Дело № 2-1734/2023
УИД 50RS0001-01-2023-000146-22
Московская область г Балашиха
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
20 марта 2023 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шелобановой А.А.,
с участием истца Морозовой Т.Ф.
при секретаре Любарской И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Татьяны Филипповны к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания
установил:
Морозова Т.Ф. обратилась в суд, с настоящим иском указав, что является инвалидом второй группы. С 04 июня 2021 года находится на иждивении дочери, была зарегистрирована по месту жительства по адресу воинской части: Московская ФИО7 16 марта 2021 года командиром войсковой части 3111 ее дочери Ершовой О.С. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ФИО9 и заключен договор пользования жилым помещением от 16 марта 2021 г. № 14/25 - 10615. Истец проживает совместно с дочерью в указанном жилом помещении по решению жилищной комиссии в/ч 3187 от 17.09.2022 г. С момента предоставления дочери жилого помещения, её семья проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя Ершовой О.С. открыт лицевой счет. В ноябре 2022 года истец обратилась в управление социальной защиты населения г. Балашиха Московской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, как инвалиду II группы. Получен отказ в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов. Причиной отказа истцу в выплате ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явилась регистрация по месту жительства в другом районе Московской области.
На основании вышеизложенного истец просит суд, признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки как инвалиду II группы по месту фактического проживания по адресу: ФИО15. Обязать управление социальной защиты населения г. Балашиха Московской области на выплату истцу компенсации расходов оплаты жилого помещения в размере 50 процентов с момента заселения в служебное жилое помещение по адресу: ФИО10.
Истец Морозова Т.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменные возражения.
Третье лицо Ершова О.С. в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Проверив материалы дела, суд считает иск подлежащим.
Морозова Т.Ф. ФИО13 г.р., является инвалидов второй группы бессрочно, инвалидность установлена ФИО14 года (л.д.14).
Решением суда от 19.03.2021 г. установлен факт нахождения Морозовой Т.Ф. 1953 года рождения на иждивении Ершовой О.С.
16 марта 2021 года на основании договор пользования жилым помещением №14/25-10615. Дочери истца Ершовой О.С. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ФИО11. Совместно с нанимателем вселены муж Ершов А.С., дочь Наврузова М.Р. (л.д. 16-17).
С 07.10.2022 г. на основании заключенного дополнительного соглашения № 1 к договору найма специализированного жилого помещения № 14/25-10615 от 16.03.2021 в качестве члена семьи Ершовой О.С. вселена Морозова Т.Ф. являющаяся матерью Ершовой О.С.
Истец Морозова Т.Ф. проживает совместно с дочерью Ершовой О.С. в жилом помещении по адресу: ФИО12. С момента предоставления дочери Ершовой О.С. жилого помещения, семья проживает по указанному адресу, ежемесячно оплачивает коммунальные услуги за указанное жилое помещение, на имя Ершовой О.С. открыт лицевой счет (л.д. 19).
Согласно выписки из домовой книги истец с членами своей семьи проживает по адресу: Московская ФИО8 (л.д. 13).
Истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и ЖКУ, однако решением Министерства социального развития МО окружного управления социального развития № 1№ 497350 от 05.12.2022 ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, по причине несоответствия документов необходимых для получения государственной услуги.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в действующей редакции) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок), который определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Согласно п.п. 2 и 3 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
В п.5 вышеуказанного Порядка содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан:
- заявление получателя на имя руководителя территориального подразделения Министерства о выплате компенсации с указанием способа ее получения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области,
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством РФ,
- документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность,
- удостоверение или справку установленного образца, подтверждающие право на получение компенсации,
- пенсионное удостоверение получателя или справка территориального органа Пенсионного фонда РФ о пенсионном обеспечении,
- копию финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства получателя,
- документ, подтверждающий право собственности получателя на жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства,
- сберегательную книжку или выписку о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации, номер отделения почтовой связи),
- согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных.
Не допускается требовать от получателя (представителя) документы, не предусмотренн6ые Порядком (п.12).
В соответствии с п.п. 18 и 19 указанного Порядка компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22).
Частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 указанного Закона место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Исходя из совокупности представленных по делу письменных доказательств, суд приходит к выводу, что Морозова Т.Ф., несмотря на представленные ответчиком возражения, имеет право на предоставление ей испрашиваемой меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по месту её жительства по адресу: ФИО17
Указанные ответчиком обстоятельства не являются основанием для отказа в предоставлении Морозовой Т.Ф. той меры социальной поддержки, за получением которой она обратилась к ответчику.
Регистрация истца по адресу ФИО19, не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, т.к. истец имеет право проживать по месту нахождения своей собственности, документально подтверждено, что он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и оплачивает коммунальные услуги по месту фактического проживания.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа ответчиком в предоставлении испрашиваемой меры социальной поддержки, выраженного в Решении от 05.12.2022 № 495350, не имелось.
Нарушенное право Морозовой Т.Ф. возможно восстановить путем обязании ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", начиная с 01 декабря 2022 года применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46, поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением 05 декабря 2022 года.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░16
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 24.11.1995 N 181-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░ ░░░░░░: ░░░18 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 01.12.2022.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.03.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░