Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-171/2022 ~ М-122/2022 от 21.03.2022

Дело № 2-2-171/2022

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

5 мая 2022 года                                                                                                             с. Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Сверчковой И.М.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Частинского района Ребриной Ю.Р.,

рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с. Частые Большесосновского районного суда Пермского края в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Частинского района в защиту неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Славное» о возложении обязанности устранить требования законодательства при обращении с отходами животноводства,

установил:

прокурор Частинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой Частинского района на основании поручения прокуратуры Пермского края проверки соблюдения требований законодательства при обращении с отходами животноводства в деятельности СПК «Славное» установлено, что СПК «Славное» осуществляет сельскохозяйственную деятельность на животноводческом комплексе, расположенном в <адрес>, основным видом деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ является смешанное сельское хозяйство, дополнительным видом деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота, разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов. Из анализа Отчета о движении скота и птицы на ферме следует, что на территории животноводческого комплекса содержится более 500 голов крупного рогатого скота, проектная мощность сельскохозяйственного предприятия составляет 1000 голов, в связи с чем СПК «Славное» является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II категории, для данного объекта установлены требования по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. При визуальном осмотре территории животноводческого комплекса установлено, что в процессе деятельности образуются отходы животноводства, которые относятся к различным классам опасности: к 1 классу опасности относятся сельскохозяйственные животные, мертворожденные плоды; к 4 классу опасности - навоз крупного рогатого скота свежий; к 5 классу опасности - навоз крупного рогатого скота перепревший. В связи с этим СПК «Славное» также обязано соблюдать требования законодательства об отходах животноводства. Кроме того, на территории животноводческого комплекса СПК «Славное» навоз хранится вне специально отведенных мест хранения, непосредственно на почвенном слое, без твердого основания, таким же образом установлен факт хранения опила, отходов из пластика и др.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что СПК «Славное» в нарушение действующего законодательства

- не произведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не установлены, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу отсутствует;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится;

- животноводческий комплекс СПК «Славное» не поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, СПК «Славное» обязанность по направлению заявки о постановке на государственный учет не исполнена, в связи с чем животноводческий комплекс вышел из-под ведения контрольно-надзорных органов;

- СПК «Славное», имеющий в пользовании объекты размещения отходов, на которых происходит складирование навоза крупного рогатого скота, инвентаризация объектов размещения отходов не проведена;

- на объекты размещения отходов (места для хранения навоза крупного рогатого скота) не составлена характеристика объектов по установленной форме, экземпляр характеристики в уведомительном порядке не направлен территориальный орган Росприроднадзора по Пермскому краю;

- не произведен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса, в ходе проверки подтверждающих документов по запросу прокурора района не представлено;

- СПК «Славное» результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса в <адрес> в виде отчетов в свободной форме не оформлены, в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 15 января года не направлены;

- на территории СПК «Славное» в <адрес> допущено хранение навоза вне специально отведенных мест, на почвенном плодородном слое, на территории комплекса установлено наличие неорганизованных свалок вышедшего из строя инвентаря (металлические бочки и др.), старого железа, строительного мусора (полиэтиленовые мешки, бывшая в употреблении электрическая проводка, пластиковые трубы, мешки из-под цемента, доски, опил).

По результатам проверки председателю СПК «Славное» внесено представление ДД.ММ.ГГГГ которое рассмотрено, признано обоснованным. Вместе с тем до настоящего времени нарушения в полной мере не устранены, а именно: не проведена инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы, в связи с чем невозможно определить наличие негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае оказания негативного воздействия на нее в настоящее время производственным кооперативом не исполнена. Кроме того, паспорта на все образуемые отходы не составлены, инвентаризация объектов размещения отходов в полной мере не проведена. Складирование свежего навоза на необорудованных площадках может привести к загрязнению почвы, выращиваемых сельскохозяйственных культур, причиняет вред окружающей природной среде.

Просит обязать СПК «Славное» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

при выявлении по результатам инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, произвести их постановку на государственный учет в уполномоченном органе;

разработать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории осуществления деятельности по разведению крупного рогатого скота и в пределах воздействия на окружающую среду;

оформить результаты мониторинга загрязнения окружающей среды в виде отчетов, которые в уведомительном порядке направить в территориальный орган Росприроднадзора;

провести инвентаризацию объектов размещения отходов, составить характеристики объектов размещения отходов, осуществить хранение одного экземпляра характеристик у юридического лица, направить вторые экземпляры характеристик на объекты размещения отходов в территориальный орган Росприроднадзора;

составить паспорта на образующиеся отходы (навоз) по установленной типовой форме;

организовать хранение образующегося навоза в специально отведенных местах, имеющих твердые скосы и твердое основание;

на территории осуществления деятельности ликвидировать неорганизованные свалки вышедшего из строя инвентаря, металлических бочек, старого железа, строительного мусора, полиэтиленовых мешков, бывшей в употреблении электрической проводки, опила.

Представитель истца Ребрина Ю.Р. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях.

Ответчик СПК «Славное», извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении дела не представлено.

    На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Исследовав материалы дела, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно ст. 4.2 указанного Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду относятся к объектам II категории. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 16 названного Федерального закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (ч. 1).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление № 2398) осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности в т.ч. по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более) является критерием отнесения такого объекта к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II категории.

Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Пункт 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ и настоящим федеральным законом.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» навоз крупного рогатого скота свежий относится к 4 классу опасности.

В соответствии с п. 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 (далее – Правила) инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 6 Правил по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее Порядок № 1030).

Согласно п. 3 Порядка № 1030 мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).

Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Пунктом 4 Порядка № 1030 установлено, что результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, законодательно определены требования к хранению навоза, вышедшего из строя инвентаря и т.д.

Согласно п. 2.2 «Ветеринарно-санитарных правил по организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Минсельхозом РФ 14 марта 2001 года № 13-5-02/0043, на территории ферм и хозяйственных дворов, других объектов хранение навоза должно производиться в специально отведенных местах. Нельзя допускать неорганизованных свалок вышедшего из строя инвентаря, старого железа, строительного мусора и других предметов, загромождающих и засоряющих территорию двора. Не должно существовать ненужных ям, канав и т.п. Необходимо периодически выкашивать сорную траву как на территории двора (фермы), так и вокруг него (нее) полосой по ширине не менее 2 м.

На основании п. 3 «ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию» жидкий навоз хранят в специальных навозохранилищах. Навозохранилища, предусмотренные для хранения неразделенного на фракции навоза, должны быть оборудованы устройствами для его перемешивания. Скосы и днища навозохранилищ должны иметь твердое покрытие. Закрытые навозохранилища должны иметь люки и приточно-вытяжную вентиляцию.

В соответствии с пп. 13.2, 13.3 РД-АПК 1.10.15.02-17 «Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» хранение навоза и помета следует осуществлять в прифермских или полевых хранилищах секционного типа. В целях совмещения процессов карантинирования и хранения навоза и помета количество секций хранилищ должно быть не менее трех. Для хранения подстилочного навоза и помета, твердой фракции жидкого навоза и бесподстилочного помета на прифермской территории следует предусматривать незаглубленные водонепроницаемые площадки, окаймленные канавами, или хранилища секционного типа глубиной до 2 м.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Частинского района на основании поручения прокуратуры Пермского края, анализа состояния законности проведена проверка соблюдения требований законодательства при обращении с отходами животноводства в деятельности СПК «Славное», в ходе которой установлено, что СПК «Славное» зарегистрировано по адресу <адрес>, фактически осуществляет сельскохозяйственную деятельность на животноводческом комплексе, расположенном в <адрес> (л.д. 13).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива является смешанное сельское хозяйство, дополнительным видом деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота, разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов (л.д. 54-58).

Из анализа Отчета о движении скота и птицы на ферме следует, что на территории животноводческого комплекса в настоящее время содержится более 500 голов крупного рогатого скота (на 31.06.2021 г. всего 517 голов – коровы, нетели, телки, бычки).

Проектная мощность сельскохозяйственного предприятия составляет 1000 голов.

Таким образом, имеющий проектную мощность более 400 мест животноводческий комплекс СПК «Славное», осуществляющий деятельность по разведению крупного рогатого скота, подпадает под критерии объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II категории, для данного объекта установлены требования по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, при визуальном осмотре территории животноводческого комплекса в ходе выездной проверки установлено, что в процессе указанной деятельности образуются отходы животноводства, в том числе биологические отходы, которые относятся к различным классам опасности. В связи с этим СПК «Славное» обязано соблюдать требования законодательства об отходах животноводства.

На территории животноводческого комплекса СПК «Славное» навоз хранится вне специально отведенных мест хранения, непосредственно на почвенном слое, без твердого основания, таким же образом установлен факт хранения опила, отходов из пластика и др. (л.д. 31-53).

Таким образом, в ходе проверки установлено, что СПК «Славное» не произведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не установлены, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу отсутствует. Сельскохозяйственным предприятием СПК «Славное» при наличии законодательно установленной обязанности плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится. Кроме того, СПК «Славное» не поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по направлению заявки о постановке на государственный учет не исполнена, в связи с чем, животноводческий комплекс вышел из-под ведения контрольно-надзорных органов. С СПК «Славное», имеющим в пользовании объекты размещения отходов, на которых происходит складирование навоза крупного рогатого скота, инвентаризация объектов размещения отходов не проведена. На объекты размещения отходов (места для хранения навоза крупного рогатого скота) не составлена характеристика объектов по установленной форме, экземпляр характеристики в уведомительном порядке не направлен территориальный орган Росприроднадзора по Пермскому краю. СПК «Славное» не произведен мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса, в ходе проверки подтверждающих документов по запросу прокурора района не представлено. СПК «Славное» результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории животноводческого комплекса в <адрес> в виде отчетов в свободной форме не оформлены, в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 15 января года не направлены. На территории СПК «Славное» в <адрес> допущено хранение навоза вне специально отведенных мест, на почвенном плодородном слое, на территории комплекса установлено наличие неорганизованных свалок вышедшего из строя инвентаря (металлические бочки и др.), старого железа, строительного мусора (полиэтиленовые мешки, бывшая в употреблении электрическая проводка, пластиковые трубы, мешки из-под цемента, доски, опил).

По результатам проверки председателю СПК «Славное» прокурором внесено представление ДД.ММ.ГГГГ, которое рассмотрено, признано обоснованным. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения в полной мере не устранены, а именно не проведена инвентаризация выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы, в связи с чем, невозможно в настоящее время определить наличие негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае оказания негативного воздействия на нее в настоящее время производственным кооперативом не исполнена. Кроме того, паспорта на все образуемые отходы (в т.ч. навоз крупного рогатого скота) в настоящее время не составлены, инвентаризация объектов размещения отходов в полной мере не проведена в нарушение действующего законодательства (л.д. 14-17).

Кроме того, складирование свежего навоза на необорудованных площадках может привести к загрязнению почвы, выращиваемых сельскохозяйственных культур, причиняет вред окружающей природной среде.

    Таким образом, указанные нарушения влекут за собой нарушение правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающих сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в связи с чем суд полагает, что заявленные требования прокурора, поданные в защиту неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на сельскохозяйственный производственный кооператив «Славное» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

- при выявлении по результатам инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, произвести их постановку на государственный учет в уполномоченном органе;

- разработать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории осуществления деятельности по разведению крупного рогатого скота и в пределах воздействия на окружающую среду;

- оформить результаты мониторинга загрязнения окружающей среды в виде отчетов, которые в уведомительном порядке направить в территориальный орган Росприроднадзора;

- провести инвентаризацию объектов размещения отходов, составить характеристики объектов размещения отходов, осуществить хранение одного экземпляра характеристик у юридического лица, направить вторые экземпляры характеристик на объекты размещения отходов в территориальный орган Росприроднадзора;

- составить паспорта на образующиеся отходы (навоз) по установленной типовой форме;

- организовать хранение образующегося навоза в специально отведенных местах, имеющих твердые скосы и твердое основание;

- на территории осуществления деятельности ликвидировать неорганизованные свалки вышедшего из строя инвентаря, металлических бочек, старого железа, строительного мусора, полиэтиленовых мешков, бывшей в употреблении электрической проводки, опила.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с. Частые) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2022 года.

Судья                                                   Л.Н. Никулина

2-171/2022 ~ М-122/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОКУРОР ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчики
СПК "СЛАВНОЕ"
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Никулина Людмила Николаевна
Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2022Передача материалов судье
23.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Дело оформлено
14.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее