УИД 21RS0024-01-2021-000726-84
№2-934/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Егоровой К.В., с участием представителя истца Сергеева О.В. – Сапожниковой Я.В., представителя ответчика Енцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Сергеева О.В, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периода службы в армии по призыву в страховой стаж и перерасчету страхового стажа,
установил:
Сергеев О.В., через своего представителя Сапожникову Я.В., действующую по доверенности, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности по включению в подсчет его общего страхового стажа периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и перерасчету страхового стажа с учетом указанного периода.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Сергеев О.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчиком ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа. При этом из подсчета страхового стажа истца пенсионным органом был исключен вышеуказанный период службы в армии по призыву. С решением ответчика истец не согласен, считает, что указанный спорный период неправомерно не включен в страховой стаж, его включение в стаж предусматривалось действующим на тот момент Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем полагает, что отказом пенсионного органа нарушены его законные права и интересы.
Истец Сергеев О.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, правом на ведение дела в суде воспользовалась через представителя.
Представитель истца Сергеева О.В. – Сапожникова Я.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии Еноцова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных Сергеевым О.В. требований просила отказать по доводам, изложенным в самом решении управления от ДД.ММ.ГГГГ, а также письменном отзыве, представленном суду.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
В порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев требования истца, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
В силу положений ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Как следует из материалов дела, истец Сергеев О.В. 08 августа 2020 года обратился к ответчику с письменным заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»).
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от 25 августа 2020 года №1970 Сергееву О.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»), ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа (42 года для мужчин в возрасте 60 лет), поскольку фактическая продолжительность страхового стажа истца по подсчетам ответчика составила 38 лет 4 месяца 14 дней.
При этом пенсионным фондом были определены периоды, не подлежащие включению в страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе период службы в армии по призыву с 24 октября 1978 года по 25 ноября 1980 года.
Как следует из материалов дела, в частности выписки из лицевого счета застрахованного лица и копии военного билета серии НП №6878929, в период с 24 октября 1978 года по 25 ноября 1978 года Сергеев О.В. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР (в просительной части иска истец указывает период с 23.10.1978 по 09.12.1980).
Разрешая исковые требования истца Сергеева О.В. в части включения вышеуказанного периода в подсчет его общего страхового стажа, суд исходит из следующего.
В силу положений, закрепленных в ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Как предусмотрено ч. 1 ст. 12 этого же Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона, засчитываются в том числе следующие периоды: прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в ст. 13 вышеназванного Федерального закона, ч. 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости на льготных основаниях.
Таким образом, включение в страховой стаж для определения права на страховую пенсию названных лиц иных периодов, в том числе периодов прохождения военной и иной приравненной к ней службы (п. 1 ч. 1 ст. 12) действующим законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрена возможность применения при исчислении страхового стажа правил его подсчета, действовавших в период выполнения соответствующей работы или деятельности (ч. 8 ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ), в связи с чем исковые требования Сергеева О.В. в указанной части, а также вытекающие из них требования о перерасчете страхового стажа с учетом указанного периода, удовлетворению не подлежат.
При этом суд обращает внимание на то, что согласно представленным стороной ответчика данным о стаже период службы истца в армии по призыву учтен пенсионным органом при определении общей продолжительности страхового стажа при назначении пенсии на общих основаниях, то есть в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Поскольку у истца Сергеева О.В. отсутствует требуемый страховой стаж, продолжительностью 42 года (для мужчин в возрасте 60 лет), оснований для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»), а, следовательно, у пенсионного органа отсутствовали основания и для назначения истцу страховой пенсии по старости, в связи с чем требования истца Сергеева О.В. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ также удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 320 – 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Сергеева О.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности по включению в подсчет его общего страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перерасчету страхового стажа с учетом периода службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 04 мая 2021 года.
Судья С.Н. Тигина