Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степановой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Фралковой Ю.Е.,
с участием прокурора Морозовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района Красноярского края и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Жеблахтинская средняя школа» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Ермаковского района, обратился в Ермаковский районный суд с исковыми требованиями к Администрации Ермаковского района и МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия. В своем исковом заявлении прокурор просит обязать Администрацию Ермаковского района выделить денежные средства МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников в соответствии со штатным расписанием по профессиям: «дворник», «повар», «рабочий по стирке и ремонту специальной одежды (белья)», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «сторож», уборщик служебных помещений», «электрик», «библиотекарь», «заведующий хозяйством», требованиями Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09,12.2014 № 997н и Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; обязать МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» в течение одного месяца с момента выделения денежных средств администрацией Ермаковского района обеспечить работников в соответствии со штатным расписанием: «дворник», «повар», «рабочий по стирке и ремонту специальной одежды (белья)», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «сторож», уборщик служебных помещений», «электрик», «библиотекарь», «заведующий хозяйством» специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующих требованиям Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или Связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
В судебном заседании, а также в своем исковом заявлении прокурор свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой Ермаковского района была проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в МБОУ «Жеблахтинская средняя школа», в ходе которой было установлено, что в данном учреждении, утвержденный работодателем локальный перечень, не соответствует Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 №997н (далее Типовые нормы № 997н), в связи с чем, средства индивидуальной защиты выдаются не в полном объеме, в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия.
Штатным расписанием в МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» введены штатные единицы, в том числе по профессиям, которые в соответствии с Типовыми нормами №997н должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: «дворник», «повар», «рабочий по стирке и ремонту специальной одежды (белья)», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «сторож», «Уборщик служебных помещений», «электрик», «библиотекарь», «заведующий хозяйством».
При этом утвержденный локальный перечень не предусматривает обеспечением средствами индивидуальной защиты «дворника» и «библиотекаря».
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что работники, профессии которых утверждены Локальным перечнем, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в нарушение Типовых норм №977, а выданные средства индивидуальной защиты не имеют сертификатов и деклараций соответствия.
Таким образом, в нарушение требований трудового законодательства работодатель не обеспечил работников средствами индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с установленными нормами, чем не исполнил свою обязанность по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. Действия работодателя нарушает конституционное право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в результате чего создается угроза причинения вреда здоровью. Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководством образовательного учреждения, являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению безопасных условий труда. Бездействие со стороны должностных лиц администрации Ермаковского района в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью работников МБОУ «Жеблахтинская средняя школа». С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, прокурор просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не направил.
Представитель ответчика Администрации Ермаковского района в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не направил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управления образования Администрации Ермаковского района, а также Министерства образования и науки Красноярского края в зал суда не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. Ранее от представителя Управления образования Администрации Ермаковского района поступил письменный отзыв, в котором представитель считает требования прокурора к Администрации Ермаковского района не подлежащими удовлетворению, так как Администрация района в полном объеме выполняет свои обязательства по текущему финансированию бюджетных учреждений.
Суд с учетом мнения прокурора полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате рассмотрения дела.
Выслушав истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Статьей 1 ТК РФ установлено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение, соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядка, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 5 части 1 статьи 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Согласно ч.ч. 1,5 ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы №997н).
В соответствии с п. 4 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» в период до 31 декабря 2024 года работодатель вправе осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов социальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
До 01.09.2023 работодатель вправе использовать типовые нормы, которые были изданы до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 311-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», то есть до 01.03.2022 года.
Решение о применении в период с 01.09.2023 года до 31.12.2024 года Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н утверждены новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, устанавливающие новый порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее Правила обеспечения работников СИЗ №766н).
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» утверждены приказом директора от 12.01.2023 № 01-08-02 (далее локальный перечень)
Проверкой установлено, что в МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» утвержденный Локальный перечень не соответствует Типовым нормам №997н, в связи с чем, СИЗ выдаются не в полном объеме, в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия.
Штатным расписанием в МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» введены штатные единицы, в том числе по профессиям, которые в соответствии с Типовыми нормами №997н должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: «дворник», «повар», «рабочий по стирке и ремонту специальной одежды (белья)», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «библиотекарь», «заведующий хозяйством».
При этом утвержденный локальный перечень не предусматривает обеспечением средствами индивидуальной защиты «дворника» и «библиотекаря».
В ходе проверки установлено, что работники, профессии которых утверждены Локальным перечнем, обеспечиваются СИЗ в нарушение Типовых норм №977, а выданные СИЗ не имеют сертификатов и деклараций соответствия.
В нарушение п. 122 Типовых норм №997н локальным перечнем «повару» и «помощнику повара» не предусмотрена выдача нарукавников из полимерных материалов (до износа).
В нарушение п. 115 Типовых норм №997н локальным перечнем «машинисту (рабочему) по стирке и ремонту спецодежды» не предусмотрена выдача фартука из полимерных материалов с нагрудником (дежурный).
В нарушение п. 135 Типовых норм №997н локальным перечнем «рабочему по комплексному обслуживанию зданий» не предусмотрена выдача перчаток резиновых или из полимерных материалов 12 пар, щитка защитного лицевого или очков защитных (до износа), средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа).
В соответствии с п. 30 Типовых норм №997н «библиотекарь» должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – 1 шт. В нарушение указанного пункта локальным перечнем не предусмотрена выдача указанных средств индивидуальной защиты «библиотекарю».
В соответствии с п. 23 Типовых норм №997н «дворник» должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником – 2 шт., сапогами резиновыми с защитным подноском – 1 пара, перчатками с полимерным покрытием 6 пар. В нарушение указанного пункта локальным перечнем не предусмотрена выдача указанных средств индивидуальной защиты «дворнику».
Согласно карточкам учета средств индивидуальной защиты поварам ФИО14, ФИО15, ФИО16, заведующей хозяйством ФИО17, рабочему по стирке и ремонту спецодежды ФИО18 в 2023 году выданы только перчатки в количестве 30 пар. Уборщикам служебных помещений ФИО19, ФИО20, ФИО21 в 2023 году выданы перчатки в количестве 4 пары, уборщику служебных помещений ФИО22 выданы перчатки 8 пар.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу были установлены нарушения трудового законодательства со стороны образовательного учреждения.
Оценивая доводы, изложенные в исковом заявлении, суд полностью соглашается с юридической оценкой установленных фактических обстоятельств, данной прокурором в исковом заявлении.
В ходе судебного заседания фактические обстоятельства, изложенные в иске, а также характер и объем выявленных нарушений не оспаривались ответчиком МБОУ «Жеблахтинская средняя школа».
Суд в полной мере соглашается с позицией прокурора о том, что выданные средства индивидуальной защиты в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия не могут расцениваться как исполнение обязанностей работодателя в обеспечение трудового законодательства в области охраны труда.
Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководством образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий труда. Отсутствие средств индивидуальной защиты в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью работников МБОУ «Жеблахтинская средняя школа», в связи с чем, требование о возложении обязанности на образовательное учреждение обеспечить работников в соответствии со штатным расписанием специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующих требованиям Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н подлежит удовлетворению.
В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом».
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценивая требование прокурора о возложении обязанности на Администрацию Ермаковского района выделить денежные средства МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» для приобретения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом.
Согласно ст. 38.1. БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательства только от главного распорядителя (распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся).
Пунктом 4 ст. 154 БК РФ закреплено, что органы исполнительной власти (органы местной администрации, являющиеся главным распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В соответствии со ст. 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация Ермаковского района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение Администрации Ермаковского района к выделению финансирования является ограничение права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Таким образом, в удовлетворении требований прокурора к Администрации Ермаковского района о возложении обязанности, суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района Красноярского края и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Жеблахтинская средняя школа» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия – удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Жеблахтинская средняя школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить работников МБОУ «Жеблахтинская средняя школа» в соответствии со штатным расписанием: «дворник», «повар», «рабочий по стирке и ремонту специальной одежды (белья)», «рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «сторож», уборщик служебных помещений», «электрик», «библиотекарь», «заведующий хозяйством» специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующих требованиям Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или Связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района об обязании совершить действия – отказать.
Решение может быть обжаловано через Ермаковский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2024 года