В окончательной форме решение суда принято 14 августа 2023 года
Дело № 2-3226/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 07 августа 2023 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Перекрестной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цховребова Вячеслава Харитоновича к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием третьего лица без самостоятельных исковых требований, - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о понуждении к исполнению обязательства,
у с т а н о в и л:
Цховребов В.Х. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о понуждении ответчика исполнить в натуре взятые на себя обязательства по договору о сотрудничестве от <дата>, а именно: предоставить ему разрешение на изменение целевого назначения земельного участка, находящегося в его собственности, площадью 0,07 га по адресу: <адрес> с вида разрешенного использования: «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений» на «строительство и обслуживание многоквартирного дома» (п. 2.1.1 договора); предоставлении ему разрешения на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,11 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания многоквартирного дома на условиях долгосрочной аренды (49 лет) (2.1.2 договора).
Требования обоснованы тем, что 07 ноября 2006 года между ним и Гурзуфским посСоветом и его исполнительным комитетом был заключен договор о сотрудничестве, предметом которого являлись обязательства сторон по оказанию помощи на развитие инфраструктуры <адрес> Согласно условий договора, стороны достигли соглашения, что <адрес> дает истцу разрешение на изменение целевого назначения земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, находящегося в его собственности, на строительство и обслуживание многоквартирного жилого дома, а также дает ему разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,11 га. Кроме того, исполком <адрес> обязуется выдать ему всю необходимую документацию на период подготовки к строительству, строительства, ввода в эксплуатацию и оформления права собственности на объекты. В свою очередь истец выполняет функции заказчика строительства объекта, обеспечивает полное финансирование всех видов работ и перечисляет на развитие инфраструктуры поселка 2000000 гривен. Истец со своей стороны исполнил взятые на себя обязательства, однако как Гурзуфский поселковый Совет, так и его правопреемник Администрация города Ялта от исполнения взятых на себя по договору обязательств уклонились. <дата>, <дата> истцом в адрес Администрации города Ялта были направлены претензии о возмещении понесенных затрат, а также о выполнении взятых на себя договорных обязательств, которые были ответчиком проигнорированы.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
Представители ответчика, а также третьего лица в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от <дата> и решения Ялтинского городского суда от <дата> Цховребов В.Х. является собственником земельного участка площадью 700 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования, - для индивидуального жилищного строительства.
<дата> между Гурзуфским поселковым Советом и его исполнительным комитетом с одной стороны и Цховребовым В.Х. с другой, был заключен договор о сотрудничестве, предметом которого являлись обязательства сторон по оказанию помощи на развитие инфраструктуры <адрес> и приоритетной деятельности Цховребова В.Х. на территории поселка в рамках договора.
В соответствии с п. 2.1 Договора, Гурзуфский поселковый Совет принял на себя обязательства дать Цховребову В.Х. разрешение на составление проекта отвода земли по изменению целевого назначения земельного участка, находящегося в его собственности на основании государственного акта от <дата>, для строительства и обслуживания жилого дома, на строительство и обслуживание многоквартирного жилого дома, а также дать ему разрешение на составление проекта отвода земельного участка, ориентировочной площадью 0,11 га по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома на условиях долгосрочной аренды (49 лет).
В соответствии с п. 2.2 Договора, исполком Гурзуфского посСовета принял на себя обязательства выдать Цховребову В.Х. всю необходимую документацию на период подготовки к строительству, строительства, ввода в эксплуатацию и оформления права собственности на объекты.
В соответствии с п. 2.3.3 Договора, Цховребов В.Х. принял на себя обязательства в течении 10 дней после рассмотрения п. 2.1.1 и п. 2.1.2 настоящего Договора на постоянной депутатской комиссии по курортам, строительству, архитектуре, землепользованию, перечислить на развитие объектов инфраструктуры поселка 1000000 гривен на расчетный счет КП «Гурзуф».
Согласно п. 2.3.4 Договора, в течение 10 дней после принятия решения Гурзуфским поселковым Советом по п. 2.1.1 и 2.1.2 настоящего Договора и дачи разрешения на проектно – изыскательские работы, перечислить на развитие объектов инфраструктуры поселка 1000000 гривен в местный бюджет пгт. Гурзуф.
Согласно п. 2.3.5 Договора, в течение 10 дней после утверждения проекта отвода земельного участка и получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома перечислить на развитие инфраструктуры поселка 1000000 гривен на расчетный счет КП «Гурзуф».
В соответствии с Разделом 3 Договора, в случае нарушения Цховребовым В.Х. условий настоящего Договора, договор подлежит расторжению без возмещения затрат, понесенных в соответствии с п.п. 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 настоящего Договора.
В случае нарушения Гурзуфским посСоветом и исполкомом Гурзуфского посСовета условия настоящего Договора, Гурзуфский посСовет обязан возместить Цховребову В.Х. все затраты, понесенные в соответствии с п.п. 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 настоящего договора.
Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторон (п. 5.1).
Согласно представленных в материалы дела копий платежных поручений, в соответствии с указанным Договором Цховребовым В.Х. были перечислены денежные средства <дата> в сумме 1000000 гривен двумя платежами; <дата> в сумме 1000000 гривен.
<дата> Цховребовым В.Х. было направлено в адрес Администрации города Ялта требование о возмещении понесенных при выполнении договора о сотрудничестве от <дата> затрат в размере 10457480 рублей, что является рублевым эквивалентом платежа, выполненного в гривнах.
<дата> Администрацией города Ялта в лице руководителя Гурзуфского территориального органа был направлен ответ Цховребову В.Х., в котором указано, что Гурзуфским поселковым Советом и его исполнительным комитетом до 2010 года были исполнены п. 2.3.3 и п. 2.3.4 договора о сотрудничестве. О причинах неисполнения п. 2.3.5 настоящего договора Гурзуфский территориальный орган информацией не располагает. С учетом сложившейся ситуации, исполнением большей части договорных условий, в рамках законодательства РФ целесообразно предложить инвестору реализовать проект или предложить альтернативный вариант.
<дата> Цховребовым В.Х. повторно в адрес Администрации города Ялта было направлено требование о выполнении взятых на себя обязательств, а именно: предоставлении ему разрешения на изменение целевого назначения земельного участка и предоставлении разрешения на составление проекта отвода земельного участка, в соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2 Договора.
<дата> Администрацией города Ялта в ответ на претензию Цховребова В.Х. были представлены разъяснения действующего законодательства, регламентирующие порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, а также предоставления земельных участков в собственность граждан.
<дата> Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от <дата> N 1745-6/14 "О независимости Крыма" установлено, что со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после <дата>.
<дата> между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
<дата> принят Федеральный Конституционный закон №<номер> – ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона №<номер> – ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров.
Частью 1 статьи 1211 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
По смыслу статьи 9 Федерального Конституционного Закона № 6 – ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до <дата>, подлежат применению нормы материального права Украины, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
Поскольку в силу положений части 1 статьи 23 Федерального Конституционного Закона законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым со дня принятия Республики Крым в Российскую Федерацию, постольку возникшие до этого правоотношения регулируются нормами права, действующими в момент возникновения таких правоотношений.
Договор о сотрудничестве между Гурзуфским посСоветом и Цховребовым В.Х. был заключен сторонами <дата>, исполнялся и предполагает исполнение сторонами до и после <дата>.
В связи с тем, что нормы Федерального Конституционного закона от <дата> N 6-ФКЗ не имеют обратного действия, то на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения. При этом нормы материального права украинского законодательства применяются в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
Указанная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от <дата> №<номер>-ЭС14-1939.
Правоотношения сторон регулировались до <дата>, действовавшим в тот период Гражданским кодексом Украины, в редакции, действующей на момент подписания договора (далее - ГК Украины), после <дата> регулируются Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, предметом заявленных исковых требований является понуждение ответчика к исполнению условий договора после <дата>, соответственно при разрешении данного спора подлежит применению законодательство Российской Федерации.
В соответствии со ст.309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ч.1 ст.310 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 ГК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Между тем, суд считает невозможным восстановление прав истца в избранный им способ - путем понуждения ответчика к исполнению договора.
Так, судом установлено, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок с кад. номером №<номер> имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. При этом договором предусмотрена обязанность органа местного самоуправления изменить вид разрешенного использования земельного участка на многоэтажную многоквартирную застройку.
Статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 названного кодекса порядке (пункт 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (пункты 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта, утвержденных решением внеочередной 85-й сессии Ялтинского городского Совета 1-го созыва №<номер> от <дата>, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок находится в границах территориальной зоны – «Зона зеленых насаждений общего пользования».
Использование земельного участка, расположенного в границах данной территориальной зоны под многоквартирную жилую застройку, градостроительным регламентом, установленным в отношении данной зоны, не предусмотрено.
При этом самостоятельное изменение органом местного самоуправления видов разрешенного использования земельных участков на не предусмотренные градостроительными регламентами той или иной территориальной зоны, действующим законодательством не предусмотрено.
Так, изменение вида разрешенного использования на непредусмотренный градостроительным регламентом, возможно только посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки в порядке, установленном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются, в том числе, предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, поданные физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно статье 4 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частями 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 5 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования для размещения многоквартирного дома не предусмотрен территориальной зоной, в котором расположен земельный участок истца, соответствующее изменение вида разрешенного использования в целях исполнения договорных отношений сторон без проведения публичных слушаний по данному вопросу, а также внесения изменений в нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования невозможно.
Также, действующим законодательством не предусмотрено предоставление гражданам земельных участков в аренду под многоквартирную жилую застройку путем выдачи разрешений на составление их проекта отвода.
Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, установленному пунктом 1 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, а также в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
Частью 2 статьи 328 ГК РФ предусмотрено, что в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении иска, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, которое в данном случае может быть восстановлено путем возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Цховребова Вячеслава Харитоновича к Администрации города Ялта Республики Крым о понуждении к исполнению обязательства.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова