Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1243/2020 ~ М-153/2020 от 10.01.2020

    УИД: -----

    Дело -----

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата года                                                                                        г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Савельевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,

с участием прокурора Дельман А.О.,

представителей ответчиков Минприроды Чувашии Туликова Е.А. от дата, Андреева Г.П. от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о возложении обязанности по очистке территории лесного участка расположенного в выделе ----- квартала ----- Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Минприроды Чувашии от отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики Зотов А.П. в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного и лесного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления - очистить захламленную отходами территорию лесного участка выдела ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии общей площадью ----- м. х ----- м. и общим объемом отходов около ----- -----., расположенного на пересечении улиц адрес и адрес адрес на расстоянии ----- метров восточнее от опоры ----- линии электропередач -----, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Козловского района дата, дата, дата проведены проверки соблюдения требований природоохранного, лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территории лесного участка, по результатам которых в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) выявлены нарушения законодательства.

В ходе проведения проверки природоохранного и лесного законодательства дата, дата и дата прокуратурой района на территории лесного участка, расположенного в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии, рядом с населенным пунктом адрес на пересечении адрес и адрес, ориентировочно ----- метров восточнее от опоры ----- от линии электропередач -----, была обнаружена площадь, загрязненная твердыми коммунальными отходами (бумага, полиэтиленовые пакеты, картон, стекло, бутылки, деревянные отходы, ветошь, иные виды). Общая площадь загрязненной территории составила ----- м х ----- м, общим объемом отходов около ----- -----.

По результатам проверки в адрес Министерства дата было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу Министерства на представление от дата мероприятия по очистке лесного участка от отходов производства и потребления находится на контроле КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии и будет осуществлено после схода снежного покрова.

        дата прокуратурой района был направлен запрос в Министерство о принятых мерах по очистке вышеуказанной территории. Согласно ответу от дата ----- Министерство мероприятия по уборке несанкционированной свалки не проводились, со ссылкой на то, что ликвидацию свалки должны осуществлять органы местного самоуправления, в связи с чем инспектором Министерства будет произведен выезд на место свалки для фиксации правонарушения. Прокуратурой района дата был направлен запрос в адрес главы администрации адрес сельского поселения адрес района (далее - Администрация) о предоставлении сведений об обращениях Министерства по вышеуказанному вопросу. Согласно ответу Администрации от дата Министерство Чувашии в целях фиксации правонарушения и ликвидации свалки не обращалось.

В соответствии п. 3.13 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» Министерство организует деятельность по обезвреживанию и захоронению ТКО.

Лесной участок, расположенный в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества, находится под надзором казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Минприроды Чувашии (далее - КУ ЧР «Лесная охрана»).

Согласно п. 1.4 Устава КУ ЧР «Лесная охрана» (далее - Устав) функции собственника и полномочия учредителя осуществляет Министерство.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть Министерства.

В нарушение действующего законодательства Министерство свои обязанности по очистке лесного участка от несанкционированной свалки твердыми коммунальными отходами не исполнило, что также подтверждается актом о проведении проверки от дата.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц корреспондирует предусмотренному статьей 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде понуждения к исполнению обязательства в натуре.

Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Дельман А.О. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске.

Представители ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Туликов Е.А. и Андреев Г.П. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон -----) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна осуществляться на основе следующих принципов:     соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 16 Закона ----- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств.

Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от дата N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ использование и охрана лесных участков лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся вопросы по организации использования лесов, их охраны, защиты, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно п. 5.2 постановления Конституционного суда Российской Федерации от дата по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" «пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Постановление Конституционного суда) не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями».

Суд установил, что в ходе проведения проверки природоохранного и лесного законодательства дата, дата и дата прокуратурой района на территории лесного участка, расположенного в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии, рядом с населенным пунктом адрес на пересечении адрес и адрес, ориентировочно ----- метров восточнее от опоры ----- от линии электропередач -----, была обнаружена площадь, загрязненная твердыми коммунальными отходами (бумага, полиэтиленовые пакеты, картон, стекло, бутылки, деревянные отходы, ветошь, иные виды). Общая площадь загрязненной территории составила ----- х ----- м, общим объемом отходов около ----- -----.

По результатам проверки в адрес Министерства дата было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу Министерства на представление от дата мероприятия по очистке лесного участка от отходов производства и потребления находится на контроле КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии и будет осуществлено после схода снежного покрова.

        дата прокуратурой района был направлен запрос в Министерство о принятых мерах по очистке вышеуказанной территории. Согласно ответу от дата ----- Министерство мероприятия по уборке несанкционированной свалки не проводились, со ссылкой на то, что ликвидацию свалки должны осуществлять органы местного самоуправления, в связи с чем инспектором Министерства будет произведен выезд на место свалки для фиксации правонарушения.

        Прокуратурой района дата был направлен запрос в адрес главы администрации адрес сельского поселения адрес района (далее - Администрация) о предоставлении сведений об обращениях Министерства по вышеуказанному вопросу. Согласно ответу Администрации от дата Министерство Чувашии в целях фиксации правонарушения и ликвидации свалки не обращалось.

Согласно Постановлению Конституционного суда «в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке».

В соответствии п. 3.13 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» Министерство организует деятельность по обезвреживанию и захоронению ТКО.

Лесной участок, расположенный в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества, находится под надзором казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Минприроды Чувашии (далее - КУ ЧР «Лесная охрана»).

Согласно п. 1.4 Устава КУ ЧР «Лесная охрана» (далее - Устав) функции собственника и полномочия учредителя осуществляет Министерство.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть Министерства.

В нарушение действующего законодательства Министерство свои обязанности по очистке лесного участка от несанкционированной свалки твердыми коммунальными отходами не исполнило, что также подтверждается актом о проведении проверки от дата.

Захламление территории названными выше отходами производства и потребления с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения для домашних, диких животных и птиц может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий (болезней, общих для человека и животных) и эпизоотий (инфекционных болезней животных). В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их несанкционированного размещения возникает неприятный запах, в непосредственной близости от жилых домов

названных выше улиц, что соответственно нарушает право неопределенного круга лиц, то есть людей проживающих (могущих проживать), а также которые могут находиться на названном выше месте.

Из вышеизложенного следует, что под законными экологическими интересами неопределенного круга лиц, нарушенными в следствие несанкционированного размещения на названном выше месте, следует понимать наличие такого состояния окружающей среды, которое исключает наличие факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на благоприятную среду обитания - наличие возможности возникновения эпидемий и эпизоотий, возможности передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку и животному. Кроме того, нарушенные экологические интересы неопределенного круга лиц состоят в устранении или уменьшении вредного воздействия факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидации.

В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Таким образом, непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанность устранить нарушения требований природоохранного и лесного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления – очистить захламленную отходами территорию лесного участка выдела ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии общей площадью ----- м х ----- м и общим объемом около ----- куб.м., расположенного на пересечении адрес и адрес Чувашской Республики на расстоянии ----- метров восточнее от отпоры ----- линии электропередач ----- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья                                                                                                        В.В. Савельева

2-1243/2020 ~ М-153/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Козловского района Чувашской Республики
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Другие
Администрация Тюрлеминского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики
Казенное учреждение ЧР "Лесная охрана" Минприроды Чувашии
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Савельева Вера Валерьевна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2020Судебное заседание
17.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее