дело № 2-17/2021 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
03 февраля 2021 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушина И.В. при секретаре судебного заседания Цепиловой Н.П. с участием:
истца Манохиной Т.С.,
ответчиков Манохина А.И., Катыревой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манохиной Т. С. к Манохину А. И., Катыревой О. И., отделению лицензионно-разрешительной работы (по Кунгурскому, Березовскому, Суксунскому, Ординскому, Уинскому, Октябрьскому и Кишертскому районам) Управления Росгвардии по Пермскому краю об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на оружие,
установил:
Манохина Т.С. обратилась в суд с иском к Манохину А.И., Катыревой О.И., отделению лицензионно-разрешительной работы (по Кунгурскому, Березовскому, Суксунскому, Ординскому, Уинскому, Октябрьскому и Кишертскому районам) Управления Росгвардии по Пермскому краю, уточнив впоследствии требования,
- об установлении факта принятия ею наследства М.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ,
- признании за ней право собственности в порядке наследования на охотничье гладкоствольное оружие марки «ИЖ-43», <данные изъяты> и огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга» <данные изъяты>.
В обоснование иска указала, что ее умершему мужу М.И. принадлежало охотничье гладкоствольное оружие марки «ИЖ-43», <данные изъяты> и огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга» <данные изъяты>. Указанное оружие было изъято сотрудниками отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пермского краю.
В течение установленного законом срока она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в течение шести месяцев после смерти М.И. фактически приняла его, в частности, стала управлять и давать распоряжения генеральному директору ООО «Заря» М.М. продолжать арбитражный процесс по делу №, работать с судебными приставами по взысканию задолженности с КФХ ИП У.Ю. в пользу ООО «Заря», также пользоваться, распоряжаться и защищать от посягательств третьих лиц все имущество, принадлежащее умершему.
Кроме неё наследниками первой очереди являются ответчики Манохин А.И. и Катырева О.И., которые принимать наследство после смерти отца не желают. Считает, что в соответствии со ст. 1142, 1176 ГК РФГК РФ после смерти М.И. она является его наследником по закону, в том числе и в отношении оружия.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Также пояснила, что на момент смерти мужа М.И. они проживали совместно.
Ответчики Манохин А.И. и Катырева О.И. в судебном заседании пояснили, что исковые требования Манохиной Т.С. признают в полном объеме.
Представитель ответчика отделения лицензионно-разрешительной работы (по Кунгурскому, Березовскому, Суксунскому, Ординскому, Уинскому, Октябрьскому и Кишертскому районам) Управления Росгвардии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, начальник отделения ЛРР Марков А.В. просил рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве указал, что М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на учете в ОЛПП (по Суксунскому району) Управления Росгвардии по Пермскому краю, как владелец огнестрельного оружия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
1. Огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга», <данные изъяты>, выдано МО МВД России «Суксунский» ДД.ММ.ГГГГ, аннулировано ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью владельца;
2. Иж-43, <данные изъяты>, выдано МО МВД России «Суксунский» ДД.ММ.ГГГГ, аннулировано ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью владельца.
Вышеуказанное оружие изъято ДД.ММ.ГГГГ и направлено на временное хранение на склад вооружения ГУ МВД России по Пермскому краю (л.д.47).
Заслушав истца, ответчиков, допросив свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что М.И. являлся владельцем огнестрельного оружия с нарезным стволом марки «Сайга», <данные изъяты> и оружия Иж-43, <данные изъяты>.
М.И. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
Истец Манохина Т.С. приходится ему супругой, что подтверждается свидетельством о заключении брака, где указано, что М.И. и Брезгина Т.С. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением ей фамилии Манохина (л.д.21).
Наследниками М.И. первой очереди по закону также являются сын – Манохин А.И.. и дочь – Катырева (Манохина) О.И. (фамилия измена на основании свидетельства о заключении брака), что следует из представленных свидетельств о рождении, свидетельства о заключении брака.
Согласно информации нотариуса Суксунского нотариального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ наследственного дела после смерти М.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано (л.д.30).
Допрошенные в качестве свидетелей П.А. и Е.А. суду пояснили, что после смерти М.И. его супруга Манохина Т.С. осталась проживать в их совместном доме.
Решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены требования Манохиной Т.С. об установлении факта принятия наследства М.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, повторно устанавливать факт принятия истцом Манохиной Т.С. наследства М.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае оснований не имеется.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1180 ГК РФ принадлежавшее наследодателю оружие входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В силу ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» оружие относится к ограниченно оборотоспособным вещам.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Судом установлено, что М.И. принадлежало огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга», <данные изъяты>, выдано МО МВД России «Суксунский» ДД.ММ.ГГГГ и оружие Иж-43, <данные изъяты>, выдано МО МВД России «Суксунский» ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Учитывая, что спорные охотничье гладкоствольное оружие марки «ИЖ-43», <данные изъяты> и огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга», <данные изъяты> вошли в состав наследства М.И., решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принятия истцом наследства М.И., наследники первой очереди, дети М.И., исковые требования признали в полном объеме, к Манохиной Т.С., как к наследнику первой очереди М.И. по закону с момента открытия его наследства в силу абз. 2 п. 2 ст. 218, ст. 1180 ГК РФ перешло в порядке наследования право собственности на вышеуказанное оружие.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Признать за Манохиной Т. С. право собственности в порядке наследования на охотничье гладкоствольное оружие марки «ИЖ-43», <данные изъяты> и огнестрельное оружие с нарезным стволом марки «Сайга», <данные изъяты>.
В удовлетворении требований в оставшейся части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
И.В. Ярушин |
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2021 года.