Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1086/2023 ~ М-805/2023 от 20.06.2023

2-1086/2023

59RS0018-01-2023-001010-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Добрянка                          28 июля 2023 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Вагановой К.Б.,

при секретаре Жуковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Плюсниной Ларисе Витальевне об освобождении спорного имущества от ареста, изъятии земельного участка со зданием, являющимся объектом культурного наследия регионального значения,

установил:

    Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в суд с иском к Плюсниной Л.В. об освобождении спорного имущества от ареста, изъятии земельного участка со зданием, являющимся объектом культурного наследия регионального значения.

Требования мотивирует тем, что Плюснина Л.В. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 59:18:0010508:157, с расположенным на нем нежилым зданием с кадастровым номером 59:18:0010508:627, по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана д. 2, что подтверждается данными из ЕГРН, право собственности на объекты зарегистрированы 23.07.2015. Данное здание является объектом культурного наследия регионального значения – памятником градостроительства и архитектуры «Правление Добрянской подзаводской волости». Памятник состоит на государственной охране на основании Распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» (п. 200 приложения 3), зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ за номером 591610580980005. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 24.11.2016 № СЭД-27-01-10-651 установлены границы территорий объектов, утвержден режим использования территории и предмет охраны данного объекта. На протяжении более 7 лет владения данным объектом культурного наследия на праве собственности ответчик не исполняет возложенную на него законом публично-правовую обязанность по сохранению данного объекта. Постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 07.08.2020, вступившим в законную силу 04.09.2020 (дело № 5-407/2020) Плюснина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 20.08.2021, вступившим в законную силу 04.09.2021 (дело № 5-249/2021) Плюснина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа. Решением суда от 20.09.2021 по делу № 2-1290/2021, исковые требования Инспекции к Плюсниной Л.В. о возложении обязанности по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Правление Добрянской подзаводской волости» удовлетворены. Поскольку решение суда Плюсниной Л.В. добровольно не исполнено, 18.01.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Добрянке ГУФССП России по Пермскому краю в отношении должника по заявлению взыскателя, возбуждено исполнительное производство. По информации, предоставленной органом принудительного исполнения, Плюснина Л.В. сообщила должностному лицу данного органа об отсутствии у нее средств для исполнения указанного решения суда. Также орган принудительного исполнения сообщил, что в ходе исполнения иных исполнительных производств, возбужденных в отношении должника, происходит реализация имущества Плюсниной Л.В.

Представитель истца Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Летягин Е.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в иске, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Плюснина Л.В. в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Добрянского городского округа Пермского края Котельникова Е.А. не возражает против удовлетворения заявленного требования.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулируется отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия признаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, и в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения; региональный орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана, з/у № 2, с кадастровым номером 59:18:0010508:157 принадлежит на праве собственности Плюсниной Л.В. (л.д. 7-14).

Здание, расположенное на земельном участке по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана, д. 2, с кадастровым номером 59:18:0010508:627, принадлежит на праве собственности Плюсниной Л.В., является выявленным объектом культурного наследия, 5616105809800005, представляющий собой историко-культурную ценность, памятник т Правление Добрянской подзаводской волости, 2000-12-05, 713-р решения органов охраны объектов культурного наследия – в отношении объекта недвижимости, являющегося выявленным объектом культурного наследия (л.д. 15-19).

Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия от 10.07.2017 составленного ведущим специалистом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, объект культурного наследия регионального значения, по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана, д. 2 находится в неудовлетворительном состоянии, в соответствии с ГОСТ 55567-2013 общее состояние оценивается, как аварийное (л.д.20-21).

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) физического лица № 9-з-2020 от 03.06.2020, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): пп.1 п.6 ст. 11 ст. 47.2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 30-31).

03.06.2020 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края вынесено предписание № 7 (л.д. 32).

На основании акта осмотра № 277 от 20.10.2021 здания расположенного по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана, д. 2, общее состояние объекта культурного наследия оценивается, как неудовлетворительное/аварийное. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативными правовыми актами: ст. 27, пп. 1 п. ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (л.д. 22-23).

Согласно акта выездного обследования № 46 от 25.05.2023, установлено, что здание, расположенное по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Тельмана, д. 2, не эксплуатируется, фундаменты бутовые, наблюдаются трещины, деструкция кирпича, локальные разрушения кирпичной кладки в углах здания, выветривание кладочного раствора, стертости окрасочного слоя, отсутствует отмостка, имеется следы коррозии, ржавление, отсутствует водосточная система, оконные заполнения, дверные заполнения в восточной части южного фасада утрачены, разрушение крыши пристроя, доступ в здание ограничен, внутреннее помещение не осмотрено (л.д. 24-25).

01.06.2023 Плюсниной Л.В. в адрес Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края направлено заявление, в котором Плюснина Л.В. выражает согласие на безвозмездную передачу объекта с кадастровым номером 59:18:0010508:627, и земельного участка под объектом с кадастровым номером 59:18:0010508:157, в связи с тем, что в настоящее время не имеется возможности проведения ремонтных и восстановительных работ (л.д. 33).

Вместе с тем, судом установлено, что ответчиком Плюсниной Л.В. требование Инспекции не исполнено, работы на объекте не ведутся. Таким образом, бездействие ответчика Плюсниной Л.В., как собственника объекта культурного наследия, который не принял должных мер к его сохранению, может повлечь за собой утрату особенностей данного объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Плюсниной Л.В. не представлены относимые и допустимые доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что ею проведены ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физического сохранения объекта культурного наследия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Плюсниной Л.В. об освобождении спорного имущества от ареста, изъятии земельного участка со зданием, являющимся объектом культурного наследия регионального значения.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ,

решил:

    Исковое заявление Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Плюсниной Ларисе Витальевне об освобождении спорного имущества от ареста, изъятии земельного участка со зданием, являющимся объектом культурного наследия регионального значения, - удовлетворить.

Освободить спорное имущество от ареста, снять иные ограничительные меры в отношении спорного имущества, за исключением ограничений, связанных со статусом объекта культурного наследия.

Изъять у Плюсниной Ларисы Витальевны принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 59:18:0010508:157, с расположенным в его границах нежилым зданием с кадастровым номером 59:18:0010508:157, с расположенным в его границах нежилым зданием с кадастровым номером 59:18:0010508:627, по адресу: ул. Тельмана д.2, г. Добрянка, Пермский край, являющимся объектом культурного наследия регионального значения – памятником градостроительства и архитектуры «Правление Добрянской подзаводской волости» в муниципальную собственность.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья К.Б. Ваганова

Решение суда не вступило в законную силу.

2-1086/2023 ~ М-805/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Ответчики
Плюснина Лариса Витальевна
Другие
администрация Добрянского городского округа Пермского края
Летягин Евгений Валерьевич
Котельникова Елена Анатольевна
Суд
Добрянский районный суд Пермского края
Судья
Ваганова Кристина Борисовна
Дело на сайте суда
dobryan--perm.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2023Предварительное судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023Дело оформлено
27.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее