УИД 59RS0017-01-2022-000340-97
Дело № 12-895/2022
Р Е Ш Е Н И Е
10 июня 2022 года г.Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Якутова М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лялюшкиной Н.А. на постановление № 05-01/07-22 от 21.02.2022 начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю» (далее - ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, Учреждение), №, юридический адрес: Пермский край, г.Губаха, п. 10-й км.
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Груздева В.В. № 05-01/07-22 от 21.02.2022 ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, а именно: при организации и производстве работ по рубке лесных насаждений в выделе 7 квартала 144 Губахинского (Широковское) участкового лесничества Кизеловского лесничества ГКУ «Управление лесничества Пермского края» деревья породы «ель» для заготовки были задекларированы в объеме 148 м3, фактически вырублены в объеме 331,8 м3, таким образом, деревья породы ель в объеме 183,8 м3 срублены незаконно, деревья породы «пихта» для заготовки не декларировались, фактически срублено незаконно 14,02 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в размере 2 576 281 рублей.
Защитник ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Лялюшкина Н.А. обжаловала указанное постановление в суд, указывая, что у ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на лесные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование на основании приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края №30-01-02-414 от 03.08.2020, имеются таксационные описания, составленные ООО «ГеоСтату» в 2016 году. Отвод делян производился собственными силами на основании таксации лесов, на что был государственный контракт №166 от 25.07.2016 с «ГеоСтатус» на выполнение услуг по таксации лесов и разработку Проекта освоения лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование для федеральных государственных нужд. Рубка лесных насаждений осуществлялась ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на основании лесных деклараций, поданных в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Для определения качественных и количественных характеристик лесных насаждений, отводимых в рубку на лесосеках площадью более 3,0 Га ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю использовало ленточный перечет, согласно Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016. ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не имело умысла к совершению правонарушения, со стороны Учреждения были предприняты все возможные меры по соблюдению законодательства и недопущению нарушений.
А так же ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю является некоммерческой организацией и получателем бюджетных средств, на 01.03.2022 в Учреждении имеется кредиторская задолженность в сумме 23 602 781,38 рублей. Взыскание штрафа в размере 200 000 рублей значительно ухудшит имущественное и финансовое положение Учреждения. Просит суд с учетом смягчающих обстоятельств: признания вины, отсутствие причинения вреда жизни и здоровью людей, с учетом тяжелого материального положения ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю назначить наказание ниже низшего и ограничиться предупреждением.
Защитник ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Гиниятова В.В. при рассмотрении жалобы на доводах и основаниях, изложенных в жалобе, настаивала в полном объеме.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не прибыл, согласно представленного отзыва просит оставить оспариваемое постановление без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
В соответствии с ч. 1ст. 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Агентства по природопользованию Пермского края от 18.11.2009 № СЭД-48-01-02-594 (Приказ Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14.02.2020 № СЭД-30-01-02-167, приказ Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края от 03.08.2020 № СЭД-30-01-02-414 о внесении изменений) ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, предоставлен на постоянное (бессрочное) пользование лесной участок на площади 30993,9 Га для заготовки древесины на территории Кизеловского лесничества.
В период с 15.11.2020 по 14.11.2021 на основании лесной декларации от 11.11.2020 вх.№ 0711/2 ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, осуществляло заготовку древесины способом сплошной рубки, делянке 1 в выделе 7 квартала 144 Губахинского (Широковское) участкового лесничества Кизеловского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», Учреждением для заготовки задекларирована древесина общим объемом 740 м3, а именно деревья породы «ель» - 148 м3, «осина» - 370 м3, «береза – 148 м3 и «ива» в объеме 74 м3. Вместе с тем, при осмотре 28.06.2021 лесосеки установлено, что деревья породы «ель» фактически вырублены в объеме 331,8 м3, таким образом, деревья породы ель в объеме 183,8 м3 срублены незаконно, деревья породы «пихта» для заготовки не декларировались, фактически срублено незаконно 14,02 м3,
Административный орган правомерно исходил из того, что факт незаконной вырубки ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю деревьев зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.
Действия ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по ч. 1 ст.8.28 КоАП РФ квалифицированы верно.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований, установленных действующим законодательством к заготовке древесины, в материалах дела не содержатся.
Постановление о привлечении ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не допущено.
При этом суд отмечает, что, совершив предусмотренное частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение, Учреждение допустило причинение вреда и угрозу причинения вреда объектам растительного мира, окружающей среде, что в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает назначение наказания в виде предупреждения. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом также не установлено.
Вместе с тем, суд находит постановление должностного лица подлежащим изменению в части размера, назначенного юридическому лицу административного наказания.
На основании ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая положения ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа по данному делу не может быть менее 100 000 рублей.
В целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, принимая во внимание характер административного правонарушения, то обстоятельство, что сумма штрафа, предусмотренная статьей, является значительной для бюджетного учреждения, также учитывая материальное положение юридического лица, судья приходит к выводу о возможности снижения назначенного ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю административного наказания в виде административного штрафа с соблюдением требований ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 05-01/07-22 от 21.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 13 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю» изменить, снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 05-01/07-22 от 21.02.2022 оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ ИК-13 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Лялюшкиной Н.А. - без удовлетворения.
Судья М.Р. Якутова