16RS0030-01-2023-000302-31
Дело № 2-151/2023
Категория дела № 2.143-г
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 июля 2023 г. гор. Тетюши
Тетюшский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Суркова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красновой И.В.,
с участием представителя истца – ГКУ «Тетюшское лесничество» Рахматуллина Р.З.,
ответчика Файзуллина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к Файзуллину Дамиру Нургалиевичу о признании бесхозяйного строения самовольной постройкой, подлежащей сносу,
установил:
ГКУ «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с иском к Файзуллину Д.Н. о признании незаконного строения бесхозяйным, указав, что в ходе проверки выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда, возведения на них без получения необходимых разрешений бревенчатого строения с крышей, покрытой шифером, площадью 0,0025 га, расположенного в квартале 48 выдела 14 Тарханского участкового лесничества на земельном участке лесного фонда с кадастровым номером №. По сведениям ОМВД России по <адрес>, со слов жителя с. Большие Тарханы Файзуллина Д.Н., строение возведено рыболовецкой бригадой с участием его покойного отца Файзуллина Н.Н. Истец просит суд признать бревенчатое строение с крышей, покрытой шифером, площадью 0,0025 га, расположенное в квартале 48 выдела 14 Тарханского участкового лесничества на земельном участке лесного фонда с кадастровым номером №, бесхозяйной самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Представитель истца – ГКУ «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Рахматуллин Р.З. в судебном заседании исковое заявление уточнил. Просил суд признать спорное строение самовольной постройкой, подлежащей сносу, и вынести решение о её сносе. Уточненный иск поддержал, пояснил, что участок, на котором находится постройка, относится к категории защитные леса Государственного лесного фонда. Договоров на предоставление в аренду земельного участка не имеется. Капитальные строения возводить на землях лесного фонда не допускается. Достоверных данных о лицах, допустивших самовольное строительство объектов, не имеется. Просил уточненный иск удовлетворить.
Ответчик Файзуллина Д.Н. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчиком по делу он не является, спорное бревенчатое строение ему не принадлежит. Данное строение было возведено на берегу Куйбышевского водохранилища в районе Тарханской пристани рыболовецкой бригадой колхоза «Алга» в 1980-х годах с участием его покойного отца Файзуллина Н.Н. и использовалось ими для ночевки и укрытия от непогоды. Файзуллин Д.Н. подал документы, но в связи со сложностями в получении разрешений, оформить постройку на свое имя не смог. В настоящее время он её не использует.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Как указано в статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (пункт 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений, поскольку их использование без надлежащего оформления нарушает принципы земельного законодательства.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере лесных отношений, осуществляющим, в том числе, государственное управление и контроль в сфере лесных отношений.
ГКУ «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с вышеуказанным иском, полагая, что ответчик, в нарушение принципа целевого использования, без законных на то оснований самовольно занял земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, относящийся к землям лесного фонда, осуществил самовольную постройку.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок в квартале 48 выдела 14 Тарханского участкового лесничества ГКУ «Тетюшское лесничество» <адрес> Республики Татарстан, относится к землям лесного фонда, из его состава не изымался, имеет вид разрешенного использования для ведения лесного хозяйства, находится в собственности Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет, границы определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе проверки выявлен факт самовольного занятия лесного участка в квартале 48 выдела 14 Тарханского участкового лесничества ГКУ «Тетюшское лесничество» <адрес> Республики Татарстан, кадастровый №. Без соответствующих разрешений и оформления каких-либо документов на территории лесного фонда самовольно возведено бревенчатое строение с крышей, покрытой шифером, площадью 0,0025 га, о чем ГКУ «Тетюшское лесничество» составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Файзуллин Д.Н. собственником, владельцем или арендатором спорного бревенчатого строения не является. Данное строение было возведено на берегу Куйбышевского водохранилища в районе Тарханской пристани рыболовецкой бригадой колхоза «Алга» в 1980-х годах с участием его покойного отца Файзуллина Д.Н. и использовалось ими для ночевки и укрытия от непогоды. В настоящее время Файзуллин Д.Н. её не использует, его имущества в избушке не имеется. Факт подачи Файзуллиным Д.Н. документов с целью получения разрешения на использования земельного участка из земель лесного фонда под постройкой, не является доказательством того, что он является лицом, которое создало или возвело спорную постройку.
При таких обстоятельствах суд не может возложить на Файзуллина Д.Н. обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, относящийся к землям лесного фонда, поскольку он лично его не занимал.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются строго для определенных целей, в перечень которых индивидуальное строительство, в том числе нежилых помещений, не входит.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенных в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
Таким образом, положениями пункта 1 ст. 222 ГК РФ установлены условия, при наличии которых постройка может быть признана самовольной: постройка возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта; постройка возведена без получения на это необходимых разрешений; постройка создана с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество.
В соответствии с подпунктами 3, 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
В силу статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ; орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ГК РФ, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Согласно пункту 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (пункт 6 статьи 55.32 ГрК РФ).
Вышеуказанными нормами права регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке.
ГКУ «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, которое уполномочено на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в случае выявления самовольной постройки на землях государственного лесного фонда направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района (при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) уведомление и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки.
Исполнительный орган местного самоуправления в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения уведомления и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, принимает решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта.
Снос самовольной постройки при отсутствии сведений о лице, которое создало или возвело её, осуществляет правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный органом местного самоуправления.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Согласно статье 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Как следует из материалов дела ГКУ «Тетюшское лесничество», выявив наличие самовольной постройки на территории лесного фонда, в исполнительный комитет Тетюшского муниципального района по данному факту с уведомлением и документами, подтверждающими наличие признаков самовольной постройки, не обращалось. Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района в пределах своей компетенции и на основании ст. 222 ГК РФ и ст. 55.32 ГрК РФ решений по данному факту не принимал. Представитель истца ГКУ «Тетюшское лесничество» Рахматуллин Р.З. доверенности от исполнительного комитета Тетюшского муниципального района на подписания иска и предъявление его в суд о сносе самовольной постройки не имеет.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьей 222 ГПК РФ, суд
определил:
заявление Государственного казенного учреждения «Тетюшское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к Файзуллину Дамиру Нургалиевичу о признании строения из бревенчатых стен с крышей, покрытой шифером, площадью 0,0025 га, расположенного в квартале 48 часть выдела 14 Тарханского участкового лесничества ГКУ «Тетюшское лесничество» <адрес> Республики Татарстан, кадастровый номер лесного участка №, - самовольной постройкой и её сносе, оставить без рассмотрения.
Разъяснить истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 15 дней через Тетюшский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий: А.Г. Сурков А.Г.