Дело №2-413/2023
№
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 13 апреля 2023 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Казанцевой Л.А.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,
при секретаре судебного заседания Анкудиновой Е.С.,
с участием прокурора Любинского района Омской области Полещука Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к администрации Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности провести работы по определению и оборудованию остановочных пунктов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности провести работы по определению и оборудованию остановочных пунктов.
Прокуратурой Любинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на территории Любинского муниципального района Омской области.
В ходе проверки установлено, что автобусные остановки для посадки
и высадки обучающихся в населенных пунктах: <адрес> Любинского муниципального района Омской области отсутствуют.
Просит возложить обязанность на администрацию Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области определить и оборудовать остановочные пункты для посадки и высадки обучающихся в населенных пунктах: <адрес> Любинского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Полещук Н.А. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Казанского сельского поселения Представитель№1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признала.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог Казанского сельского поселения согласно ст. ст. 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», относится к полномочиям органов местного самоуправления, в частности Казанского сельского поселения.
Указанная деятельность должна осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Так же, согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Исходя из изложенного муниципальное образование Казанское сельское поселение обязано заниматься дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения.
В ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Согласно указанной норме, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 данной статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман» на дорогах, боковая разделительная полоса, тротуары и/или пешеходные дорожки, автопавильон или навес по 5.ДД.ММ.ГГГГ, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно Письму Минобрнауки России от 29.07.2014 № 08-988 «О направлении методических рекомендаций» при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега.
Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Судом установлено, что прокуратурой Любинского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних на территории Любинского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения, которые выразились в том, что автобусные остановки для посадки
и высадки обучающихся в населенных пунктах: <адрес> Любинского муниципального района Омской области отсутствуют.
Согласно представленным сведениям подвоз учащихся в МБОУ «Казанская СОШ» осуществляется в <адрес> возле магазина.
В адрес администрации прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты.
По мнению суда, администрацией Казанского сельского поселения не предприняты должные организационные меры к общему содержанию и установке соответствующих остановочных пунктов, предназначенных для посадки и высадки обучающихся.
В результате указанных нарушений законодательства, бездействия должностных лиц администрации Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области подвергается опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних при перевозке в образовательные учреждения.
В настоящее время отсутствие оборудованных остановочных пунктов способствует совершению дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов и влечет угрозу жизни и здоровью гражданам-участникам дорожного движения, в том числе несовершеннолетним.
Принимая во внимание, что администрацией Казанского сельского поселения выявленные нарушения до настоящего времени в полной мере не устранены, суд находит исковые требования прокурора Любинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым освободить администрацию Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Казанского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области определить
и оборудовать остановочные пункты для посадки и высадки обучающихся
в населенных пунктах: <адрес> Любинского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Казанцева