Дело № 12-2/2023 (12-62/2022)
УИД 29RS0020-01-2022-000913-36
Пинежский районный суд Архангельской области,
Адрес: Архангельская область, Пинежский район,
с. Карпогоры, ул. Ф. Абрамова, д. 49а
24 января 2023 года село Карпогоры
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Дивин А.Н.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Пинежского района Архангельской области Прийменко Е.Ю. на постановление административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №***, которым Чувирова Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №***, которым Чувирова Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
На данное постановление прокурором Пинежского района Архангельской области подан протест, в котором он просит обжалуемое постановление отменить в связи с существенным нарушением процессуальных требований, дело возвратить на новое рассмотрение в орган, правомочный его рассматривать. В обоснование доводов протеста указано, что в протоколе об административном правонарушении от 31.10.2022 29 АК №*** в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ отсутствует пункт вмененной Чувировой Е.С. статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», тогда как в данной статье имеется три пункта, каждый из которых является самостоятельным составом административного правонарушения, а также не приведены сведения о потерпевшей: ее ФИО, адрес места жительства. Административная комиссия при рассмотрении дела самостоятельно установила состав административного правонарушения. Кроме того, в обжалуемом постановлении в качестве основания указан иной протокол – от 25.11.2022 №***, составленный ненадлежащим лицом.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, - Чувирова Е.С., потерпевшая ФИО1., представитель административной комиссии муниципального образования «Сийское» не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Чувирова Е.С. и административная комиссия муниципального образования «Сийское» просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 26, 28).
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы протеста прокурора, исследовав материалы административного дела, заслушав помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровской Н.Н., поддержавшей доводы протеста в полном объеме, прихожу к следующему.
Положениями статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение общественного порядка, выразившееся в нарушении тишины и покоя граждан. При этом, в данной норме закона приводится несколько разных составов такого административного правонарушения, в частности:
- нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении на улицах, площадях, в скверах, жилых домах, подъездах, на дворовых территориях и на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд действий (бездействия), нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов 00 минут до 7 часов 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно), с 22 часов 00 минут до 10 часов 00 минут в выходные дни (суббота, воскресенье, другой день в случае переноса выходных дней федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения (пункт 1);
- нарушение общественного порядка, выразившееся в производстве ремонтных и (или) строительных работ в жилых домах с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут и с 20 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, если это не связано с проведением аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения (пункт 2);
- действия (бездействие), предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года (пункт 3).
Согласно ст. 28.3, п. 6.1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, ст. 11.3 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», распоряжения Правительства РФ от 04.03.2022 № 414-р протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Архангельской области «Об административных правонарушениях», с 12.03.2022 составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Как следует из материалов дела, 31 октября 2022 года УУП отделения УУП и ПДН ОМВД России по Пинежскому району лейтенант полиции ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении 29 АК №*** в отношении Чувировой Е.С. по ст. 2.4 Областного закона Архангельской области «Об административных правонарушениях» № 172-22-ОЗ от 03.06.2003 (л.д. 8).
Протокол и материалы дела направлены на рассмотрение в административную комиссию муниципального образования «Сийское» (л.д. 6).
Согласно части 1 статьи 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Согласно протоколу об административном правонарушении 29 АК №*** от 31.10.2022, 31 октября 2022 года в период с 22 часов до 10 часов утра гражданка Чувирова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес>, находясь в квартире по адресу: <адрес>, расположенной на <...> этаже многоквартирного дома, где она проживает по вышеуказанному адресу на период нахождения в <адрес> Пинежского района Архангельской области, распивала спиртное при этом шумела, громко слушала музыку, чем мешала отдыхать в ночное время гражданке ФИО1., чем нарушило право на тишину и покой граждан в ночное время, в частности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>.
Между тем, в данном протоколе об административном правонарушении не содержится на соответствующий пункт (пункт 1, пункт 2 или пункт 3) статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», нарушение которого вменено Чувировой Е.С., тем самым в нарушение вышеприведенной части 2 статьи 28.2 КоАП РФ не представлены и не вменены квалифицирующие признаки данного состава.
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении 29 АК №*** от 31.10.2022 составлен неполно, данная неполнота не могла быть восполнена при рассмотрении дела, в связи с чем протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежали возвращению должностному лицу, которое составило такой протокол.
Составление 25 ноября 2022 года консультантом администрации МО «Сийское» протокола №***, то есть иного протокола в отношении Чувировой Е.С. о том же событии, с указанием на часть и статью вменяемого нарушения восполнением недостатков протокола об административном правонарушении не является, поскольку такой протокол от 25.11.2022 составлен неуполномоченным лицом – не являющимся должностным лицом органов внутренних дел (полиции) (л.д. 13).
Вместе с тем, вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, административная комиссия МО «Сийское» рассмотрела протокол об административном правонарушении по существу и вынесла 30 ноября 2022 года постановление №*** о привлечении Чувировой Е.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 2.4 Закона Архангельской области «Об административных правонарушениях в Архангельской области».
Допущенное нарушение требований КоАП РФ являлось существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность вынесенного постановления.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ, стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке части 1 статьи 30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, возможность устранения нарушения, допущенного при составлении протокола об административном правонарушении, утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков со стадии нового рассмотрения недопустимо.
Протокол об административном правонарушении, составленный с существенным нарушением требований, установленных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, является недопустимым доказательством.
При таких обстоятельствах, в данном случае надлежит принять решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку установленные при рассмотрении протеста нарушения не могут быть устранены при новом рассмотрении дела.
Данный вывод соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в ряде судебных постановлений, в частности, в решении от 13 октября 2020 года № 35-АД20-5.
Иные процессуальные нарушения, на которые ссылается в протесте прокурор (отсутствие в протоколе сведений о потерпевшей, ссылка в постановлении на протокол об административном правонарушении, составленный ненадлежащим лицом) основанием для возвращения дела на новое рассмотрение являться не могут, учитывая, что сам протокол об административном правонарушении имеет недостаток, возможность устранения которого утрачена.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
протест прокурора Пинежского района Архангельской области Прийменко Е.Ю. удовлетворить.
Постановление административной комиссии муниципального образования «Сийское» от 30 ноября 2022 года №***, которым Чувирова Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2.4 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья А.Н. Дивин