Дело № 2-1776/2023
44RS0028-01-2023-001761-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Юрченко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района, действующего в интересах Дмитриева В.В., к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района, действующий в интересах Дмитриева В.В., обратился в суд с иском к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Костромского района по поручению прокуратуры Костромской области и обращению Дмитриевой В.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения п. Апраксино Костромского района согласно постановлению администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области. В феврале 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Костромской области проведен отбор проб питьевой воды. По результатам лабораторных испытаний 07 марта 2023 года выявлен факт несоответствия качества подаваемой холодной воды по мутности (6,76 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ) и железу (1,44 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3). Данные факты установлены по результатам лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных с участием аккредитованной организации. По указанным нарушениям Управлением Роспотребнадзора по Костромской области 13 марта 2023 года выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Несмотря на имеющие место факты подачи некачественной питьевой воды, будучи осведомленным о предоставлении услуги ненадлежащего качества, МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области продолжает обеспечивать Дмитриева В.В. водой, не отвечающей гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, при этом самоустраняясь от добровольного выполнения своей обязанности по перерасчету за коммунальные услуги. Дмитриев В.В. является инвалидом 2 группы в связи с наличием заболевания и отсутствия юридического образования, в связи с чем не может самостоятельно защищать свои права. На основании изложенного, руководствуясь ст.1, ч.3 ст.35 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Костромского района в интересах Дмитриева В.В. просит возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области обязанность произвести перерасчет платы истца Дмитриева В.В. за услуги холодного водоснабжения за период с 07 марта 2023 года до устранения недостатков качества питьевой воды.
В процессе рассмотрения дела прокурор Костромского района, действующий в интересах Дмитриева В.В., уточнил заявленные требования, просил возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района обязанность произвести перерасчет платы Дмитриеву В.В. за услугу холодного водоснабжения за период с 28 ноября 2023 года до устранения недостатков качества питьевой воды. В обоснование требований указал, что при рассмотрении дела установлено, что ресурсоснабжающаей организацией произведен перерасчет платы за услуги водоснабжения с истца Дмитриева В.В. за период с 03.07.2023 г. по 27.11.2023 г.
Представитель истца помощник прокурора Костромского района Матасова М.С. в судебном заседании заявленные уточнила исковые требования, просила возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района обязанность произвести перерасчет платы истца Дмитриева В.В. за услугу холодного водоснабжения за период с 19 декабря 2023 года до устранения недостатков качества питьевой воды. Пояснила, что до настоящего времени услуга по водоснабжению в квартире Дмитриева В.В. оказывается некачественно, что подтверждается лабораторными испытаниями проб воды.
Истец Дмитриев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него принята телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области Федоров Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Костромского района в интересах Дмитриева В.В. признал. Он пояснил, что предприятие в добровольном порядке направило в АО «ЕИРКЦ» письмо об освобождении от оплаты услуги водоснабжения в квартире истца с 07 марта по 18 декабря 2023 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 введены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми утверждены требования к качеству и безопасности воды.
В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3685-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу требованиям таблиц 3.1, 3.14 к СанПиН 2.1.3685-21 содержание железа в воде питьевой централизованного водоснабжения должно быть не более 0,3 мг/дм3, мутность - не более 2,6 ЕМФ.
Исходя из требований п.150 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Установленные законоположения отвечают требованиям норм жилищного законодательства.
На основании п. 9.1., п. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Дмитриев В.В., ДДММГГГГ года рождения, с ДДММГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес).
В данном населенном пункте водоснабжение централизованное по схеме водоснабжения: скважины - водонапорная башня - разводящая сеть. Водоснабжение жилых домов по ул. Молодежная пос. Апраксино осуществляется с водоразборного участка, предоставленного скважинами № 5424, № 5425, № 4467. Указанная информация подкрепляется письмом МУП «Коммунсервис» Костромского района от 22.08.2023 года.
В соответствии с Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения п. Апраксино Костромского района, является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области.
Таким образом, в условиях использования централизованной системы холодного водоснабжения на МУП «Коммунсервис» Костромского района вышеприведенными правовыми нормами возложена обязанность по подаче абонентам питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Судом также установлено, что 24 апреля 2023 года в связи с предоставлением услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества Дмитриев В.В. обратился к прокурору Костромского района с просьбой о защите её нарушенных прав в судебном порядке о перерасчете платы за водоснабжение по адресу её проживания: (адрес).
В рамках проведенной проверки прокуратурой Костромского района факт предоставления некачественной услуги водоснабжения нашел свое подтверждение.
Так, по результатам отбора 07.03.2023 пробы воды в квартире Хоревой Л.С. (квартира № 117) и проведенных лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано Экспертное заключение № 110-К от 09 марта 2023 года, согласно которому, вода из крана на кухне не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторы среды обитания» по органолептическому анализу и санитарно-гигиеническим требованиям в связи с превышением по мутности и содержанию железа.
В связи с данным обстоятельством в адрес МУП 13 марта 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Костромской области было вынесено предостережение № 37 о недопустимости нарушения обязательных требований качества питьевой воды в пос. Апраксино Костромского района.
Поскольку дальнейших действий по перерасчету платы ответчиком не производилось, прокуратурой по Костромскому району вновь были инициированы лабораторные испытания с водоразборного участка, предоставленного скважиной № 5424. 03 августа 2023 года осуществлен отбор проб, в результате исследования которых установлен факт несоответствия питьевой воды по органолептическому анализу и санитарно-гигиеническим исследованиям, а именно: по мутности (по формазину), а также по превышению содержания марганца и железа.
О несоответствии питьевой воды нормативным требованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано экспертное заключение № 919-К от 07 сентября 2023 года.
Факт предоставления некачественной услуги по водоснабжению является основанием для перерасчета платы абоненту, однако в добровольном порядке обязательство по перерасчету ответчиком выполнено не было, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Из сообщения АО «ЕИРКЦ» следует, что по указанному обращению ответчика был произведен перерасчет платы за услугу ненадлежащего качества в период с 07.03.2023 по 30.11.2023 г.
Как пояснил суду в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, получив копию искового заявления, МУП «Коммунсервис» Костромского района предприняло меры к добровольному исполнению требований и направило в адрес АО «ЕИРКЦ» письмо о полном снятии платы за услугу ХВС за период с 07.03.2023 по 18.12.2023 г. в связи некачественным предоставлением услуги потребителю по адресу проживания Дмитриева В.В.
Как следует из представленных в дело доказательств, ответчик принял во внимание факт некачественного оказания услуги и в добровольном порядке в ходе судебного разбирательства направил в адрес АО «ЕИРКЦ» информацию о полном снятии оплаты за услугу ХВС в квартире Дмитриева В.В. в период с 07.03.2023 по 18.12.2023 г.
Таким образом, ответчиком признано несоответствие качества установленным нормативам и требованиям питьевой воды в квартире истца в период с 07 марта 2023 года по настоящее время, в связи с чем в добровольном порядке исполнены требования прокурора о перерасчете платы в период с 07 марта по 18 декабря 2023 года, то есть по день вынесения решения.
Исковые требования прокурора включают в себя обязательство ответчика не по день принятия судом решения, а до устранения недостатков качества питьевой воды. При этом, как установлено судом, исполнение части требований прокурора связано с фактом судебного разбирательства по настоящему делу, притом что иск обоснован наличием угрозы дальнейшего нарушения прав потребителя услуги.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно не только путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, но и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в будущем.
Такой же способ защиты жилищных прав предусмотрен пунктом 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом предусмотренного ст. 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На день принятия судом решения ответчиком не было представлено доказательств полного освобождения истца от оплаты услуги ненадлежащего качества до устранения недостатков, равно как и не представлено доказательств устранения недостатков качества поставляемой в квартиру Дмитриева В.В.. питьевой воды на день принятия судом решения. Сам факт оказания некачественной услуги ответчиком признан.
Указанное свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу водоснабжение за период с 19 декабря 2023 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах Дмитриева В.В., удовлетворить.
Обязать МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу холодного водоснабжения по адресу: (адрес) за период с 19 декабря 2023 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья М.Ю. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2023 года