№ 2а-1871/12-2023 г.
46RS0030-01-2023-005449-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Курск
Промышленный районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи: Никитиной Е.В.,
при секретаре: Мальцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березиной Елены Юрьевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Березина Е.Ю. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка, мотивируя свои требования тем, что ей по договору уступки прав от 24.04.2019г. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью 52712 кв.м. по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «скотоводство». 09.09.2021г. между нею и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Курска заключен договор № аренды спорного земельного участка на срок с 31.07.2021г. по 29.07.2022г. Поскольку она арендует земельный участок более трех лет, ею 11.07.2022г. было подано заявление о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка. Однако, решением ответчика, изложенным в письме № ей было отказано, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Курск», утвержденным решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 г. № 388-3-РС, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-сельскохозяйственных угодий. В данной территориальной зоне вид разрешенного использования «скотоводство» не предусмотрен. Осуществление деятельности, не соответствующей градостроительному регламенту, исключает предоставление участка в собственность на основании указанной нормы. Решением <данные изъяты> от 16.01.2023 г. по делу № решение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, оформленное письмом от 11.08.2022 г. № об отказе в выкупе земельного участка с видом разрешенного использования - скотоводство, признано незаконным. Суд обязал комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска вновь рассмотреть заявление Березиной Е.Ю. датированное 11.07.2022 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства. Во исполнение решения суда Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска повторно рассмотрел заявление административного истца и письмом от 05.04.2023 № отказал Березиной Елене Юрьевне в предоставлении в собственность земельного участка со следующей ссылкой: - Березина Е.Ю. не подпадает под критерии лиц, которые вправе заниматься сельскохозяйственным производством и поименованных в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; - вид разрешенного использования «скотоводство» не предусмотрен в территориальной зоне СХ-сельскохозяйственных угодий; - сотрудниками МКУ Инспекция Муниципального Нежилого фонда и Земельных Ресурсов г.Курска 03.04.2023 выявлено, что участок свободен от строений и сооружений, территория не огорожена, выпас сельскохозяйственных животных на момент выезда не осуществлялся. Считает отказ ответчика в выкупе спорного земельного участка необоснованным и просит суд обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в течение тридцати дней после вступления решения суда в законную силу направить ей проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 52 712 кв.м, находящийся по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - скотоводство.
Определением суда от 10.10.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска.
В судебное заседание административный истец Березина Е.Ю. не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель истца по доверенности Половинкин И.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором полагал отказ Березиной Е.Ю. в предоставлении в собственность земельного участка, изложенный в письме № от 05.04.2023г. законным и обоснованным, в связи с чем считает иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица - Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска Афанасьева Ж.В. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве о том, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» (в редакции от 02.04.2019) земельный участок с кадастровым номером 46:29:103050:154 расположен в территориальной зоне СХ - зоне сельскохозяйственного использования. Градостроительный регламент зоны СХ содержал основной вид разрешенного использования земельных участков: для размещения объектов, связанных с разведением лошадей, конюшен и конно-спортивных комплексов (скотоводство).
Решением Курского городского собрания от 17.11.2020г. № 142-6-РС, в перечень видов использования в градостроительной зоне «СХ» внесены изменения, в результате которых вид разрешенного использования «Скотоводство» исключен, а включен другой вид разрешенного использования «Выпас сельскохозяйственных животных».
В силу пункта 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Вместе с тем, согласно генеральному плану города Курска, утверждённому решением Курского Городского Собрания от 21.12.2021 г. № 326-6-ОС земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.
Согласно актуальной редакции Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «СХ», где одним из основных видов разрешенного использования является «Выпас сельскохозяйственных животных».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 3 ст. 3 ЗК РФ предусмотрено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков являются собственники, землепользователи (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования), землевладельцы (владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и арендаторы земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 приведенного Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных этим же пунктом.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пп. 9 п. 2 ст. 39.3 названного Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 52712,00 кв.м. по адресу: <адрес> из земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для скотоводства» был предоставлен в аренду ФИО8 на основании договора № аренды земельного участка, заключенного 04.09.2018г. сроком с 31.07.2018 по 30.07.2021. (л.д.9-11)
24.04.2019г. между ФИО9 и Березиной Е.Ю. заключено соглашение № об уступке прав по договору № аренды земельного участка от 04.09.2018г. (л.д.12-13).
09.09.2021 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска и Березиной Е.Ю. бы заключен договор № аренды земельного участка, согласно которого земельный участок с кадастровым номером № площадью 52712,00 кв.м. по адресу: <адрес> из земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «для скотоводства» был предоставлен Березиной Е.Ю. сроком с 31.07.2021 по 29.07.2022 (л.д.14-16).
11.07.2022г. Березиной Е.Ю. подано заявление о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, однако решением ответчика, изложенным в письме № ей было отказано, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки МО «Город Курск», утвержденным решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 г. № 388-3-РС, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-сельскохозяйственных угодий. В данной территориальной зоне вид разрешенного использования «скотоводство» не предусмотрен. Осуществление деятельности, не соответствующей градостроительному регламенту, исключает предоставление участка в собственность на основании указанной нормы.
Решением <данные изъяты> от 16.01.2023 г. по делу № решение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, оформленное письмом от 11.08.2022 г. № об отказе в выкупе земельного участка с видом разрешенного использования - скотоводство, признано незаконным. Суд обязал комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска вновь рассмотреть заявление Березиной Е.Ю. датированное 11.07.2022 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.18-20).
Во исполнение решения суда Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска повторно рассмотрел заявление административного истца и письмом от 05.04.2023 № (л.д.21-22) отказал Березиной Елене Юрьевне в предоставлении в собственность земельного участка со следующей ссылкой:
- Березина Е.Ю. не подпадает под критерии лиц, которые вправе заниматься сельскохозяйственным производством и поименованных в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», не обладает признаками сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- вид разрешенного использования «скотоводство», код 1,8 не предусмотрен в территориальной зоне СХ- сельскохозяйственных угодий;
- сотрудниками МКУ Инспекция Муниципального Нежилого фонда и Земельных Ресурсов г.Курска 03.04.2023 выявлено, что участок свободен от строений и сооружений, территория не огорожена, выпас сельскохозяйственных животных на момент выезда не осуществлялся.
По смыслу приведенных выше правовых норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Довод ответчика о том, что вид разрешенного использования «скотоводство» не предусмотрен в территориальной зоне «сельскохозяйственных угодий» является несостоятельным.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» (в редакции от 02.04.2019) земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне СХ - зоне сельскохозяйственного использования. Градостроительный регламент зоны СХ содержал основной вид разрешнного использования земельных участков – «для размещения объектов, связанных с разведением лошадей, конюшен и конно-спортивных комплексов, скотоводство».
Решением Курского городского Собрания от 17.11.2020 N 142-6-РС, в перечень видов использования в градостроительной зоне «СХ» внесены изменения, в результате которых вид разрешенного использования «Скотоводство» исключен, а включен другой вид разрешенного использования «Выпас сельскохозяйственных животных».
В силу пункта 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В соответствии с пунктом 34 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. При кадастровом учете и регистрации права собственности на указанный земельный участок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о виде разрешенного использования отражается фактический вид использования.
Согласно пункту 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, согласно генеральному плану города Курска, утверждённому решением Курского Городского Собрания от 21.12.2021 г. № 326-6-ОС земельный участок с кадастровым номером № относится к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.
Согласно актуальной редакции Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск» земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «СХ», где одним из основных видов разрешенного использования является «Выпас сельскохозяйственных животных».
Кроме того, согласно кода 1.8 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования «скотоводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей); сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
Не состоятельны и доводы ответчика о том, что Березина Е.Ю. не подпадает под критерии лиц, которые вправе заниматься сельскохозяйственным производством и поименованных в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», не обладает признаками сельскохозяйственного товаропроизводителя, поскольку п.9 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ определен субъектный состав лиц, которые вправе приобрести в собственность земельные участки без проведения торгов. Ими являются граждане или юридические лица.
При этом, возможность предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения без проведения торгов гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам предусмотрена положениями ст.10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Действующее законодательство не содержит дополнительных требований к субъектному составу лиц, которые вправе обратиться за выкупом земельных участков с/х назначения, и не требует от граждан иметь какой-либо специальный статус, в связи с чем отказ по этим основаниям является необоснованным.
Ссылку ответчика о том, что участок свободен от строений и сооружений, территория не огорожена, выпас сельскохозяйственных животных на момент выезда не осуществлялся, суд находит несостоятельной, поскольку осмотр сотрудниками МКУ Инспекция Муниципального Нежилого фонда и Земельных Ресурсов г.Курска произведен 03.04.2023, то есть по истечении срока действия договора аренды и выпас породистых лошадей, находящихся в собственности истицы, не предполагает их нахождение на пастбище целый день.
Таким образом на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что арендатор Березина Е.Ю. имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Березиной Елены Юрьевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Курска о возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Березиной Елены Юрьевны проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 52712,00 кв.м. по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через промышленный районный суд г. Курска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 02.11.2023г.
Судья: