Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2024 (2-1268/2023;) ~ М-1177/2023 от 22.08.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2024 г.                                              г. Донской Тульской области

Донской городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Фроловой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Томилиной Н.В.,

с участием истца Сапрыкина С.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования г.Донской по доверенности Караваева К.А.,

представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-4/2024 по иску Сапрыкина Сергея Вячеславовича к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области об оплате листков нетрудоспособности, возложении обязанности,

установил:

        Сапрыкин С.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее по тексту - ОСФР по Тульской области) об оплате листков нетрудоспособности, возложении обязанности.

         В обоснование заявленных исковых требований указывает, что между ним (истцом) как работником и администрацией муниципального образования г.Донской (ответчиком) как работодателем был заключен трудовой договор с исполняющим обязанности директора Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» от <данные изъяты>.

        Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> трудовой договор от <данные изъяты> между ним (истцом) и администрацией муниципального образования г.Донской (ответчиком) признан заключенным на неопределенный срок. С Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской в его (истца) пользу взыскана средняя заработная плата за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 484759,14 руб.

       Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 05.07.2023 с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской Тульской области за счет казны муниципального образования г.Донской в его (истца) пользу взыскана средняя заработная плата, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда (об исправлении описки) от <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 686522,61 руб.

       При этом в судебном акте также указано на то, что период вынужденного прогула его (истца) определен с <данные изъяты> по <данные изъяты>. С <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно ему (истцу) были выданы листки нетрудоспособности, которые подлежат оплате из средств ОСФР по Тульской области.

      Также указывает, что период нетрудоспособности с <данные изъяты> по <данные изъяты> ему (истцу) оплачен. Однако период нетрудоспособности с <данные изъяты> по <данные изъяты> ему (истцу) не оплачен.

      После вынесения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> он (истец) обратился к работодателю с просьбой об оплате листков нетрудоспособности за следующие периоды:

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

      В конце апреля 2023 г., он (истец) получил заказное письмо, в котором было указано, на ссылкой на письмо ОСФР по Тульской области, на то, что в его (истца) пользу была взыскана заработная плата за период нетрудоспособности с <данные изъяты> по <данные изъяты>, что по, его (истца) мнению, не соответствует действительности, поскольку указанный период нетрудоспособности не был предметом судебного разбирательства.

        Руководствуясь изложенным и нормами действующего законодательства, истец просит суд:

          - возложить на Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае невозможности или отсутствия у названного лица в штате бухгалтера - муниципальное образование г.Донской в лице администрации муниципального образования г.Донской обязанность направить в ОСФР по Тульской области сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности с периодами освобождения от работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> в течение 3 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу;

          - взыскать с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности или отсутствия у названного лица денежных средств - с муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской задолженность по оплате пособия по временной нетрудоспособности в размере 23323,68 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 6125,69 руб.;

       - взыскать с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности или отсутствия у названного лица денежных средств - с муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ключевой ставки Банка России, подлежащие начислению на сумму задолженности размере 23323,68 руб., с <данные изъяты> по день вынесения решения суда;

        - взыскать с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности или отсутствия у названного лица денежных средств - с муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ключевой ставки Банка России, подлежащие начислению на сумму задолженности размере 23323,68 руб., со дня, следующего за датой вынесения решения судом по день фактического исполнения обязательства;

          - взыскать с ОСФР по Тульской области пособие по временной нетрудоспособности в размере 124392,32 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 32670,23 руб.,

          - взыскать с ОСФР по Тульской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации размере ключевой ставки Банка России на сумму задолженности, подлежащие начислению на сумму задолженности в размере 124392,32 руб., с <данные изъяты> по день вынесения решения суда;

          - взыскать с ОСФР по Тульской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере ключевой ставки Банка России, подлежащие начислению на сумму задолженности в размере 124392,32 руб., со дня, следующего за датой вынесения решения судом по день фактического исполнения обязательства.

        Истец Сапрыкин С.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, настаивал на их удовлетворении.

        Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Донской по доверенности Караваев К.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Донской, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Тульской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

         В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявишихся лиц.

         Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

         С 01.01.2023 в результате реорганизации Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.

Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").

         Судом установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Донской о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, взыскании заработной платы, задолженности по выплате материальной помощи, компенсации за задержку выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда.

        Решением Донского городского суда Тульской области от 26.04.2022 исковые требования Сапрыкина Сергея Вячеславовича к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Донской о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, взыскании заработной платы, задолженности по выплате материальной помощи, компенсации за задержку выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда – удовлетворены частично.

         Судом постановлено:

         «взыскать с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской, а в случае недостаточности или отсутствия у названного лица денежных средств – с муниципального образования г.Донской в лице администрации муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г. Донской в пользу Сапрыкина С.В. задолженность по оплате материальной помощи к очередному отпуску в размере 60000 руб., денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты материальной помощи к отпуску в размере 14014 руб., в счет компенсации морального вреда 5000 руб., итого взыскано 79014 руб.

        В удовлетворении остальной части исковых требований Сапрыкину С.В. - отказано.

        Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 22.11.2022 решение Донского городского суда Тульской области от 26.04.2022 отменено в части отказа в удовлетворении иска Сапрыкина С.В. к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Донской о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отменено.

        Судом в отмененной части принято новое решение, которым постановлено исковые требования Сапрыкина С.В. удовлетворить частично.

        Трудовой договор от <данные изъяты>, заключенный между администрацией муниципального образования г.Донской и Сапрыкиным С.В., признан заключенным на неопределенный срок.

        Взыскано с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской в пользу Сапрыкина С.В. средняя заработная плата за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 484759,14 руб., компенсация морального вреда в размере 25000 руб., а также в доход бюджета муниципального образования г.Тула государственная пошлина в размере 8647 руб.

        В остальной части тоже решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Сапрыкина С.В. – без удовлетворения.

        Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты> апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> отменено в части взыскания с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской в пользу Сапрыкина С.В. заработной платы за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 484759,14 руб.

       Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Тульский областной суд.

       В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> оставлено без изменения.

       Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> решение Донского городского суда Тульской области от <данные изъяты> отменено в части отказа в удовлетворении иска Сапрыкина С.В. к администрации муниципального образования г.Донской, Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г. Донской, комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Донской о взыскании заработной платы отменено.

        Судом в отмененной части принято новое решение, которым постановлено исковые требования Сапрыкина С.В. удовлетворить частично.

        Взыскано с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской в пользу Сапрыкина С.В., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> (об исправлении описки), средняя заработная плата за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно в размере 686522,61 руб.

        Взыскано с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности и отсутствия у него денежных средств – муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской в доход бюджета муниципального образования г.Тула, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от <данные изъяты> (об исправлении описки), государственная пошлина в размере 2018 руб.

Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации за период временной нетрудоспособности работнику гарантирована выплата пособия по временной нетрудоспособности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством".

В соответствии с частью 1 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством", страховыми рисками по обязательному социальному признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховым риском является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности признается временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (часть 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством").

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период работы по трудовому договору, в течение которого граждане подлежат обязательному социальному страхованию (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством").

Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи) (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством").

        Судом также установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился с письменным заявлением в администрацию муниципального образования г.Донской, в котором указал на то, что находился на больничном до <данные изъяты>, не мог предъявить листки нетрудоспособности по причине отсутствия по месту нахождения Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» сотрудников.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился с письменным заявлением в администрацию муниципального образования г.Донской, в котором просил передать в ФСС Тульской области сведения о том, что до настоящего времени является сотрудником Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика», для последующей оплаты листков нетрудоспособности за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (с указанием дат их открытия и номеров).

По результатам рассмотрения заявления Сапрыкина С.В. от <данные изъяты>, администрацией муниципального образования г.Донской <данные изъяты> сообщено о прекращении с ним срочного трудового договора.

        <данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в ОСФР по Тульской области с заявлением по вопросу неоплаты листков нетрудоспособности.

        По результатам рассмотрения обращения Сапрыкина С.В. ОСФР по Тульской области дан ответ в письме от <данные изъяты>.

        <данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в Государственную инспекцию труда по Тульской области по вопросу оплаты листков нетрудоспособности за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

По обращению Сапрыкина С.В. Государственной инспекцией труда по Тульской области была инициирована проверка, о результатах которой сообщении в письме от <данные изъяты>.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился с письменным заявлением в администрацию муниципального образования г.Донской, в котором, указывая на то, что решением суда трудовой договор от <данные изъяты> признан заключенным на неопределенный срок, просил оплатить ему листки нетрудоспособности.

По результатам рассмотрения заявления Сапрыкина С.В. администрацией муниципального образования г.Донской <данные изъяты> сообщено о том, что администрация муниципального образования г.Донской не обладает полномочиями и функциями по оплате листков нетрудоспособности, рекомендовано обратиться в бухгалтерию Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» для передачи листков нетрудоспособности.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился с письменным заявлением в Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика», в котором, указывая на то, что решением суда трудовой договор от <данные изъяты> признан заключенным на неопределенный срок, просил оплатить ему листки нетрудоспособности.

По результатам рассмотрения заявления Сапрыкина С.В., Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» <данные изъяты> сообщено, со ссылкой на сообщение ОСФР по Тульской области от <данные изъяты>, что листки нетрудоспособности, поименованные в настоящем иске, оплате не подлежат.

         В сообщении от <данные изъяты>, адресованному директору Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика», ОСФР по Тульской области предоставлена информация о том, что листки нетрудоспособности, поименованные в настоящем иске, оплате за счет фонда не подлежат.

        <данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в прокуратуру г.Донского Тульской области с письменным заявлением, в котором просил провести проверку в отношении работодателя Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» по вопросу неоплаты листков нетрудоспособности.

        Указанное обращение <данные изъяты> о нарушении работодателем трудового законодательства было перенаправлено в Государственную инспекцию труда по Тульской области для рассмотрения.

По результатам рассмотрения обращения Сапрыкина С.В. Государственной инспекцией труда по Тульской области дан ответ в письме от <данные изъяты>.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в прокуратуру г.Донского Тульской области с письменным заявлением, в котором выражал несогласие с результатами рассмотрения его обращения от <данные изъяты> Государственной инспекцией труда по Тульской области.

        Указанное обращение <данные изъяты> было перенаправлено в Государственную инспекцию труда по Тульской области для рассмотрения.

По результатам рассмотрения обращения Сапрыкина С.В. Государственной инспекцией труда по Тульской области дан ответ в письме от <данные изъяты>.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился с письменным заявлением в Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика», в котором просил принять и оплатить ему листки нетрудоспособности.

<данные изъяты> Сапрыкин С.В. обратился в прокуратуру г.Донского Тульской области с заявлением, в котором просил возложить на работодателя Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика» обязанность передать в ФСС Тульской области достоверную информацию о листках нетрудоспособности за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

       Указанное обращение <данные изъяты> было перенаправлено в Государственную инспекцию труда по Тульской области для рассмотрения.

       По результатам рассмотрения обращения Сапрыкина С.В. Государственной инспекцией труда по Тульской области дан ответ в письме от <данные изъяты>.

       Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.

        В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 10 этого же Федерального закона застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Федерального закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", вступившего в силу с 01.01.2022) основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено данной статьей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 N 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, определяющие порядок информационного взаимодействия страховщика (Фонд социального страхования Российской Федерации), страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Согласно подпункту "в" пункта 11 указанных Правил в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа в информационную систему "Соцстрах" страхователями предоставляются, в том числе сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия страховщиком, с указанием данных о страхователе и застрахованном лице - страхователями.

Информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации, оператором которой является Фонд социального страхования Российской Федерации, и информационных систем участников информационного взаимодействия (пункт 3 вышеуказанных Правил).

На основании положений статьи 4.1 Федерального закона Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователи обязаны своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу.

Состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения Фондом социального страхования Российской Федерации, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия определяется Правилами получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.

Согласно пункту 7 этих Правил страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 данных Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика (далее территориальный орган страховщика) по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.

В силу части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 2 данного Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Выплата пособия осуществляется в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.

Из названных нормативных правовых актов следует, что с 01.01.2022 введено информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах". Электронный листок нетрудоспособности передается в указанную систему медицинским учреждением и пособие по временной нетрудоспособности назначается застрахованному лицу в установленном нормативными актами порядке, одним из составляющих которого является первоначальное предоставление в информационную систему страхователем (работодателем) сведений о застрахованных лицах (работниках).

      По данным портала ЕИИС фонда в отношении Сапрыкина С.В. были сформированы листки нетрудоспособности:

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>,

        №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

       <данные изъяты> Сапрыкину С.В. установлена третья группа инвалидности (причина инвалидности – общее заболевание, инвалидность установлена на срок до <данные изъяты>, дата очередного освидетельствования – <данные изъяты>), что подтверждается справкой от <данные изъяты>, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №<данные изъяты>.

       По сообщению ОСФР по Тульской области от <данные изъяты> по данным портала ЕИИС Сапрыкину С.В. сформированы поименованные в настоящем иске листки нетрудоспособности, которые имеют статус «Закрыт».

        Как указано в сообщении ОСФР по Тульской области от <данные изъяты>, указанные листки нетрудоспособности, оплачены не были в связи с непредоставлением работодателем Сапрыкина С.В. необходимых документов (реестра).

Сведения для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в отношении листков нетрудоспособности, поименованных в настоящем иске, переданы работодателем – Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» <данные изъяты> что подтверждается извещениями о предоставлении сведений от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>.

       По состоянию на <данные изъяты> имеют статус «Заполнен Страхователем».

       ОСФР по Тульской области в адрес Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» направлены решения об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за некоторым исключением.

Исключение, в частности, составляют календарные дни, приходящиеся на периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в случае отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством").

          В силу подпункта "а" пункта 17 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 (далее - Положение N 1540), при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством" пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

При обращении за пособием по временной нетрудоспособности по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения за пособием указаны непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.); длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания; вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 N 74).

Из вышеприведенных норм права следует возможность предъявления листков нетрудоспособности к оплате по истечении указанного срока при наличии уважительных причин.

        Признание увольнения незаконным и восстановление на работе влечет за собой восстановление в полном объеме трудовых прав работника, в том числе права на оплату периода временной нетрудоспособности.

         Поскольку судом установлено, что Сапрыкин С.В. состоял в трудовых отношениях с Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика», с учетом признания трудового договора от <данные изъяты>, заключенного между ним и администрацией муниципального образования г.Донской, на неопределенный срок, то он имеет право на оплату периода временной нетрудоспособности с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

В абзаце 4 статьи 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

В период действия трудового договора организация (как страхователь) обязана выплачивать работнику пособие по временной нетрудоспособности (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). В статье 9 указанного Федерального закона приведен закрытый перечень периодов, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, в котором период вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением не указан.

Таким образом, если работник восстановлен на работе судом как незаконно уволенный и представляет листок нетрудоспособности, ему необходимо выплатить как пособие по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности, так и сумму среднего заработка по решению суда за весь период вынужденного прогула в полном объеме, не исключая из расчета дни болезни.

         Факт того, что Сапрыкин С.В. состоял с Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика» в трудовых отношениях установлен апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда, которое вступило в законную силу <данные изъяты>. После установления наличия трудовых отношений между сторонами, они подлежат оформлению в установленном трудовым законодательством порядке, а также после признания их таковыми у истца возникает право требовать распространения норм трудового законодательства на имевшие место трудовые правоотношения, и в частности, требовать выплаты пособия по временной нетрудоспособности и предъявлять другие требования, связанные с трудовыми правоотношениями.

        Суд учитывает неоднократные факты обращения Сапрыкина С.В. в органы прокуратуры, Государственную инспекцию труда по Тульской области, ОСФР по Тульской области, администрацию муниципального образования г.Донской (в том числе, и в 2021 г.), по вопросу выплаты ему пособия по временной нетрудоспособности, полагавшегося ему за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>

       Поэтому доводы представителя ответчика ОСФР по Тульской области о том, что истцом пропущен срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности, который в соответствии с частью первой статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" составляет 6 месяцев, суд находит несостоятельными.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 9-П, по своей правовой природе мера социальной защиты представляет собой социальную льготу, право на которую непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому как само ее введение, так и определение оснований предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также их изменение является дискрецией законодателя и в силу статей 72 (пункт "ж" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации входит в компетенцию органов законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, осуществляя правовое регулирование в этой сфере, законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2011 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П, Определение 04.12.2003 N 415-О и др.).

           Вопреки позиции ОСФР по Тульской области и администрации муниципального образования г.Донской у фонда и Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» отсутствовали правовые основания для не начисления и не выплаты Сапрыкину С.В. как работнику пособия по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, поскольку период вынужденного прогула с <данные изъяты> по <данные изъяты>, который совпал с периодом освобождения от работы по причине временной нетрудоспособности, не должен влиять на реализацию его права на пособие по временной нетрудоспособности, так как не относится к периоду освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы по смыслу, придаваемому трудовым законодательством.

        Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчиков в пользу истца пособия во временной нетрудоспособности.

        Согласно пункту 5 Положения N 1540, расчетный период для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком одинаков: в качестве расчетного периода применяют два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

       Для расчета пособия по временной нетрудоспособности используют средний дневной заработок работника за расчетный период (пункт 11 Положения N 1540).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в средний заработок для расчета пособий включают все виды выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудника, на которые начислены страховые взносы.

Средний дневной заработок рассчитывают исходя из базы для расчета пособия путем деления на 730 (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пункт 12 Положения N 1540).

        Таким образом, по общему правилу для случаев временной нетрудоспособности, наступивших в 2021 г., пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из среднего заработка застрахованного лица, начисленного за 2019-2020 гг.

Размер пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

           Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и лечении в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка.

        По справке, предоставленной Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика», размер среднедневного заработка Сапрыкина С.В. для оплаты пособия во временной нетрудоспособности составляет 1943,63 руб.

Согласно сведениям, представленным истцом, сформированным посредством Единого портала государственных услуг, по состоянию на июнь 2021 г. страховой стаж Сапрыкина С.В. составил более 8 лет, следовательно, Сапрыкину С.В. пособие по временной нетрудоспособности следует выплачивать в размере 100% среднего заработка.

По справкам по форме 2-НДФЛ, поступившим по запросу суда, сумма заработка Сапрыкина С.В. в 2019 г. составила – 808709,12 руб., за 2020 г. – 610139,82 руб., всего за два года - 1418848,94 руб.

       Таким образом, среднедневной заработок Сапрыкина С.В. для расчета пособия по нетрудоспособности составляет 1943,63 руб. (из расчета 1418848,94 руб./730).

       Расчет пособия по нетрудоспособности произведен истцом с учетом страхового стажа более 8 лет и расчета 100% среднего заработка в размере 1943,63 руб., умноженного на количество дней нетрудоспособности – 76 дней.

       Размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащей оплате ОСФР по Тульской области, составляет 124392,32 руб., из расчета: 1943,63 руб.*64:

       за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежит оплате 23 календарных дня,

         за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежит оплате 7 календарных дней (является первичным),

         за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежит оплате 9 календарных дней (является первичным),

         за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> 9 календарных дней,

         за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> 11 календарных дней (является первичным),

         за счет средств фонда по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> 5 календарных дней (является первичным).

        Итого 64 календарных дня.

        Размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащей оплате Муниципальным казенным предприятием «Дирекция единого заказчика», составляет 23323,56 руб., из расчета: 1943,63 руб.*12:

           за счет средств работодателя по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежит оплате 3 календарных дня (является первичным),

           за счет средств работодателя по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> подлежит оплате 3 календарных дня (является первичным),

           за счет средств работодателя по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> 3 календарных дня (является первичным),

           за счет средств работодателя по листку нетрудоспособности №<данные изъяты> с периодом освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> 3 календарных дня (является первичным).

         Итого 12 календарных дней.

         Суд не соглашается с представленным истцом расчетом в части расчета пособия во временной нетрудоспособности, подлежащего взысканию с работодателя, ввиду его неверного математического расчета: вместо правильного 1943,63 руб.*12 =23323,56 руб., указано 1943,64 руб.*12 =23323,68 руб. В остальной части расчет проверен судом и является арифметически верным, суд с ним соглашается.

        Таким образом, в пользу истца Сапрыкина С.В. с работодателя подлежит взысканию пособие по временной нетрудоспособности в размере 23323,56 руб., а с ОСФР по Тульской области подлежит взысканию пособие по временной нетрудоспособности в размере 124392,32 руб.

В силу пункта 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Исходя из вышеприведенных норм права, при недостаточности у муниципального казенного предприятия имущества, на которое может быть обращено взыскание присужденных истцу выплат, субсидиарная ответственность по обязательствам такого казенного предприятия возникает у соответствующего муниципального образования. При этом данная ответственность наступает у муниципального образования с момента неисполнения основным должником своего обязательства.

        Взысканные в пользу истца Сапрыкина С.В. денежные средства в размере 23323,56 руб. подлежат взысканию с Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае недостаточности или отсутствия у него денежных средств – с муниципального образования г.Донской в лице администрации муниципального образования г.Донской за счет казны муниципального образования г.Донской.

        Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт передачи <данные изъяты> в ОСФР по Тульской сведений, необходимых для назначения и выплаты Сапрыкину С.В. пособия по временной нетрудоспособности, оснований для возложения на Муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика» муниципального образования г.Донской, а в случае невозможности или отсутствия у названного лица в штате бухгалтера - муниципальное образование г.Донской в лице администрации муниципального образования г.Донской обязанности направить в фонд сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности с периодами освобождения от работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> и удовлетворения заявленных требований в указанной части не имеется.

         При этом суд отмечает, что позиция, изложенная ОСФР по Тульской области в письме, адресованном Муниципальному казенному предприятию «Дирекция единого заказчика» от <данные изъяты>, и поддержанная представителем фонда в судебном заседании, об отсутствии оснований для оплаты листков нетрудоспособности, не влияет на размер материальной ответственности работодателя и сам факт выплаты им пособия по временной нетрудоспособности работнику.

        Разрешая требования о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение нормы материального права, подлежащей применению, и установление правоотношений сторон отнесены к компетенции суда при разрешении спора с учетом заявленных требований и фактических обстоятельств дела.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

         С учетом требований статей 5, 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения в Российской Федерации регулируются нормами трудового законодательства и иными актами, содержащими нормы трудового права, которые устанавливают, в том числе, и материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации).

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику установлена статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В силу пунктов 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Из указанных положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что проценты за пользование чужими денежными средствами являются мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение или просрочку исполнения именно денежного обязательства, по общему правилу взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами применяется в отношении гражданско-правовых денежных обязательств и поэтому положения этой нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга).

Поэтому разрешая требования истца о взыскании с ответчика Муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренными статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что между сторонами имели место быть не гражданско-правовые, а трудовые отношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению при разрешении вопроса о материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы и других сумм в связи с трудовыми правоотношениями.

При этом, суд исходит из того, что в силу положений статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право изменять основания или предмет иска принадлежит исключительно истцу и суд не вправе самостоятельно изменять основания иска на свое усмотрение.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").

Поскольку денежные средства Фонда являются государственной собственностью и изъятию не подлежат, из этого следует, что Фонд и его исполнительные органы в лице региональных отделений могут только управлять средствами государственного социального страхования, имеющих целевое значение.

         С учетом разъяснений, изложенных в пункте в пунктах 37, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации).

Поскольку статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга). Например, не относятся к денежным обязанности по сдаче наличных денег в банк по договору на кассовое обслуживание, по перевозке денежных знаков и т.д. (пункт 37)

В случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим указанные в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты не начисляются на суммы экономических (финансовых) санкций, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, и подлежащие возврату из соответствующего бюджета.

В этих случаях гражданами и юридическими лицами на основании статей 15, 16 и Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием сумм экономических (финансовых) санкций, если законом не предусмотрено иное.

        Применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (пункт 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 N 99-О).

Поэтому разрешая требования истца о взыскании с ответчика ОСФР по Тульской области процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренными статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что отношения сторон по предоставлению истцу пособия по временной нетрудоспособности в рамках государственного обязательного социального страхования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку возможность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае исключена.

       При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

       Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23323,56 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░><░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 124392,32 ░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.04.2024.

              ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                                                ░.░.░░░░░░░

2-4/2024 (2-1268/2023;) ~ М-1177/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сапрыкин Сергей Вячеславович
Ответчики
МКП "ДЕЗ" МО г.Донской
Администрация муниципального образования город Донской Тульской области
Другие
Комитет имущественных и земельных отношений администрации мо г.Донской
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области
Суд
Донской городской суд Тульской области
Судья
Фролова Екатерина Игоревна
Дело на сайте суда
donskoy--tula.sudrf.ru
22.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2023Передача материалов судье
25.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее