23 о назначении пенсии, которым ИЕР с 10 апреля 2023 года бессрочно назначена страховая пенсия по старости.
13 сентября 2023 года ответчиком вынесено решение о перерасчете размера пенсии ИЕР в связи с установлением факта нахождения его на иждивении нетрудоспособного члена семьи.
Согласно записям в трудовой книжке (касающимся спорных периодов) истец:
- 12 июля 1994 года принят газоэлектросварщиком по вахтово-экспедиционному методу на период строительства СБ-15 в Нефтеюганское ремонтно-строительное управление треста «Юганскнефтедорстройремонт» в местность, приравненную к районам Крайнего Севера;
- 01 февраля 1995 года уволен;
- 17 августа 1996 года принят на должность газоэлектросварщика 4 разряда вахтовым методом в Пойковское управление технологического транспорта АО «Юганскнефтегаз» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера;
- 31 июля 1998 года уволен;
- 01 января 2012 года принят электрогазосварщиком в ООО «Усинск НПО-Сервис» в район Крайнего Севера.
Согласно справке ООО «Усинск НПО-Сервис» от 05 апреля 2023 года № 04-23-23 ИЕР с 01 января 2012 года работает в должности электрогазосварщика 5 разряда в цехе по изготовлению и ремонту теплоизолированной трубы вахтовым методом полный рабочий день с исполнением установленной ежедневной нормы рабочего времени, а также годового баланса рабочего времени. Специальный стаж дает право на назначение страховой пенсии по старости за работу, предусмотренную Списком №2 разделом XXXIII, позицией 23200000-19756. Работа осуществляется в особых условиях труда на территории Усинского района в районе Крайнего Севера. Периодами, не учитываемыми в специальный стаж, являются отпуск без сохранения заработной платы с 16 февраля 2012 года по 14 марта 2012 года, временная изоляция с 15 мая 2020 года по 30 мая 2020 года.
Аналогичные сведения содержатся в справке ООО «Усинск НПО-Сервис» от 25 мая 2023 года № 05-23-150.
Письмом ООО «РН-Юганскнефтегаз» от 20 мая 2024 года суду сообщено о том, что документы Нефтеюганского РСУ треста «Юганскнефтедорстройремонт» находятся на хранении в отделе по делам архивов Департамента по делам Администрации г. Нефтеюганска.
Согласно письму отдела по делам архивов Департамента по делам администрации Администрации г. Нефтеюганска № С-1834/1 от 24 июня 2024 года суду представлены приказы о приеме и увольнении истца, личная карточка работника за 1995 год, лицевые счета по начислению заработной платы. В этом же письме сообщено о том, что в архивных документах отсутствуют сведения по кодам и их расшифровкам, видам начислений заработной платы; отсутствуют табеля учета рабочего времени за 1994-1995 г.г., сведения о выполнении годового баланса рабочего времени, ежемесячно фактически отработанном времени в днях (часах) за учетный период работы, штатные расписания, должностные инструкции.
Согласно архивной справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии № 12/02/01/02-11-И-16 от 17 мая 2024 года ИЕР работал вахтово-экспедиционным методом в Пойкоском управлении технологического транспорта № 1 ОАО «Юганскнефтегаз» с местонахождением в п. Пойковский Нефтеюганского района с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года в должности газоэлектросварщика. Работа вахтово-экспедиционным методом проводилась в течение полного рабочего времени с установленной ежедневной нормой рабочего времени и выполнением годового баланса рабочего времени. Отработанное количество часов составляло не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым Кодексом РФ.
В материалы дела представлены первичные документы, в том числе:
- копия приказа № 116 от 11 июля 1994 года о приеме на работу ИЕР вахтово-экспедиционным методом на должность газоэлектросварщика в РСУ треста «Юганскнефтедорстройремонт»;
- копия приказа РСУ треста «Юганскнефтедорстройремонт» № 25 от 26 января 1995 года об увольнении газосварщика ИЕР с 26 января 1995 года;
- копия личной карточки работника ИЕР, согласно которой 12 июля 1994 года ИЕР принят на должность газосварщика;
- копии расчетных листов за период с июля 1994 года по январь 1995 года, в которых имеются сведения о количестве отработанных истцом часов/дней, начислении районного коэффициента (код 250);
- копия приказа № 74 от 17 августа 1996 года, согласно которому ИЕР принят на работу газоэлектросварщиком 4 разряда в Пойковское управление технологического транспорта вахтовым методом по совместительству;
- копия приказа № 341 от 28 июля 1998 года об увольнении газоэлектросварщика ИЕР 31 июля 1998 года;
- копия личной карточки работника ИЕР, согласно которой 17 августа 1996 года ИЕР принят на должность газоэлектросварщика 4 разряда;
- копии расчетных листов за период с августа 1996 года по декабрь 1997 года, согласно которым истцу производилась доплата за работу во вредных условиях труда и районный коэффициент.
- копия списка работников Пойковского управления технологического транспорта № 1, которым установлена пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона о государственных пенсиях в РФ, в котором имеются сведения о работниках по профессии «электрогазосварщик».
Согласно письму ОСФР по Удмуртской Республике от 19 января 2024 года № ЕН-06-05/943 при назначении пенсии с 10 апреля 2023 года в специальный стаж истца включены следующие периоды работы:
- с 02 сентября 1991 года по 27 июня 1994 года (по Списку №2);
- с 21 октября 1995 года по 06 марта 1996 года (по Списку № 2 и в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера);
- с 01 января 1998 года по 31 июля 1998 года (по Списку № 2 и в качестве работы в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера);
- 01 августа 1998 года по 01 ноября 1998 года (по Списку № 2 и в качестве работы в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера);
- с 02 ноября 1998 года по 31 декабря 1998 года (по Списку №2);
- с 01 января 1999 года по 13 мая 1999 года (по Списку № 2 и в качестве работы в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера);
- с 20 июля 1999 года по 24 ноября 1999 года (по Списку №2);
- с 01 декабря 1999 года по 30 декабря 1999 года (по Списку №2);
- с 13 марта 2000 года по 31 августа 2000 года (по Списку №2);
- с 12 сентября 2000 года по 05 февраля 2002 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 09 февраля 2002 года по 13 июня 2003 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 22 июня 2003 года по 15 июня 2004 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 21 июня 2004 года по 16 декабря 2004 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 02 января 2005 года по 31 декабря 2011 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 01 января 2012 года по 15 февраля 2012 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 15 марта 2012 года по 14 мая 2020 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера);
- с 15 мая 2020 года по 30 мая 2020 года (общие условия работы в районах Крайнего Севера);
- с 31 мая 2020 года по 31 декабря 2022 года (по Списку № 2 и в качестве работы в районах Крайнего Севера).
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ИЛС истца:
- по состоянию на 01 октября 2019 года и по состоянию на 08 декабря 2019 года периоды работы истца с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года отражены без указания сведений о работе с тяжелыми условиями труда;
- по состоянию на 01 января 2021 года периоды работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года отражены без указания на работу с тяжелыми условиями труда;
- по состоянию на 01 января 2024 года периоды работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года отражены без указания на работу с тяжелыми условиями труда на территориях с особыми климатическими условиями; период работы с 01 января 2023 года по 31 августа 2023 года – с указанием на работу с тяжелыми условиями труда;
Согласно справке МИЦ СФР от 25 июня 2023 года № 101-23-002-2541-5443 при назначении пенсии ИЕР периоды его работы с 12 июля 1994 года по 01 февраля 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года учтены обычными условиями труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Сведений о периодах работы с 01 января 2023 года справка не содержит.
По состоянию на 10 июля 2024 года спорные периоды учтены ответчиком в страховой стаж истца следующим образом:
- с 12 июля 1994 года по 01 февраля 1995 года – обычные условия труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера;
- с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года – работа с тяжелыми условиями труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Указанные обстоятельства установлены на основании представленных суду доказательств, сторонами по делу не оспариваются.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии.
В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее 15 лет) (статья 8) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30 и 32).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "б" пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии с разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 от 1991 года правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, и содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно пункту 4 указанных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", (применяющегося в части, не противоречащей ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В судебном заседании исходя из трудовой книжки истца установлено, что в периоды с 12.07.1994 г. по 26.01.1995 г. и с 17.08.1996 г. по 31.12.1997 г. истец состоял в должности газоэлектросварщика.
Одновременно в материалы дела представлены приказ № 116 от 11 июля 1994 года о приеме на работу ИЕР на должность газоэлектросварщика в РСУ треста «Юганскнефтедорстройремонт», приказ РСУ треста «Юганскнефтедорстрой» № 25 от 26 января 1995 года об увольнении газосварщика ИЕР с 26 января 1995 года и копия личной карточки работника ИЕР, согласно которой 12 июля 1994 года ИЕР принят на должность газосварщика.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 3073-17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 06-27/7017 от 2 августа 2000 года "Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, т.е. при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимым условием включения в страховой стаж в качестве работы с тяжелыми условиями труда является в том числе документальное подтверждение занятости истца в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Вместе с тем, по периоду работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года истцом не представлено каких-либо документальных доказательств соответствия характера, фактически выполнявшихся работ в качестве газоэлектросварщика, характеру предусмотренных законом работ в качестве газоэлектросварщика, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда, и занятости ИЕР на этих видах работ в течение не менее 80% рабочего времени, в том числе в должности газосварщика.
Копия трудовой книжки при отсутствии иных документальных доказательств является недостаточным доказательством для установления указанных выше обстоятельств.
Копии расчетных листов, таких сведений также не содержат.
Необходимых для подтверждения указанных выше обстоятельств сведений не содержат и представленные в материалы дела приказы о приеме и увольнении истца, личные карточки работника.
Кроме того, по данному периоду работы истца суд отмечает следующее.
Записью в трудовой книжке, приказом о приеме на работу, подтверждено, что ИЕР был принят на должность газоэлектросварщика, а не газосварщика, как указано в личной карточке работника и в приказе об увольнении, при этом материалы дела не содержат сведений (приказы) о переводе истца на должность газосварщика.
Не содержат таких сведений в том числе трудовая книжка истца и личная карточка работника, в связи с чем суд полагает недоказанным факт выполнения истцом работы по должности «газосварщик» в период с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, поэтому при разрешении требований истца в данной части исходит из того, что истец занимал должность «газоэлектросварщик».
Позицией 23200000-19756 Списка № 2 1991 года установлено право на льготное пенсионное обеспечение для электрогазосварщиков, занятых на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
"Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, что следует из информационного письма Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000.
Таким образом, для возложения на ответчика обязанности учесть в страховой стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периода работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года необходимо установление не только факта постоянной занятости на работах по Списку № 2, но и выполнение истцом работ на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Доказательств выполнения указанных работ истцом не представлено, что также влечет невозможность учета спорного периода в качестве работы с тяжелыми условиями труда.
Относительно возможности учета спорного периода в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 2 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о выполнении работ определенным способом, в структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исчисление стажа работы, осуществляющейся вахтовым методом на Крайнем Севере, урегулировано пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Абзацем 2 данного пункта Правил определено, что периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути до места выполнения работы и обратно.
Порядок учета рабочего времени при вахтовом методе работы определен Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года N, действующими в настоящее время.
В соответствии с названными Основными положениями, указанный расчет рабочего времени производится работодателем, исходя из выработки нормального количества часов, установленного для определенной категории работников, то есть в дополнение к трудовой книжке необходимо предоставление уточняющей справки от организации о выполнении за учетный период нормы рабочего времени.
В материалы дела представлены лицевые счета по начислению заработной платы за 1994-1995 г.г., содержащие сведения о фактически отработанных истцом днях/часах времени: в июле 1994 г. - 14/140, в августе 1994 г. - 15/150, в сентябре 1994 г. – 15/150, в октябре 1994 г. - 15/150, в ноябре 1994 г. - 0/0, декабре 1994 г. - 0/0, в январе 1995 16/156.
Поскольку в июле 1994 г. и в январе 1995 г. продолжительность фактически отработанного истцом времени превысила установленную статьей 42 Кодекса законов о труде Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), которая в июле 1994 г. составляла 168 ч (с учетом того, что истец принят на работу 12 июля 1994 года – 112 ч), а в январе 1995 года – 151 ч, суд полагает обоснованным учет в стаж работы истца в условиях местности приравненной к районам Крайнего Севера периода работы с 12 июля 1994 года по 31 июля 1994 года, с 01 января 1995 года по 31 января 1995 года. В другие месяцы 1994-1995 г.г. норма рабочего времени согласно лицевым счетам по начислению заработной платы истцом не выработана, при этом сведений о том, что продолжительность учетного периода работы истца в спорные периоды превышала месяц, в материалах дела не имеется.
Из представленных в материалы дела сведений о страховом стаже истца по состоянию на 10 июля 2024 года следует, что период с 12 июля 1994 года по 01 февраля 1995 года уже учтен истцу в качестве работы в обычных условиях труда в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем с учетом положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ исковые требования о возложении на ответчика обязанности учесть в страховой стаж указанный период работы в качестве работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности учесть период работы с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года в стаж с тяжёлыми условиями труда в местности приравненной к районам Крайнего Севера, суд приходит к следующему.
Факт работы истца с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года, в должности предусмотренной Списком №2 1991 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в условиях полной занятости подтвержден представленными в дело доказательствами, в том числе:
- трудовой книжкой истца, в которой имеются записи о том, что с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года ИЕР работал электрогазосварщиком 4 разряда вахтовым методом в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера;
- копией приказа № 74 от 17 августа 1996 года, согласно которому ИЕР принят на работу газоэлектросварщиком 4 разряда в Пойковское управление технологического транспорта вахтовым методом по совместительству;
- копией приказа № 341 от 28 июля 1998 года об увольнении газоэлектросварщика ИЕР 31 июля 1998 года;
- копией личной карточки работника ИЕР, согласно которой 17 августа 1996 года ИЕР принят на должность газоэлектросварщика 4 разряда;
- копиями расчетных листов за период с августа 1996 года по декабрь 1997 года, согласно которым истцу производилась доплата за работу во вредных условиях труда и выплата районного коэффициента;
- копией списка работников Пойковского управления технологического транспорта № 1, которым установлена пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст. 12 Закона о государственных пенсиях в РФ, в котором имеются сведения о работниках по профессии «электрогазосварщик».
Кроме того, в дело представлена архивная справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии № 12/02/01/02-11-И-16 от 17 мая 2024 года, согласно которой ИЕР работал вахтово-экспедиционным методом в Пойковском управлении технологического транспорта № 1 ОАО «Юганскнефтегаз» с местонахождением в п. Пойковский Нефтеюганского района с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года в должности газоэлектросварщика. Работа вахтово-экспедиционным методом проводилась в течение полного рабочего времени с установленной ежедневной нормой рабочего времени и выполнением годового баланса рабочего времени. Отработанное количество часов составляло не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым Кодексом РФ.
В указанной справке имеется ссылка на начисление районного коэффициента 1,7, на работу в п. Пойковский, который расположен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также ссылка на характер выполняемой истцом работы, а именно на выполнение ручной дуговой и плазменной сварки сложных и ответственных деталей, узлов и конструкций из различных сталей чугуна, цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под динамическими и вибрационными нагрузками и под давлением.
При таких обстоятельствах период работы истца с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года должен быть учтен в качестве работы с тяжелыми условиями труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела сведений о страховом стаже истца по состоянию на 10 июля 2024 года следует, что указанный период уже учтен истцу в качестве работы с тяжелыми условиями труда (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем с учетом положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ исковые требования о возложении на ответчика обязанности учесть в страховой стаж указанный период работы в качестве работы с тяжелыми условиями труда в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности учесть период работы с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года в стаж с тяжёлыми условиями труда, суд приходит к следующему.
В трудовой книжке истца имеются записи о приеме на работу 01 января 2012 года электрогазосварщиком в ООО «Усинск НПО-Сервис» в район Крайнего Севера.
Согласно справке ООО «Усинск НПО-Сервис» от 05 апреля 2023 года № 04-23-23 ИЕР с 01 января 2012 года работает в должности электрогазосварщика 5 разряда в цехе по изготовлению и ремонту теплоизолированной трубы вахтовым методом полный рабочий день с исполнением установленной ежедневной нормы рабочего времени, а также годового баланса рабочего времени. Специальный стаж дает право на назначение страховой пенсии по старости за работу, предусмотренную Списком №2 разделом XXXIII, позицией 23200000-19756. Работа осуществляется в особых условиях труда на территории Усинского района в районе Крайнего Севера. Периодами, не учитываемыми в специальный стаж, являются отпуск без сохранения заработной платы с 16 февраля 2012 года по 14 марта 2012 года, временная изоляция с 15 мая 2020 года по 30 мая 2020 года.
Аналогичные сведения содержатся в справке ООО «Усинск НПО-Сервис» от 25 мая 2023 года № 05-23-150.
Из выписки из ИЛС истца по состоянию на 01 января 2024 года следует, что период работы ИЕР с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года отражён с указанием на п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Указанные доказательства позволяют суду установить наличие оснований для учета периода работы истца с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года в страховой стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что на момент рассмотрения дела указанный период работы истца учтен с качестве работы с тяжелыми условиями труда, что подтверждается в том числе выпиской из ИЛС истца по состоянию на 01 января 2024 года.
При таких обстоятельствах с учетом положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ оснований для удовлетворения исковых требований ИЕР в части возложения на ответчика обязанности учесть период работы с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года в страховой стаж в качестве работы с тяжелыми условиями труда не имеется, поскольку указанный период уже учтен ответчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Разрешая требования истца в части признания действий об исключении из специального страхового стажа спорных периодов работы незаконными, суд приходит к следующему.
Порядок рассмотрения обращений граждан о назначении страховой пенсии по старости регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Федерального закона.
Из положений статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О страховых пенсиях" о целях этого закона (статья 1), о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж (статьи 11, 14), о порядке установления страховой пенсии и сроках ее назначения (статьи 21, 22, 26) следует, что назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется пенсионными органами, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу установления пенсии должен разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии; о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии): о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии; о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме, а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданином и полученных самим пенсионным органом документов.
Из положений пунктов 15, 18, 19, 27 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утв. Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н), следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов пенсионный орган проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных (муниципальных) органов, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п. 3 которого периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 75; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30; ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597) (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пп. «И» п. 7, пп. «А» п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (утв. Приказа Минтруда России от 04.08.2021 N 538н) для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы (сведения):
о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения):
а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 546н и действовали в редакции на дату подачи истцом заявления (далее - Правила).
Пунктами 3, 4 Правил предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Пунктом 18 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 19 Правил от 05 августа 2021 года N 546н).
В соответствии с пунктами 19, 20 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N 16п, (далее - Административный регламент) для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента.
В силу пункта 23 Административного регламента граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктом 22 Административного регламента, с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Должностное лицо рассматривает заявление и представленные документы и определяет наличие либо отсутствие у гражданина права на установление пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сроки, указанные в пунктах 13-15 Административного регламента (пункт 105 Административного регламента).
Из материалов дела следует, что ИЕР 03 апреля 2023 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
По результатам рассмотрения указанного заявления 11 апреля 2023 года ответчиком вынесено решение об отказе в установлении пенсии, которым периоды работы с 12 июля 1994 года по 01 февраля 1995 года и с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года не включены в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости (как по ст. 30 так и по ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ), в связи с тем, что должность «газоэлектросварщик» не предусмотрена Списком №2 от 26 января 1991 года № 10, при этом сведения индивидуального (персонифицированного) учета отражены без указания особых условий для досрочного назначения страховой пенсии; период работы с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года пенсионным органом не оценен.
Впоследствии 09 августа 2023 года ОСФР по Удмуртской Республике вынесено решение № 81211/23 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, которым отменено решение от 11 апреля 2023 года № 81211/23, а ИЕР назначена досрочно страховая пенсия по старости с 10 апреля 2023 года на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 и п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Из письма ОСФР по Удмуртской Республике от 19 января 2024 года № ЕН-06-05/943 следует, что при назначении пенсии с 10 апреля 2023 года пенсионным органом не учитывались периоды работы истца с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года.
В судебном заседании установлено право истца на учет в страховой стаж в качестве работы с тяжелыми условиями труда (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) периодов работы с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года.
Кроме того, установлено, что периоды работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года и с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года должны быть учтены в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Учет спорных периодов указанным образом не был выполнен ответчиком при вынесении решения от 09 августа 2023 года, что в частности следует из письма от 19 января 2024 года.
Сведений о том, что при рассмотрении заявления ИЕР о назначении пенсии от 03 апреля 2023 года и до вынесения решения от 09 августа 2023 года ответчик разъяснял истцу его права, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе имеет ли он право на получение пенсии; о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии): о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии досрочно; разъяснял ему право предоставить дополнительные документы о характере и условиях работы в спорные периоды, не представлено.
Суд отмечает, что в трудовой книжке истца имелись записи о работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, то есть на момент рассмотрения заявления истца о назначении пенсии являлась очевидным необходимость проверки спорных периодов на предмет возможности учета в специальный страховой стаж, при этом в ходе рассмотрения дела в относительно короткий срок необходимые документы были получены судом.
Кроме того, периоды работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года и с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, поэтому подтверждение права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в указанные периоды должно было выполняться на основании документов, предоставленных работодателями истца либо уполномоченными государственными/муниципальными органами.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконными действий ответчика при вынесении решения от 09 августа 2023 года в части отказа в учете в страховой стаж в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, в качестве работы с тяжелыми условиями труда в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года, а также в качестве работы с тяжелыми условиями труда с 01 января 2023 года по 09 апреля 2023 года.
Суд отмечает, что частью 7 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ установлен срок 10 рабочих дней для решения вопроса о назначении пенсии, а частью 8 указанной статьи – право пенсионного органа проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, приостановить данный срок не более чем на три месяца.
В материалы дела представлен запрос ответчика от 03 апреля 2023 года в ОСФР по ХМАО-Югре по периоду работы истца с 17 августа 1996 года по 31 июля 1998 года, а также письмо ООО «РН-Юганскнефтегаз» от 20 мая 2024 года, согласно которому 26 мая 2023 года ответчику направлен ответ на запрос от 18 апреля 2023 года.
Ответчиком в дело представлено уведомление от 21 декабря 2022 года, в котором отсутствуют сведения о разъяснении истцу его прав, связанных с пенсионным обеспечением, в том числе имеет ли он право на получение пенсии; о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии): о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии досрочно; о разъяснении ему права предоставить дополнительные документы о характере и условиях работы в спорные периоды.
В данном уведомлении истцу указано на необходимость предоставления паспорта и трудовой книжки, а в графе «документы, которые необходимо дополнительно предоставить» ничего не указано.
Изложенное указывает на неисполнение пенсионным органом возложенных на него указанными выше законом и подзаконными актами обязанностей.
Разрешая требования истца, связанные с возможностью льготного исчисления периодов работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года, суд приходит к следующему.
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Вместе с тем, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) ИЕР не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку N 2 1991 г., то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными действий ответчика по календарному учету периодов работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года, с 17 августа 1996 года по 31 декабря 1997 года и о возложении обязанность учесть их в льготном исчислении подлежат оставлению без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
На момент подачи иска истец не был освобождён от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 руб. не подлежит возмещению истцу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИЕР (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) о признании незаконными действий, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ОСФР по Удмуртской Республике при вынесении решения о назначении пенсии от 09 августа 2023 года № 81211/23 по отказу в учете в стаж ИЕР с тяжелыми условиями труда периодов работы:
- с 17 августа 1996 г. по 31 декабря 1997 г. газоэлектросварщиком в Пойковском управлении технологического транспорта АО «Юганскнефтегаз» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера;
- с 01.01.2023 г. по 09.04.2023 г. - электрогазосварщиком ООО «Усинск НПО-Сервис».
Признать незаконными действия ОСФР по Удмуртской Республике при вынесении решения о назначении пенсии от 09 августа 2023 года № 81211/23 по отказу в учете в стаж ИЕР в качестве работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы с 12 июля 1994 года по 26 января 1995 года г.
В остальной части исковые требования ИЕР к ОСФР по Удмуртской Республике о признании незаконными действий, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж периоды работы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято 23 июля 2024 года.
Судья А.А. Салов