...
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июня 2022 г. г.Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
с участием защитника Арсланова И.Н.- Давлетовой Р.Ю., действующей на основании доверенности №б/н от < дата >,
представителя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Байзигитовой З.А., действующей на основании доверенности ... от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Арсланова Ильсура Назиповича на постановление заместителя председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Авдеева А.А. от < дата > по делу 24/ПСВ/21 по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Авдеева А.А. от < дата > по делу 24/ПСВ/21 Арсланов И.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица от < дата >, Арсланов И.Н. обжаловал его в суд. Свои требования заявитель мотивировал тем, что с вменяемым административным правонарушением не согласен, поскольку согласно п.6 положения ... обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на лицо, осуществляющее строительство. Таким образом, на подрядчика возложена обязанность по выполнению работ по строительству объекта капитального строительства в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации. Согласно п.5 государственного контракта ... от < дата > все нарушения, указанные в постановлении о назначении административного наказания от < дата > являются обязанностями генерального подрядчика. Должностным лицом требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении обжалуемого постановления в части определения должностного лица, неверно определен субъект административного правонарушения. Признаки объективной стороны правонарушения, описанные в ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в его действиях не усматриваются, поэтому состав административного правонарушения отсутствует, так как отсутствует вина. На основании вышеизложенного, просит производство по делу прекратить.
Жалоба направлена < дата > в Октябрьский районный суд ... Республики Башкортостан (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть в течение 10 суток со дня получения постановления < дата >
Определением Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > жалоба Арсланова И.Н. направлена в Советский районный суд ... по подведомственности.
< дата > дело поступило в Советский районный суд ....
В судебное заседание Арсланов И.Н., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте слушания дела, не явился, причины неявки не известны. В письменном ходатайстве просил освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, поскольку совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало.
Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя Арсланова И.Н.
В судебном заседании защитник Арсланова И.Н.- Давлетова Р.Ю., доводы жалобы поддержала в полном объеме. Пояснила, что Арслановым И.Н. были предприняты все меры по осуществлению контроля за вверенным ему объектом строительства, что подтверждается письмами, направленными в адрес подрядчика, актом контрольного обмера по объекту, протоколами совещаний. Также Давлетова Р.Ю. пояснила, что по объекту «Строительство детского сада на 190 мест в ... Республики Башкортостан» государственный контракт расторгнут < дата > По результатам повторных конкурентных процедур определен победитель – ООО ГК «Лидер Групп», с которым < дата > заключен государственный контракт. ГКУ Управление капитального строительства Республики Башкортостан, не заключая государственный контракт на строительство, не может производить самостоятельно какие-либо работы. В связи с чем, за период с < дата > по < дата > Арсланов И.Н. никак не мог устранить выявленные недостатки. Недостатки выявлены в ноябре 2021 г., протокол составлен < дата > С января 2022 г. ответственным за строительство объекта назначено другое лицо. В настоящее время объект закончен на 99% и планируется к сдаче < дата > На основании изложенного просит прекратить дело за малозначительностью.
В судебном заседании представитель государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Байгизитова З.А., с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась, пояснила, что на момент проведения проверки велись работы по электромонтажу и монтажу системы отопления, в целом по объекту работы не были завершены. При этом, должностным лицом органа государственного строительного надзора были выявлены перечисленные в постановлении нарушения проектной документации, технических регламентов, обязательных требований документов в области стандартизации при строительстве Объекта. В ходе проверки и в постановлении не установлены действия, предусмотренные частью 2 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поэтому объективная сторона правонарушения установлена верно, соответствует диспозиции ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку перечисленные в части 2 той же нормы закона последствия (причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений) либо угроза их возникновения в результате допущенного нарушения требований технических регламентов Арсланову Н.И. не вменялись. Следующим доводом к отмене постановления указано, то что должностное лицо ГКУ УКС РБ Арсланов Н.И. не является субъектом правонарушения, поскольку обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на лицо, осуществляющее строительство, то есть на генерального подрядчика. Между тем, в силу действующего законодательства именно заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда. В связи с изложенным, на должностное лицо ГКУ УКС РБ Арсланова И.Н. возложена обязанность осуществления контроля за качеством работ, использованных материалов, оборудования, а также соблюдения строительных норм, регламентов, правил. При этом, прекращение производства по делу за малозначительностью невозможно, поскольку диспозиция статьи предусматривает ответственность за нарушение требований, напрямую связанных с угрозой жизни и здоровью граждан. На основании изложенного просит оставить постановление должностного лица без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица) предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) с назначением наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
Согласно ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч.7 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном ч.ч. 3.8 и 3.9 ст.49 настоящего Кодекса.
На основании п.1 ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 1 ст.748 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение), которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В силу п.2 данного Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
На основании п.3 Положения строительный контроль проводится, в том числе, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (п.4 Положения).
Перечень контрольных мероприятий, осуществляемых заказчиком в рамках строительного контроля, установлен п.6 Положения.
Анализ приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства заказчик уполномочивает своего работника на осуществление строительного контроля на строительной площадке в целях проведения контрольных мероприятий, установленных п.6 Положения, направленных, в том числе, на контроль соблюдения подрядной организацией требований проектной документации и действующих нормативных правовых актов.
Из материалов дела следует, что < дата > между Государственным казенным учреждением Управление капитального строительства (далее по тексту - ГКУ УКС) и обществом с ограниченной ответственностью «ГК ЛидерГрупп» заключен государственный контракт ... на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство детского сада в ... Республики Башкортостан». Срок окончания работ определен < дата >
Согласно п. 4.2 Государственного контракта ... от < дата > государственный заказчик ГКУ УКС РБ обязан осуществлять контроль за соблюдением Генеральным подрядчиком сроков выполнения и качества работ, используемых материалов и оборудования условиям контракта и проектной документации, сметой контракта, сметным расчетам, действующим техническим регламентам, строительным нормам и правилам.
На основании распоряжения Госкомитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ... от < дата > о проведении выездной проверки, должностным лицом Государственного комитета Республики Башкортостан проведена выездная проверка объекта капитального строительства «Строительство детского сада в ... РБ», расположенного по адресу: ....
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения, выразившееся в нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), и именно; на момент проверки ведутся электромонтажные работы и работы по монтажу системы отопления здания. Отсутствует оборудование для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Электромонтажные работы в целом по объекту и техническим помещениям не завершены.
На кабелях, проложенных в кабельных сооружениях, бирки должны быть установлены не реже чем через каждые 50-70 м, а также в местах изменения направления трассы, с обеих сторон проходов через междуэтажные перекрытия, стены и перегородки, в местах ввода-(вывода) кабеля в траншеи и кабельные сооружения.
Не скрыто проложенных кабелях в трубах или блоках бирки следует устанавливать на конечных пунктах у концевых муфт, в колодцах и камерах блочной канализации, а также у каждой соединительной муфты, не выполнено.
Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту. Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций, не выполнено.
На лицевой стороне щитов и сборок сети освещения должны быть надписи (маркировка) с указанием наименования (щита или сборки), номера, соответствующего диспетчерскому наименованию. С внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть однолинейная схема, надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников соответственно, через них получающих питание, не выполнено.
Для отопительных приборов и трубопроводов в зданиях дошкольных образовательных организации, на лестничных клетках и вестибюлях следует предусматривать защитные ограждения для отопительных приборов и тепловую изоляцию трубопроводов.
В местах прохода проводов и кабелей через стены, междуэтажные перекрытия или выхода их наружу необходимо обеспечивать возможность смены электропроводки. Для этого проход должен быть выполнен в трубе, коробе, проеме и т.п. С целью предотвращения проникновения и скопления воды и распространения пожара в местах прохода через стены, перекрытия или выхода наружу следует заделывать зазоры между проводами, кабелями и трубой (коробом, проемом и т.п.), а также резервные трубы (короба, проемы и т.п.) легко удаляемой массой от несгораемого материала. Заделка должна допускать замену, дополнительную прокладку новых проводов и кабелей и обеспечивать предел огнестойкости проема не менее предела огнестойкости стены (перекрытия). Предоставить исполнительную документацию по разделу: внутренние и наружные сети отопления согласно проектных решений.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника отдела капитального строительства и реконструкции объектов ... КУ УКС РБ Арсланова И.Н. к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения подтверждается следующими доказательствами:
- распоряжением Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о проведении внеплановой, выездной проверки ... от < дата > о проведении выездной проверки;
- актом проверки ... от < дата >, в ходе которой выявлены нарушения;
- приказом о строительном контроле за строительством и реконструкцией объектов по состоянию на < дата > ...-ок от < дата >;
- государственным контрактом ... от < дата > об обязанностях выполнения по заданию ГКУ УКС РБ строительно- монтажных и пусконаладочных работ по объекту «Строительство детского сада в ... РБ»;
-положительным заключением государственной экспертизы проектной документации ... от < дата >, выданной ГАУ Управление государственной экспертизы РБ;
- протоколом об административном правонарушении .../ПСВ/21 от < дата > по делу ...-П.
В соответствии с приказом ...-ок от < дата > «О строительном контроле за строительством и реконструкцией объектов по состоянию на < дата >» за Арслановым И.Н. закреплено осуществление строительного контроля с правом приемки выполнения строительно-монтажных работ (согласно должностной инструкции) строительство детского сада в ... РБ.
Таким образом, на должностное лицо ГКУ УКС РБ Арсланова И.Н. возложена обязанность осуществления контроля за качеством работ, использованных материалов, оборудования, а также соблюдения строительных норм, регламентов, правил. Следовательно, он является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые, вопреки позиции заявителя в настоящей жалобе, получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Основания для прекращения дела за малозначительностью не установлены.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о возможности замены наказания, назначенного должностному лицу в виде штрафа в размере 20000 рублей на предупреждение, по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства, что должностным лицом Арслановым И.Н. были осуществлены мероприятия по осуществлению контроля за выполнением срока строительных и строительно-монтажных работ, в частности представлены акт контрольного обмера по объекту «Строительство детского сада в ... Республики Башкортостан» от < дата >, письмо ООО ГК «ЛидерГрупп» от < дата > Также учитывается, что с < дата > по < дата > на указанном объекте не могли быть осуществлены строительно-монтажные работы до заключения Государственного контракта.
Более того, ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве наказания предусмотрено предупреждение.
Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным изменить назначенное начальнику отдела капитального строительства и реконструкции объектов ... КУ УКС РБ Арсланову И.Н. административное наказание на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя председателя государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Авдеевой А. А. от < дата > .../ПСВ/21 в отношении должностного лица - начальника отдела капитального строительства и реконструкции объектов ... государственного казенного учреждения Управления капитального строительства Республики Башкортостан Арсланова Ильсура Назиповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить Арсланову Ильсуру Назиповичу административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Арсланова И.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Егорова