№ 2-2150/2023
56RS0009-01-2023-001762-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,
при секретаре Урясовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному автономному учреждению «Гимназия <Номер обезличен>», Управлению образования администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности,
Установил:
Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд с иском к МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>», Управлению образования администрации г. Оренбурга о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической безопасности, в обоснование указав, что в июне 2022 года прокуратурой района проводилась проверка соблюдения МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>», расположенного по адресу: <...> законодательства об антитеррористической защищенности. В ходе проверки выявлялись следующие нарушения: охрана учреждения и его территории осуществляется штатными вахтерами и сторожами. Представление об устранении выявленных нарушений ответчиком не исполнено.
После неоднократного уточнения исковых требований, истец окончательно просил суд обязать Управление образования администрации г. Оренбурга спланировать бюджетные ассигнования путем направления в финансовое управление администрации г. Оренбурга плана бюджетных ассигнований на 2024 год в срок до 05.11.2023, в целях устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» посредством осуществления следующих мероприятий:
- обеспечить охрану МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать здания МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга довести бюджетные ассигнования бюджета г. Оренбурга до МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» в срок до 01.06.2024 на осуществление следующих мероприятий:
- обеспечить охрану МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать здания МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное образовательное автономное учреждение «Гимназия <Номер обезличен>» в срок до 31.12.2024 устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу: <...>,:
- обеспечить охрану МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Киреева Ю.П. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образования администрации г. Оренбурга Дегтярева Е.А., против иска возражала, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица - финансового управления администрации г.Оренбурга Степанова Е.С. оставила решение на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Дзержинского района города Оренбурга проведена проверка в деятельности МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>», в ходе которой выявлены нарушения в сфере антитеррористической защищенности.
Установлено, что объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом «д» пункта 24 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются мероприятия оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 25 названных Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями (подпункт «б»); по оснащению объекта (территории) стационарными или ручными металлоискателями (подпункт «д»).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что здание образовательного учреждения МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в нем, и свидетельствует о необходимости возложения на муниципальное образовательное учреждение обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
С учетом приведенных норм закона и нормативно-правовых актов суд приходит к выводу, что ответчик МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» должен устранить выявленные при проверке нарушения законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: - обеспечить охрану МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, исковые требования к данному ответчику суд полагает законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за средств федерального бюджета, федеральных государственных бюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2.37 Положения об управлении образования г. Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 <Номер обезличен>, Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 2.41 Положения предусмотрено, что 2.41. Управление образования г. Оренбурга разрабатывает проекты правовых актов Оренбургского городского Совета, Главы города Оренбурга, администрации города Оренбурга и документов по вопросам своей компетенции.
В силу пп. 2.48. 2.49. Положения Управление образования г. Оренбурга осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города Оренбурга и функции главного администратора доходов бюджета города Оренбурга.
В силу требований ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления администрации г. Оренбурга от 01.12.2015 № 3340-п «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Оренбурга и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» учредитель бюджетного учреждения при формировании муниципального задания включает расходы на содержание объектов недвижимости, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом учредителем МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» является муниципальное образование «г. Оренбург».
Функции и полномочия Учредителя данного учреждения осуществляет администрация г. Оренбурга в лице управления образования администрации г. Оренбурга.
МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>», в свою очередь, является бюджетной организацией, расходы которой осуществляются из бюджетных средств г. Оренбурга, в пределах доверенных учредителем лимитов.
Управление образования администрации г. Оренбурга, как лицо, осуществляющее функции учредителя МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>», распорядитель бюджетных денежных средств, несет обязанность при формировании муниципального задания предусматривать расходы на содержание здания детского сада, в том числе за приведение здания детского сада в соответствие с требованиями норм антитеррористическая защищенности, то есть отвечает за обеспечение финансирования указанных выше мероприятий.
Поскольку МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению вышеуказанных нарушений, то в соответствии в вышеприведенными нормами законодательства, обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Управлением образования администрации г. Оренбурга, в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на Управление образования администрации г. Оренбурга обязанности в срок до 05.11.2023 запланировать бюджетные ассигнования путем направления в финансовое управление администрации г. Оренбурга плана бюджетных ассигнований на 2024 год в целях устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» и довести бюджетные ассигнования бюджета г. Оренбурга до МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>»в срок до 01.06.2024 на осуществление следующих мероприятий: - обеспечение охраны МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование здания МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, исковые требования прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации г. Оренбурга в срок до 05.11.2023 запланировать бюджетные ассигнования путем направления в финансовое управление администрации г. Оренбурга плана бюджетных ассигнований на 2024 год в целях устранения нарушений требований антитеррористической безопасности в МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» и довести бюджетные ассигнования бюджета г. Оренбурга до МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» в срок до 01.06.2024 на осуществление следующих мероприятий:
- обеспечение охраны МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование здания МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать Муниципальное образовательное автономное учреждение «Гимназия <Номер обезличен>» в срок до 31.12.2024 устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности здания по адресу: <...>,:
- обеспечить охрану МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудовать МОАУ «Гимназия <Номер обезличен>» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Федулаева
В окончательной форме решение принято 18 сентября 2023 года.