УИД: -----
Дело -----
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Савельевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой В.А.,
с участием прокурора Дельман А.О.,
представителей ответчиков Минприроды Чувашии Туликова Е.А. от дата, Андреева Г.П. от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о возложении обязанности по очистке территории лесного участка расположенного в выделе ----- квартала ----- Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Минприроды Чувашии от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики Зотов А.П. в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного и лесного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления - очистить захламленную отходами территорию лесного участка выдела ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии общей площадью ----- м. х ----- м. и общим объемом отходов около ----- -----., расположенного на пересечении улиц адрес и адрес адрес на расстоянии ----- метров восточнее от опоры ----- линии электропередач -----, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Козловского района дата, дата, дата проведены проверки соблюдения требований природоохранного, лесного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территории лесного участка, по результатам которых в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство) выявлены нарушения законодательства.
В ходе проведения проверки природоохранного и лесного законодательства дата, дата и дата прокуратурой района на территории лесного участка, расположенного в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии, рядом с населенным пунктом адрес на пересечении адрес и адрес, ориентировочно ----- метров восточнее от опоры ----- от линии электропередач -----, была обнаружена площадь, загрязненная твердыми коммунальными отходами (бумага, полиэтиленовые пакеты, картон, стекло, бутылки, деревянные отходы, ветошь, иные виды). Общая площадь загрязненной территории составила ----- м х ----- м, общим объемом отходов около ----- -----.
По результатам проверки в адрес Министерства дата было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу Министерства на представление от дата мероприятия по очистке лесного участка от отходов производства и потребления находится на контроле КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии и будет осуществлено после схода снежного покрова.
дата прокуратурой района был направлен запрос в Министерство о принятых мерах по очистке вышеуказанной территории. Согласно ответу от дата ----- Министерство мероприятия по уборке несанкционированной свалки не проводились, со ссылкой на то, что ликвидацию свалки должны осуществлять органы местного самоуправления, в связи с чем инспектором Министерства будет произведен выезд на место свалки для фиксации правонарушения. Прокуратурой района дата был направлен запрос в адрес главы администрации адрес сельского поселения адрес района (далее - Администрация) о предоставлении сведений об обращениях Министерства по вышеуказанному вопросу. Согласно ответу Администрации от дата Министерство Чувашии в целях фиксации правонарушения и ликвидации свалки не обращалось.
В соответствии п. 3.13 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» Министерство организует деятельность по обезвреживанию и захоронению ТКО.
Лесной участок, расположенный в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества, находится под надзором казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Минприроды Чувашии (далее - КУ ЧР «Лесная охрана»).
Согласно п. 1.4 Устава КУ ЧР «Лесная охрана» (далее - Устав) функции собственника и полномочия учредителя осуществляет Министерство.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть Министерства.
В нарушение действующего законодательства Министерство свои обязанности по очистке лесного участка от несанкционированной свалки твердыми коммунальными отходами не исполнило, что также подтверждается актом о проведении проверки от дата.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц корреспондирует предусмотренному статьей 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде понуждения к исполнению обязательства в натуре.
Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Дельман А.О. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске.
Представители ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Туликов Е.А. и Андреев Г.П. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) одним из принципов лесного законодательства является сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон -----) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 16 Закона ----- отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств.
Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от дата N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах" при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ использование и охрана лесных участков лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия
В соответствии со ст. 83 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся вопросы по организации использования лесов, их охраны, защиты, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно п. 5.2 постановления Конституционного суда Российской Федерации от дата по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" «пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Постановление Конституционного суда) не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями».
Суд установил, что в ходе проведения проверки природоохранного и лесного законодательства дата, дата и дата прокуратурой района на территории лесного участка, расположенного в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии, рядом с населенным пунктом адрес на пересечении адрес и адрес, ориентировочно ----- метров восточнее от опоры ----- от линии электропередач -----, была обнаружена площадь, загрязненная твердыми коммунальными отходами (бумага, полиэтиленовые пакеты, картон, стекло, бутылки, деревянные отходы, ветошь, иные виды). Общая площадь загрязненной территории составила ----- х ----- м, общим объемом отходов около ----- -----.
По результатам проверки в адрес Министерства дата было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно ответу Министерства на представление от дата мероприятия по очистке лесного участка от отходов производства и потребления находится на контроле КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии и будет осуществлено после схода снежного покрова.
дата прокуратурой района был направлен запрос в Министерство о принятых мерах по очистке вышеуказанной территории. Согласно ответу от дата ----- Министерство мероприятия по уборке несанкционированной свалки не проводились, со ссылкой на то, что ликвидацию свалки должны осуществлять органы местного самоуправления, в связи с чем инспектором Министерства будет произведен выезд на место свалки для фиксации правонарушения.
Прокуратурой района дата был направлен запрос в адрес главы администрации адрес сельского поселения адрес района (далее - Администрация) о предоставлении сведений об обращениях Министерства по вышеуказанному вопросу. Согласно ответу Администрации от дата Министерство Чувашии в целях фиксации правонарушения и ликвидации свалки не обращалось.
Согласно Постановлению Конституционного суда «в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке».
В соответствии п. 3.13 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от дата ----- «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики» Министерство организует деятельность по обезвреживанию и захоронению ТКО.
Лесной участок, расположенный в выделе ----- квартала ----- адрес участкового лесничества, находится под надзором казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Минприроды Чувашии (далее - КУ ЧР «Лесная охрана»).
Согласно п. 1.4 Устава КУ ЧР «Лесная охрана» (далее - Устав) функции собственника и полномочия учредителя осуществляет Министерство.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, то есть Министерства.
В нарушение действующего законодательства Министерство свои обязанности по очистке лесного участка от несанкционированной свалки твердыми коммунальными отходами не исполнило, что также подтверждается актом о проведении проверки от дата.
Захламление территории названными выше отходами производства и потребления с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения для домашних, диких животных и птиц может привести к возникновению угрозы распространения эпидемий (болезней, общих для человека и животных) и эпизоотий (инфекционных болезней животных). В процессе гниения и разложения отходов производства и потребления на месте их несанкционированного размещения возникает неприятный запах, в непосредственной близости от жилых домов
названных выше улиц, что соответственно нарушает право неопределенного круга лиц, то есть людей проживающих (могущих проживать), а также которые могут находиться на названном выше месте.
Из вышеизложенного следует, что под законными экологическими интересами неопределенного круга лиц, нарушенными в следствие несанкционированного размещения на названном выше месте, следует понимать наличие такого состояния окружающей среды, которое исключает наличие факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на благоприятную среду обитания - наличие возможности возникновения эпидемий и эпизоотий, возможности передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку и животному. Кроме того, нарушенные экологические интересы неопределенного круга лиц состоят в устранении или уменьшении вредного воздействия факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидации.
В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Таким образом, непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.
В связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязанность устранить нарушения требований природоохранного и лесного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления – очистить захламленную отходами территорию лесного участка выдела ----- квартала ----- адрес участкового лесничества адрес лесничества Минприроды Чувашии общей площадью ----- м х ----- м и общим объемом около ----- куб.м., расположенного на пересечении адрес и адрес Чувашской Республики на расстоянии ----- метров восточнее от отпоры ----- линии электропередач ----- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья В.В. Савельева