Дело №
Поступило ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Роговой О.В.,
при секретаре Пашкевич О.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Огневой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации <адрес>, МКДОУ Быструхинский детский сад «Колосок» об обязании устранить нарушения в области пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочковского района Новосибирской области обратился с иском в суд по следующим основаниям. Прокуратурой Кочковского района проведена проверка по обеспечению пожарной безопасности в зданиях образовательных организаций. В декабре 2022 года прокуратурой района с привлечением врио начальника ОНДиПР по Ордынскому и <адрес>м УНДиПР Главного управления МЧС России по <адрес> Сырых А.В. проведена проверка в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> по обеспечению пожарной безопасности в здании учреждения. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное про ведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке (не произведено техническое освидетельствование после 5 лет с момента ввода автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в эксплуатацию и далее с установленной периодичностью, согласно акту «О приёмке технических средств системы пожарной сигнализации в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ б/н» с момента ввода в эксплуатацию прошло более 10 лет, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479; двери выходов из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что является нарушением п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479; предел огнестойкости люков выхода на чердак (кровлю) менее ЕI 30, что является нарушением п. 7.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ч. 4 ст. 4, табл. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; групповые ячейки с пребыванием более 10 человек имеют менее двух эвакуационных выходов, что является нарушением п. 5.2.4, п. 5.1.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; помещения детского сада класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и помещения тренажерного зала с бильярдным и теннисным столом функциональной пожарной опасности Ф3.6 не разделены между собой противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов в противопожарных преградах с соответствующим пределом огнестойкости (дверь не соответствует требуемому пределу огнестойкости), что является нарушением ч.1, ч.2, ч.3, статьи 88, табл. 23, табл. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района директору учреждения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
<адрес> является учредителем Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> и собственником здания в котором расположено учреждение по адресу: <адрес>.
Просит обязать муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании учреждения, а именно: провести технического освидетельствования автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; оборудовать выходы из этажей здания школы на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; организовать работы по обеспечению предела огнестойкости люков выхода на чердак (кровлю) не менее EI 30; организовать работы по созданию не менее двух эвакуационных выходов в групповых ячейках с пребыванием более 10 человек; обеспечить разделение между собой противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов в противопожарных преградах с соответствующим пределом огнестойкости помещения детского сада класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и помещения тренажерного зала с бильярдным и теннисным столом функциональной пожарной опасности Ф3.6 Обязать администрацию <адрес> организовать устранение указанных нарушений закона и в случае недостаточности денежных средств у Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Быструхинекий детский сад "Колосок" <адрес> профинансировать выполнение работ по их устранению. Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Огнева О.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель МКДОУ Быструхинский сад «Колосок» Попыловских А.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила иск рассмотреть в ее отсутствие, с требованиями согласна.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования признает в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьями 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ закреплено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится материальнотехническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Из содержания части 7 статьи 28 указанного закона следует, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных про грамм в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании части 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 123.21 ГК РФ, учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечено ежегодное про ведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке (не произведено техническое освидетельствование после 5 лет с момента ввода автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в эксплуатацию и далее с установленной периодичностью, согласно акту «О приёмке технических средств системы пожарной сигнализации в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ б/н» с момента ввода в эксплуатацию прошло более 10 лет, что является нарушением п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479; двери выходов из помещений и этажей на лестничные клетки не оборудованы приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что является нарушением п. 4.4.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 24 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479; предел огнестойкости люков выхода на чердак (кровлю) менее ЕI 30, что является нарушением п. 7.7 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ч. 4 ст. 4, табл. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; групповые ячейки с пребыванием более 10 человек имеют менее двух эвакуационных выходов, что является нарушением п. 5.2.4, п. 5.1.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; помещения детского сада класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и помещения тренажерного зала с бильярдным и теннисным столом функциональной пожарной опасности Ф3.6 не разделены между собой противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов в противопожарных преградах с соответствующим пределом огнестойкости (дверь не соответствует требуемому пределу огнестойкости), что является нарушением ч.1, ч.2, ч.3, статьи 88, табл. 23, табл. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района директору учреждения внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. После проведения проверки прокуратуры <адрес> МКДОУ было написано ходатайство о составлении сметы на выполнение работ, до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с отсутствием к МКДОУ денежных средств.
<адрес> является учредителем Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> и собственником здания, в котором расположено учреждение по адресу: <адрес>, требования истца в части обязания администрации устранить нарушения закона при недостаточности денежных средств к МКДОУ «Быструхинский детский сад «Колосок» являются обоснованным, так как органы местного самоуправления отвечают по своим обязательствам субсидиарно.
Суд полагает, что требования прокурора являются обоснованными, так как непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Быструхинский детский сад "Колосок" <адрес> устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании учреждения, а именно: провести технического освидетельствования автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; оборудовать выходы из этажей здания школы на лестничные клетки дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; организовать работы по обеспечению предела огнестойкости люков выхода на чердак (кровлю) не менее EI 30; организовать работы по созданию не менее двух эвакуационных выходов в групповых ячейках с пребыванием более 10 человек; обеспечить разделение между собой противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов в противопожарных преградах с соответствующим пределом огнестойкости помещения детского сада класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и помещения тренажерного зала с бильярдным и теннисным столом функциональной пожарной опасности Ф3.6.
Обязать администрацию <адрес> организовать устранение указанных нарушений закона и в случае недостаточности денежных средств у Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Быструхинекий детский сад "Колосок" <адрес> профинансировать выполнение работ по их устранению.
Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья О.В. Роговая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ год.