Дело №5-30/2023
УИД: 18RS0024-01-2023-000430-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
31 мая 2023 года <адрес>
Судья Сарапульского районного суда Удмуртской Республики Старкова А.С.,
при секретаре ФИО3,
с участием лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1;
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении гражданина <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Казахской ССР, проживающего по адресу: УР, <адрес>, не работающего, холостого, на иждивении детей не имеющего,
установил:
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составленного Врио начальника ОВМ МО МВД России «Сарапульский» ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОВМ МО МВД России «Сарапульский» выявлен гражданин <адрес> ФИО1, находящийся на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время без документов дающих право пребывать на территории Российской Федерации. Тем самым ФИО1 нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренный пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ФИО1 по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном порядке ФИО1 не обращался, от выезда за пределы Российской Федерации уклоняется, паспорт гражданина СССР утрачен в 1997 году.
Лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что на территории Российской Федерации проживает его семья, дети и внуки, являющиеся гражданами Российской Федерации супруга так же являлась гражданкой Российской Федерации, в 2007 году умерла, захоронена в <адрес> УР. В регистрирующие органы не обращался по причине отсутствия денежных средств.
Выслушав объяснения ФИО1, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Часть 1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регламентируется в числе прочего Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В ст.2 Указанного Федерального закона, указано, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг., срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в РФ указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст.33.1 Федерального закона №62-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О гражданстве РФ», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст.13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона №114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ прибыл в Российскую Федерацию из <адрес> ССР на постоянное место жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет регистрацию по месту жительства, по адресу: УР <адрес>.
Паспорт гражданина Российской Федерации у ФИО1 утрачен, по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке ФИО1 не обращался.
ФИО1 является гражданином Республики Казахстан.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением УФМС России по УР об установлении личности иностранного гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ.
Совершенные ФИО1 действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о прохождении дактилоскопической регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № от ДД.ММ.ГГГГг. согласно которому ФИО1 признан лицом без гражданства; дополнительным заключением № от согласно которому ФИО1 является гражданином Республики Казахстан; распиской от ДД.ММ.ГГГГ о получении заключения об установлении личности иностранного гражданина, согласно которой ФИО1 обязался выехать за пределы Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ; ответом Генерального консульства Республики Казахстан в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 является гражданином Республики Казахстан; письмом УФМС по Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 предложено обратиться в МО УФМС России по УР в <адрес> с заявлением о постановке на миграционный учет. Указанное письмо получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ; справкой о результатах проверки, из которой следует, что ФИО1 был осужден ДД.ММ.ГГГГ<адрес> районным судом УР по п. «а» ч.2 ст.158 УК РФ; свидетельством о рождении ФИО1; листком прибытия согласно которому ФИО1 установлен срок пребывания на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ФИО1 прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ однако до настоящего времени по вопросу постановки на миграционный учет в МО УФМС России по УР в <адрес> не обращался, по истечении срока пребывания на территории РФ, не предпринял действий к легализации своего положения на территории РФ, таким образом незаконно находится на территории РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении событие административного правонарушения, факт его совершения ФИО1, а также вина последнего в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, установлены и подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.
Действия ФИО1 должностным лицом при составлении административного протокола квалифицированы верно по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Санкция ч.1. ст.18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При выборе вида и размера наказания судом учитывается следующее.
Обстоятельством, смягчающим ответственность, является признание вины в совершении правонарушения.
Постановлением Сарапульского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1). Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч.2 ст.1.1 КоАП РФ, данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах РФ.
В силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами общей юрисдикции Конвенции защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов к ней» определено, что судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств; ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГг., устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения. Санкция ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
Вместе с тем, прихожу к выводу о том, что с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, противоречит приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Из объяснений ФИО1 следует, что с 1993г. он проживает на территории Удмуртской Республики одной семьей с дочерью - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внуками которые являются гражданами РФ. Иные близкие родственники ФИО1 также проживают на территории УР и являются гражданами РФ, на территории Казахстана ФИО1 родственников и жилья не имеет. В связи с чем выдворение ФИО1 с территории РФ повлечет серьезное вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни.
Согласно ч.2 ст.1.1 КоАП РФ, Кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
С учётом изложенного, принимая во внимание выраженную в постановлении Конституционного Суда РФ, №-П от ДД.ММ.ГГГГг. правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, считаю возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Считаю необходимым разъяснить ФИО1 обязанность по совершению действий направленных на легализацию своего положения на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Казахской ССР, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа.
Получатель: УФК по Удмуртской Республике (МО МВД России «Сарапульский» л/c 047131А67440), Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртской <адрес>/УФК по Удмуртской Республике <адрес>, ИНН 1838010055, БИК 019401100, р/c №, КБК 18№, ОКТМО 94740000, КПП 183801001, УИН 18№.
Наименование платежа: административный штраф по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Старкова А.С.