Дело №2-954/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.07 2017 г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.,
при секретаре Тереховой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова С.В., Лисицыной С.А. к Администрации Сальского городского поселения, третьи лица Администрация Сальского района, Управление образования Сальского района о признании права пользования жилым помещением, обязании заключения договора социального найма
УСТАНОВИЛ:
Казаков С.В., Лисицына С.А. обратились в суд с иском в котором просят признать за ними право пользования жилым помещением и обязании заключения с каждым договора социального найма жилого помещения площадью 51,79 кв.м. (комнаты №№35,40,41,45,39 часть коридора), жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предъявив требования к Администрации Сальского городского поселения, указывая на то, что 29.09.1997 года умерла их мать ФИО1, которая была принята на работу в <данные изъяты> оператором котельной, на основании этого <данные изъяты> ей было предоставлено жилое помещение для проживания на первом этаже пятиэтажного жилого дома принадлежащее на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации по адресу: <адрес> совместно с нею проживал ее несовершеннолетний сын-Казаков С.В.
Лисицина С.А. стала опекуном своего несовершеннолетнего брата- Казакова С.В.
15.04.1998 года Лисициной С.А. было подано заявление <данные изъяты> ФИО2 с просьбой разрешить Лисициной С.А. и ее несовершеннолетнему брату Казакову С.В., который после смерти матери остался сиротой (так как его отец- ФИО3 умер 25.03.1996 году), проживать в помещении, предоставленном <данные изъяты> их матери по адресу: <адрес>, <данные изъяты> дал оформить комнату в общежитии Казакову С.В. и опекуну-сестре Лисициной С.А. на постоянное проживание в установленном порядке.
22.05.2002 года на основании постановления № Главы Администрации г.Сальска и Сальского района Ростовской области за Казаковым С.В. было закреплено право пользования жилой площадью в <адрес> контроль за сохранением права пользования жилплощадью несовершеннолетнего Казакова С.В. возложено на опекуна Лисицину С.А.
Таким образом, в указанное жилое помещение они вселились законно, постоянно проживают в нем по настоящее время, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят своевременно. В настоящее время Управляющая компания произвела новую нумерацию комнат и на сегодняшний день, помещение в котором они проживают площадью 51,79 кв.м. перенумеровано в помещение № 4 состоящее из комнат (согласно поэтажного плана): комната отдыха № 35- площадью 11,5 кв.м., комната отдыха №40-площадью 11,6 кв.м., комната отдыха №41-площадью 9,8 кв.м., ванная №45 -площадью 10,2 кв.м., часть коридора №39 -площадью 8,69 кв.м. Других жилых помещений у Лисициной С.А. и Казакова С.В. не имеется.
20.02.2017 года они получили уведомление от Администрации Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области о том, что произошла смена собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, КН №
С 02.02.2016 года собственником данного помещения является Муниципальное образование «Сальское городское поселение». При отсутствии у нах законных оснований для проживания по указанному адресу Администрация Сальского городского поселения обратиться в Сальский городской суд с иском о выселении из муниципального помещения.
Для дальнейшего решения вопроса о правомерности проживания в данном помещении, рекомендовало обратиться с соответствующим заявлением в Сальский городской суд.
Считают что, требования Администрации Сальского городского поселения не законны и нарушают их права. В случае выселения они лишаются единственного жилья, которое, ранее было закреплено за ними на законных основаниях, в частности на основании постановления главы Администрации города Сальска и Сальского района № от 22.05.2002г. «О закреплении за несовершеннолетним Казаковым С.В. Дата г.р. права пользования жилой площадью <адрес>
В судебном заседании истцы Казаков С.В. и Лисицына С.А. требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Сальского городского поселения по доверенности Тимошевский Г.А. в судебном заседании с требованиями истцов не согласился, просил в иске отказать, пояснив суду, Муниципальное образование «Сальское городское поселение» на основании передаточного акта объектов недвижимого имущества от 21.12.2016, Постановления Администрации Сальского городского поселения № от 30.12.2016 приняла в муниципальную собственность нежилое помещение общей площадью 678.2 кв.м., КН №, расположенное на 1-м этаже по адресу, <адрес>.
При комиссионном обследовании специалистами Администрации Сальского городского поселения было установлено, что в помещении № вышеуказанного нежилого помещения проживают истцы без документов, подтверждающих законность их проживания в данном помещении.
Администрация Сальского городского поселения уведомила истцов о том, что произошла смена собственника вышеуказанного нежилого помещения и предложила решить вопрос о правомерности их нахождения в данном помещении.
Кроме того, данные помещения являются нежилыми. В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.
Представитель Администрации Сальского района по доверенности Токарева И.А в судебно заседании с требованиями истцов не согласилась, приведенные в возражениях доводы представителя ответчика поддержала.
Представитель Управления образования Сальского района по доверенности Войтович М.В. в судебном заседании с требованиями истцов согласилась, просила иск удовлетворить, пояснив суду, что постановлением Главы Администрации г. Сальска и Сальского района в 2002 г. было закреплено за несовершеннолетним жилое помещение, которое было предоставлено его матери и после её смерти оно является единственным местом жительства истца.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела. считает. в иске истцам следует отказать.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно статье 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина в установленном законом порядке малоимущим и его нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 52 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме
Из указанных положений Закона следует, что предметом договора социального найма может быть только жилое помещение.
Судом установлено и как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации г. Сальска и Сальского района № от 27.10.1997 г. (л.д.23) Лисицына С.В. назначена опекуном над несовершеннолетним Казаковым С.В., Датарождения, родители несовершеннолетнего умерли (мать ФИО1 умерла 29.09.1997 г., отец ФИО3 умер 17.03.1996 г. (л.д.13).
Постановлением Главы Администрации г. Сальска и Сальского района № от 22.05.2002 г. за несовершеннолетним Казаковым С.В., Дата рождения закреплено право пользования жилой площадью в <адрес> ранее предоставленной матери Казакова С.В. ФИО1, принятой на работу в <данные изъяты> оператором котельной (л.д.95) постановление принято на основании заявления Лисицыной С.А. с просьбой о закреплении права пользования жилой площадью (л.д.15).
Муниципальное образование «Сальское городское поселение» на основании передаточного акта объектов недвижимого имущества от 21.12.2016 г., постановления Администрации Сальского городского поселения № от 30.12.2016 г. приняла в муниципальную собственность нежилые встроенные служебные помещение общей площадью 678,2 кв.м. КН №, расположенные на 1-ом этаже по адресу: <адрес> (л.д.46-48).
В ЕГРН зарегистрировано право собственности на нежилые помещения, этаж 1 площадью 678,2 кв.м. <адрес> за Муниципальным образованием «Сальское городское поселение» 02.02.2017 г. (л.д.49-50).
Основанием обращения в суд с иском о признании нежилого помещения жилым, признании права пользования жилым помещением, обязании заключения договора социального найма истцы ссылаются на то, что их матери в связи с работой в в/ч была предоставлена комната в общежитии по <адрес> которая после смерти матери была закреплена за Казаковым С.В., в течении всего периода проживания ими за свой счет были произведены работы по благоустройству помещения, несут расходы по его содержанию, оплачивают коммунальные услуги, в добровольном порядке заключить договор социального найма ответчик отказывается.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Исходя из смысла перечисленных правовых норм, правом на обращение в суд обладают лишь лица, права и законные интересы которых нарушены или оспариваются, а удовлетворение исковых требований повлечет за собой их восстановление.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд не может согласиться с приведенными истцами доводами в обосновании предъявленных требований, исходя из следующего:
Из постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Е.А. и Е.Е.", следует, что проживающие в жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Материалами настоящего дела подтверждается, что спорные помещения общей площадью 51,79 кв.м. (комнаты №№35,40,41,45,39 часть коридора), расположенные на 1-ом этаже 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес> на которые претендуют истцы не являлись жилым помещением ни как на момент предоставления матери истца ФИО1, не являются таковыми и в настоящее время, так как по техническому паспорту Сальского филиала ГУПТИ РО по состоянию на 27.02.2010 г. и экспликации к нему, указанные истцами помещения являются отдельными комнатами отдыха, не связанными между собой, каждая имеет отдельный вход, соединены частично с коридором.
Как отмечалось выше, за истцом было закреплено право пользования помещением №5, со слов истцов данное помещение состояло из 2-х смежных комнат, впоследствии ими были приобретены в пользование и другие комнаты, при этом каких-либо решений о предоставлении им дополнительной площади кроме получения одобрения начальника <данные изъяты> не принималось.
Следует отметить, что помещение №5 было предоставлено матери истца Казакова С.В. во временное владение и пользование и оно не имело статуса жилого помещения. Решения о переводе нежилого помещения в жилое уполномоченным органом не принималось, иного сторонами не представлено. И поскольку спорное помещение является нежилым, предметом договора социального найма оно являться не может.
Ссылки истца Лисицыной С.А. в той части, что она являясь опекуном своего брата Казакова С.В., приобрела наравне с ним право пользования жилым помещением и с ней должен быть заключен договор социального найма, являются несостоятельными, Лисицына С.А. на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признавалась, о чем она сама давала пояснения.
Несмотря на то, что истцами в порядке ст. 39 ГПК РФ требования были уточнены в судебном заседании, однако от ранее предъявленных ими требований о признании нежилых помещений комнат №№35,40,41,45, 39 находящихся на 1 этаже 5 этажного дома по <адрес>, жилыми, истцы не отказались, судом решение принимается с учетом предъявленных ими требований (ст. 196 ГПК РФ).
Вопрос о переводе указанных нежилых помещений в жилое не может быть разрешено по заявлению истцов, принятие решения об изменении статуса комнат и перевода их из нежилого помещения в жилое относится к компетенции органа местного самоуправления и собственника помещения, а не суда.
Представленное в материалы дела заключение специалиста № от 17.07.2017 г. <данные изъяты> о соответствии помещений на п/п №35,40,41,45, часть комнаты 39 общей площадью 51.79 кв.м. расположенных на 1 этаже 5 этажного жилого дома литер А, расположенного по адресу: <адрес> строительным нормам ми правилам, а также СанПин, о не нарушении прав и интересов других лиц, не нарушении конструктивных и других характеристик надежности и безопасности строительства (л.д.107-134) не может быть принято судом как доказательство свидетельствующее о соответствии данных помещениям как жилое.
В силу ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, разрешение вопроса о переводе нежилых помещений в жилые относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Несмотря на длительное проживание в спорных помещениях истцов и оплату коммунальных платежей, правоотношений по договору социального найма между сторонами не возникло, поскольку предоставленное для проживания помещение не относится к числу жилых, муниципальному образованию «Сальское городское поселение» в собственность были переданы именно нежилые помещения, попыток перевода указанного помещения в жилое истцами не предпринималось, о чем они сами не отрицали в судебном заседании.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Казакову С.В., Лисицыной С.А. к Администрации Сальского городского поселения, третьи лица Администрация Сальского района, Управление образования Сальского района о признании нежилого помещения жилым, признании права пользования жилым помещением, обязании заключения договора социального найма жилого помещения площадью 51,79 кв.м. (комнаты №№35,40,41,45,39 часть коридора), жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение составлено в окончательном виде 21.07.2017 г.
Председательствующий - подпись