Дело №2а-150/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 20 ноября 2018 года
Кадошкинский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Маркова А.И., при секретаре Кистеневой С.А., с участием в деле:
административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия,
представителя административного истца – Чекашкиной Н.Ф., действующей на основании доверенности №01-120/0805 от 16 февраля 2018 года,
административного ответчика – Чуваткина А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия к Чуваткину А.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия (далее по тексту - МИФНС России №5 по РМ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Чуваткину А.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указано, что административный ответчик Чуваткин А.Я. имеет в собственности:
- земельный участок, с <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 162000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС1>. Дата регистрации права 22 августа 2011 года; дата утраты права 28 марта 2018 года;
- земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС2>, дата регистрации права 27 июля 1992 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков:
В Ковылкинском, Кадошкинском и Инсарском муниципальных районах установлены предельные налоговые ставки по земельному налогу принятые на сессиях городских, поселковых и сельских советов указанных районов.
Таким образом, земельный налог за два земельных участка, принадлежащих Чуваткину А.Я., за 2016 год составил 5871 рубль (95370.00 руб. х 0,3%; 489240.00 руб. х 1,5%) - уплата 1754.00 руб.
В нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком Чуваткиным А.Я. не уплачен земельный налог за 2016 год в размере 5871 рубль. Пени рассчитаны по земельному налогу за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в сумме 25 рублей 83 копейки, за период с 18 декабря 2017 года по 31 января 2018 года в сумме 68 рублей 25 копеек, а всего в общей сумме 94 рубля 08 копеек.
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом налогоплательщику было направлено требование «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа» от 01 февраля 2018 года №3788 об уплате земельного налога и пеней по нему.
25 июня 2018 года МИФНС России №5 по РМ подала мировому судье судебного участка Кадошкинского района Республики Мордовия заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Чуваткина А.Я. задолженности по земельному налогу в размере 5871 рубль, пеням в размере 94 рубля 08 копеек, а всего на общую сумму 5965 рублей 08 копеек.
Вынесенный мировым судьей судебный приказ от 05 июля 2018 года по данному заявлению был отменен 11 июля 2018 года, в связи с поступлением возражений от Чуваткина А.Я.
В связи с неуплатой административным ответчиком земельного налога и пеней административный истец просил взыскать с Чуваткина А.Я. недоимку по земельному налогу в размере 5871 рубль, пени в размере 94 рубля 08 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца – МИФНС России №5 по РМ Чекашкина Н.Ф. административный иск поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, пояснив суду, что представленные административным ответчиком Чуваткиным А.Я. опись документов, принятых для оказания государственных услуг в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия», с заявлением о внесении в ЕГРП записи о прекращении права (ограничения (обременения) права) <ДАТА И НОМЕР ЗАПИСИ>, не могут быть расценены судом в качестве возражений, поскольку данные документы в очередной раз подтверждают факт того, что Чуваткин А.Я. не использовал земельный участок по назначению, в связи с чем был привлечен Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия к административной ответственности и подвергнут наказанию в виде административного штрафа.
В судебном заседании административный ответчик Чуваткин А.Я. иск не признал, пояснив суду, что налог на землю он оплачивает своевременно каждый год, два земельных участка и свидетельство на них он отдал генеральному директору ООО «Сфера» <<ФИО1>> Данные земельные участки не находятся в его собственности, поскольку он от них отказался, уведомив об этом налоговый орган в письменном виде. Налоги должен оплачивать <<ФИО1>>
Заслушав мнение представителя административного истца и административного ответчика, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу частей 1,3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения); имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Земельный налог в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации относится к местным налогам.
На основании пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком Чуваткиным А.Я. зарегистрировано право собственности на земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС2>. Дата регистрации права 27 июля 1992 года.
Кроме того, с 22 августа 2011 года по 28 марта 2018 года у Чуваткина А.Я. на праве собственности находился земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 162000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС1>, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
В адрес Чуваткина А.Я. налоговым органом было направлено уведомление №56260369 от 23 сентября 2017 года, в котором, в том числе, был рассчитан земельный налог на земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, за 2016 год с учетом налоговой ставки 1,5 % в сумме 7339 рублей, за земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР> за 2016 год, с учетом налоговой ставки 0,3 % в сумме 286 рублей. Общая сумма земельного налога за два земельных участка, подлежащего к уплате, составила 7625 рублей, со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года.
27 ноября 2017 года административным ответчиком частично произведена оплата земельного налога в сумме 1754 рубля. Таким образом, недоимка по земельному налогу составила 5871 рубль (7625 руб. - 1754 руб.). Указанное подтверждается расчетом сумм пени, включенной в требование по уплате №3788 от 01 февраля 2018 года.
Административным ответчиком Чуваткиным А.Я. не уплачен земельный налог за 2016 год в сумме 5871 рубль и за несвоевременную уплату земельного налога налоговым органом рассчитаны пени по земельному налогу за период с 02 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года в сумме 25 рублей 83 копейки, за период с 18 декабря 2017 года по 31 января 2018 года в сумме 68 рублей 25 копеек, а всего в общей сумме 94 рубля 08 копеек.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
07 февраля 2018 года МИФНС России №5 по РМ в адрес Чуваткина А.Я. направлено требование №3788 об уплате в срок до 27 марта 2018 года недоимки по земельному налогу, начисленной за 2016 год в сумме 5871 рубль и пеней в сумме 94 рубля 08 копеек (л.д.5). При этом, в нем также указано, что по состоянию на 01 февраля 2018 года за Чуваткиным А.Я. числится общая задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 5965 рублей 08 копеек.
Как следует из материалов дела, требование об уплате налогов, пени направлены Чуваткину А.Я. заказными письмами по месту его жительства, следовательно, по истечении шести дней с даты их направления считаются полученными административным ответчиком (л.д.6).
02 июля 2018 года МИФНС России №5 по РМ подала мировому судье судебного участка Кадошкинского района Республики Мордовия заявление №1684 о вынесении судебного приказа о взыскании с Чуваткина А.Я. недоимки по земельному налогу в размере 5871 рубль, пеней в размере 94 рубля 08 копеек (л.д.13,14).
Определением мирового судьи судебного участка Кадошкинского района Республики Мордовия от 11 июля 2018 года вынесенный мировым судьей судебный приказ от 05 июля 2018 года отменен, в связи с подачей должником возражений, виду его не согласия с суммой исчисленного земельного налога и пеней (л.д.12).
До настоящего времени требование налогового органа об уплате недоимки и пеней по земельному налогу административным ответчиком не исполнено, что явилось основанием для обращения в суд за их взысканием.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из представленных 14 сентября 2018 года МИФНС России №5 по РМ письменных документов следует, что постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия №209-2016 от 13 октября 2016 года Чуваткин А.Я. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока установленного Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и подвергнут административному штрафу в размере 3000 рублей. Указанное постановление в установленные законодательством сроки Чуваткиным А.Я. не обжаловано (л.д.42-44).
В адрес руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия 10 ноября 2016 года за исх.№4881 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия направлена копия постановления, вынесенного в отношении Чуваткина А.Я., являющегося собственником земельного участка, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, сельскохозяйственного назначения, в связи с его неиспользованием по целевому назначению (л.д.45,46).
Поскольку земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 162000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС1>, признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении указанного земельного участка за 2016 год произведено по налоговой ставке 1,5 % за 2016 год (489240.00 руб. (кадастровая стоимость земельного участка х 1,5% (налоговая ставка) = 7339 рублей.
За земельный участок <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР> за 2016 года налогообложение произведено по налоговой ставке 0,3% (95370.00 руб. (кадастровая стоимость земельного участка х 0,3% (налоговая ставка) = 286 рублей.
Расчет суммы задолженности, представленный административным истцом, с учетом уплаты земельного налога Чуваткиным А.Я. в сумме 1754 рублей, судом проверен и является верным, произведен на основании положений действующего законодательства, и административным ответчиком не оспорен.
Указанный расчет также подтвержден карточкой расчета с бюджетом местного уровня по налогу (сбору, взносу) Чуваткина А.Я., из которого также усматривается, что задолженность административного ответчика по земельному налогу за 2016 год составляет 5871 рубль и пени по состоянию на 01 февраля 2018 года в размере 94 рубля 08 копеек (л.д.11).
Несмотря на представленную административным ответчиком опись документов, принятых для оказания государственных услуг в МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия», с заявлением о внесении в ЕГРП записи о прекращении права (ограничения (обременения) права) <ДАТА И НОМЕР ЗАПИСИ>, Чуваткин А.Я. с момента возникновения права собственности с 22 августа 2011 года по 28 марта 2018 года (даты государственной регистрации прекращения права), имел в собственности земельный участок, <КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР>, площадью 162000 кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС1>, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, в связи с чем, с момента регистрации права собственности на указанный объект недвижимости до момента прекращения права на него он являлся плательщиком земельного налога.
Доводы Чуваткина А.Я. с тем, что в оспариваемые периоды указанные два земельный участка находились в ведении других лиц, которые обязаны уплачивать соответствующие налоги, а также то, что за ним числится земельный участок в размере 20 соток, а не 30 соток, за который изымается налог, суд считает несостоятельными, поскольку доказательства им в подтверждение своих доводов, в том числе, договор купли-продажи, аренды земельных участков с иными лицами, суду не представил, налог исчислялся с учетом данных, переданных в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Учитывая, что на момент разрешения административного иска установленная законом обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком Чуваткиным А.Я. исполнена в полном объеме не была, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки налоговым органом не пропущен, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Согласно статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 400 рублей в доход Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия к Чуваткину А.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Чуваткина А.Я., проживающего по адресу: <АДРЕС3>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 5871 (пять тысяч восемьсот семьдесят один) рубль, пени в размере 94 (девяносто четыре) рубля 08 копеек.
Взыскиваемую сумму перечислить на расчетный счет №40101810900000010002, получатель: УФК по Республике Мордовия (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Мордовия), БИК 0458952001, ИНН1323121950, КПП 132301001, ОКТМО 89628440, код бюджетной классификации по земельному налогу 18210606043101000110, код бюджетной классификации пени по земельному налогу 18210606043102100110.
Взыскать с Чуваткина А.Я. в доход бюджета Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики в течение месяца со дня принятия решения.
<Судбя> А.И. Марков