Гражданское дело № 2-664/2023
74RS0031-01-2023-000055-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2023 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Зенцовой С.Е.
с участием прокурора Скляр Г.А.
при секретаре Сидоренко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Ошмарину Александру Валерьевичу, Ошмариной Оксане Сергеевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, обязании передать ключи от жилого помещения и закрытии лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к Ошмарину А.В., Ошмариной О.С. о признании последних утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, обязании передать ключи от жилого помещения и закрытии лицевого счета.
В обоснование иска указано, что истец является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>
В данном жилом помещении проживают и состоят на регистрационном учете Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С.
Данное жилое помещение было предоставлено Ошмарину А.В. и членам его семьи в связи с прохождением Ошмариным А.В. воинской службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
В настоящее время трудовую деятельность в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации Ошмарин А.В. не осуществляет, права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации не имеет.
Ошмарин А.В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с августа 1990 года, однако с военной службы уволен в связи с лишением воинского звания, из списка личного состава части и всех видов обеспечения 08 октября 2004 года исключен.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2021 года № 883 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <номер обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
В ходе проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации сотрудниками территориального отдела филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» установлено, что в жилом помещении, расположенном по указанному выше адресу проживают Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С.
Вместе с тем, решения о предоставлении ответчикам данного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. На учете нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С. в ФГАУ «Росжилкомплекс» не состоят.
В добровольном порядке ответчики Ошмарины жилое помещение не освобождают.
Считает, что ответчики незаконно удерживают жилое помещение, которое является собственностью Российской Федерации.
Просит признать Ошмарина А.В. и Ошмарину О.С. утратившими право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен> и выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, обязать Ошмарина А.В., Ошмарину О.С. передать в установленном порядке по акту передачи ключи от жилого помещения и закрыть лицевой счет в управляющей компании, а также указать, что решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца при надлежащем извещении участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд счел возможным дело рассмотреть в отсутствие неявившегося лица.
Ответчики Ошмарин А.В., Ошмарина О.С. в судебное заседание не явились, извещалась заказными письмами с уведомлением о вручении разряда «судебное».
Согласно ч.4 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Из материалов дела следует, что ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес обезличен> с 03 октября 1995 года по настоящее время.
По указанному адресу судом направлялись конверты для извещения ответчиков о времени и месте судебного заседания, которые возвращены по истечении срока хранения.
В силу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 67,68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчиков о рассмотрении дела.
Представитель третьего лица ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Центральный» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.
Сведения о движении дела размещены на официальном сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенного, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела в судебном заседании, и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В судебном заседании уставлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> относится к федеральной собственности, закреплено на праве собственности за Министерством обороны Российской Федерации.
В силу п. 1, 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подп. 68 и 71 п. 7 Положения о Министерстве Обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, полномочия по управлению закрепленными за Министерством Обороны Российской Федерации жилищным фондом, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, полномочия истца на предъявление указанного иска легитимны.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2021 года № 883 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В ходе проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации сотрудниками территориального отдела филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» установлено, что в жилом помещении, расположенном по указанному выше адресу проживают Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С.
Кроме того, согласно сведений УФМС России по Челябинской области с 03 октября 1995 года по настоящее время на регистрационном учете в спорной квартире состоят Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами.
В силу п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются ив жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу п. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные с ч.ч. 2-4 ст. 31, ст.ст. 65 и ч.ч. 3 и 4 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Из разъяснений Верховного Суда РФ в Постановлении Пленума от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике фи применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по использованию специализированными жилыми помещениями, возникшими до введения в действие Жилищного кодекса РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (ст. 5 Вводного закона) (п. 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Согласно ст. 13 вышеназванного Федерального закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещение, общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса России Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищ: кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещен предоставляемых по договорам социального найма или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введен действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, т.е. невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо иметь право состоять на таком учете).
Право на реализацию ранее возникшей льготы в виде возможности выселения исключительно с предоставлением другого жилого помещения также взаимосвязано с продолжением проживания лица, получившего льготу в служебном жилом помещении (общежитии).
Из изложенных правоположений применительно к рассматриваемому делу следует, что спорными вопросами в настоящем деле являются наличие или отсутствие права ответчиков на проживание в спорном жилом помещении, фактическое проживание ответчиков в спорном жилом помещении, возможность выселения ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, обязанность истца предоставить ответчикам жилое помещение на условиях договора социального найма.
Как указал истец и подтверждено материалами дела, спорное жилое помещение было предоставлено Ошмарину А.В. в связи с прохождением военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации с 1990 года, Ошмарина О.С. – член его семьи.
Согласно выписки из приказа Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 05 марта 2005 года № 047 Ошмарин А.В. уволен с военной службы в связи с лишением воинского звания (пп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 08 октября 2004 года (л.д. 21). Выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации Ошмарина А.В. на момент увольнения составила 14 лет.
Суд соглашается с доводами истца, что ответчиками утрачено право пользования спорным жилым помещением.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статьей 57 названного кодекса предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ).
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете как малоимущий гражданин, такой гражданин может быть принят на учет.
Как было указано выше, ответчик Ошмарин А.В. и член его семьи Ошмарина О.С. трудовую деятельность в воинских частях и организациях Вооруженных сил РФ не осуществляют (л.д. 20, 27-31).
Доказательств того, что у Ошмарина А.В. возникло право на получение постоянного жилого помещения в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», материалы дела не содержат.
Решения о предоставлении ответчикам данного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. На учете нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С. в ФГАУ «Росжилкомплекс» не состоят.
В настоящее дело каких - либо документов, подтверждающих тот факт, что ответчики состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма до 01.03.2005 – дату вступления в законную силу ЖК РФ, равно как и документов, подтверждающих их право состоять на таком учете в настоящем деле ответчиками суду не предоставлено, материалы дела не содержат.
Ответчики от получения почтовой корреспонденции и явки в судебное заседание уклонились, правом предоставления возражений и доказательств не воспользовались. Суд находит, что каждая сторона самостоятельно определяет степень своего процессуального участия в споре.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиков следует признать утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих в пользу ответчиков, материалы дела не содержат, в судебном заседании не добыто.
Суд находит, что проживание и регистрация ответчиков в спорном жилом помещении препятствует истцу в реализации права собственности на указанное жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Материалами дела подтверждено, что в адрес Ошмарина А.В., Ошмариной О.С. посредством Станции ФПС ВО в/ч 40566-Е 18 марта 2022 года были направлены уведомления об освобождении жилого помещения (л.д. 32,33).
Вместе с тем, ответчики по настоящее время проживают в спорной квартире, отказываясь ее освобождать.
Указанные доводы подтверждены актом о фактическом проживании граждан (л.д. 13).
Суд находит, что ответчики Ошмарин А.В. и Ошмарина О.С. подлежат выселению из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Истец просит обязать Ошмарина А.В., Ошмарину О.С. сдать в соответствии с установленном законом порядке по акту передачи ключи от жилого помещения, а также закрыть лицевой счет в управляющей компании.
Суд находит указанные требования обоснованными.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В сл уст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные ст. 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Из содержания пп. «к» п. 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 292/пр., при прекращении права пользования жилым помещением в качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель обязан передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.
В соответствии с абз. 2 п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе, при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Основной целью деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» является выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, иных граждан, членов их семей в части реализации из жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживания в жилищном фонде, создания условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (п. 3 изменений в Устав ФГАУ «Росжилкомплекс»).
В соответствии с п. 14 изменений в Устав ФГАУ «Росжилкомплекс», в отношении жилых помещений ФГАУ «Росжилкомплекс» является уполномоченным лицом (наймодателем) и осуществляет права и обязанности Министерства обороны в отношении жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, в том числе:
- принимает решения и заключает договоры социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда;
- принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда, находящегося в ведении Министерства обороны, в собственность бесплатно, которые являются основанием для государственной регистрации права собственности на предоставленные в собственность бесплатно жилые помещения; государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Министерства обороны, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленное в собственность бесплатно жилое помещение;
- осуществляет прием-передачу жилых помещений.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что на ответчиков следует возложить обязанность по сдаче жилого помещения по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытие лицевого счета представителю Министерства обороны Российской Федерации - ФГАУ «Росжилкомплекс», филиал «Центральный».
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб., как за рассмотрение требований неимущественного характера (пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Ошмарину Александру Валерьевичу, Ошмариной Оксане Сергеевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, обязании передать ключи от жилого помещения и закрыть лицевой счет, удовлетворить.
Признать Ошмарина Александра Валерьевича (паспорт серия <номер обезличен>), Ошмарину Оксану Сергеевну (паспорт серия <номер обезличен>) утратившими право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен>
Выселить Ошмарина Александра Валерьевича (паспорт серия <номер обезличен>), Ошмарину Оксану Сергеевну (паспорт серия <номер обезличен>) из жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Обязать Ошмарина Александра Валерьевича (паспорт серия <номер обезличен>), Ошмарину Оксану Сергеевну (паспорт серия <номер обезличен>) передать жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен> по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета представителю Министерства обороны Российской Федерации – начальнику филиал «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Решение является основанием для снятия Ошмарина Александра Валерьевича (паспорт серия <номер обезличен>), Ошмариной Оксаны Сергеевны (паспорт серия <номер обезличен>) с регистрационного учета по месту жительства: <адрес обезличен>
Взыскать с Ошмарина Александра Валерьевича (паспорт серия <номер обезличен>), Ошмариной Оксаны Сергеевны (паспорт серия <номер обезличен>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб. в равных долях, по 3 000 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2023 года.