Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2022 года <адрес>
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,
с участием: прокурора Дерябина Е.М.,
представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Чеботкова К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев,
установил:
Прокурор Кочевского района Пермского края обратился в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Кочевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обращении с животными. В ходе проверки в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства при реализации отдельных государственных полномочий, связанных с отловом безнадзорных животных. Проверкой установлено, что администрация муниципального округа осуществляет мероприятия по отлову животных без владельцев в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Средства на мероприятия по отлову животных без владельцев, их учету, карантированию, умерщвлению, стерилизации, возврату и содержанию на территории Кочевского муниципального округа выделяются в виде субвенций из бюджета Пермского края. Общий объем бюджетных ассигнований администрации Кочевского муниципального округа Пермского края на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденный соответствующими приложениями к Закону Пермского края от 07.12.2020 №582-ПК «О бюджете Пермского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и Закону Пермского края от 10.12.2021 №15-ПК «О бюджете Пермского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в 2021 году составил 99,7 тыс. руб., в 2022 году – 194,6 тыс. руб. Субвенция предоставляется Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края в переделах объемов бюджетных ассигнований. В 2021 году администрацией округа на сайте единой информационной системы в сфере закупок объявлен лишь один аукцион в электронной форме «Отлов животных без владельцев, их учет, карантирование, умерщвление, стерилизация, возврат и содержание на территории Кочевского муниципального округа», в 2022 – 3 электронных аукциона, 2 из которых (в июне 2022) после вмешательства прокуратуры района. По окончании срока приема заявок по всем четырем закупочным процедурам не было подано ни одной заявки. В связи с чем, муниципальный контракт по настоящее время не заключен, что свидетельствует о неэффективности принимаемых действий. Данные проверки свидетельствуют о неполноте принимаемых администрацией округа мер по реализации полномочий в рассматриваемой сфере. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес главы муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с животными и законодательства при реализации отдельных государственных полномочий, их причин и условий, им способствующих. После рассмотрения данного представления по реализации государственных полномочий в сфере отлова домашних животных без владельцев не предпринято, ситуация вокруг рассматриваемого вопроса не изменилась, что нарушает права граждан на безопасность, в том числе граждан несовершеннолетних. По данным МО МВД России «Кочевский» за 2021 – истекший период 2022 на территории Кочевского муниципального округа зарегистрировано 41 сообщение о нападениях собак, об их агрессивном поведении, укусах и причинении иного имущественного вреда, в том числе в отношении 12 несовершеннолетних. Работа по привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций для участия в исполнении переданных полномочий администрацией муниципального округа не проводится. Непринятие мер по отлову животных без владельцев не отвечает требованиям обеспечения безопасности жизни, здоровья неопределенного круга лиц, создает угрозу повреждения и уничтожения их имущества, условия для неконтролируемого размножения животных без владельцев, свободного их выгула, а также может повлечь риски жестокого обращения с безнадзорными животными вследствие самостоятельного решения жителями возникших проблем, что может привести к социальной напряженности на территории округа.
В судебном заседании прокурор Дерябин Е.М. исковые тербования указал, пояснил, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения животными определены Законом Пермского края от 29.02.2016 г. № 612 – ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", пункту 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", не надлежащая работа органов местного самоуправления, должностных лиц приводит к неблагоприятным последствиям, создает предпосылки угрозы жизни, здоровью населения, в том числе несовершеннолетних.
Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности Чеботков К.Н. исковые требования не признал, пояснил, что проведение данной работы по обращению с безнадзорными животными является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Определенная работа проводится, населению разъясняется необходимость ответственного обращения с животными, конкурсные процедуры по заключению муниципального контракта на работу с безнадзорными животными проводились, заявки не поступили, выделенных денежных средств недостаточно.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Государственная ветеринарная инспекция Пермского края в судебное заседание представителя не направила. Представителем третьего лица по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рожковой П.И. направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия инспекции. Также по существу дела в ходатайстве отражено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев определены ч.1 ст. 18 Федерального закона №498-ФЗ, в соответствии с чем п.1 ст.3 Закона Пермского края от 29.02.2016 №612-ПК «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия по организации: отлова животных без владельцев, содержания в приютах для животных, возврата потерявшихся животных их владельцам и иные. Органам местного самоуправления городских округов, муниципальных округов предоставляются субвенции на осуществление указанных мероприятий в рамках отдельных государственных полномочий. В 2021 и 2022 годах для администрации Кочевского муниципального округа в бюджете Пермского края выделены субвенции, для осуществления отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в объеме 294300,00 рублей. Дополнительно сообщено, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Закона №-ПК органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, приходит к следующему.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ).
В соответствии частью 1 статьи 18 Федерального закона №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона №498-ФЗ Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Пермского края в области обращения с животными определены Законом Пермского края от 29.02.2016 № 612-ПК "О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Пермского края N 612-ПК).
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, включающими в себя следующие мероприятия: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, установленных федеральным законодательством; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных, за исключением вакцинации таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
Администрирование государственных полномочий включает выполнение органами местного самоуправления функциональных обязанностей по организации мероприятий при осуществлении отдельных государственных полномочий, а также сбору, обработке, анализу, подготовке и представлению в государственный уполномоченный орган документов и информации по реализации полномочий.
Таким образом, администрация Кочевского муниципального округа должна надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Пермского края, отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Кочевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обращении с животными.
В ходе проверки в деятельности администрации выявлены нарушения федерального законодательства при реализации отдельных государственных полномочий, связанных с отловом безнадзорных животных.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес главы муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с животными и законодательства при реализации отдельных государственных полномочий, их причин и условий, им способствующих.
Согласно ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ исходящий № с целью устранения выявленных нарушений проводится работа по отлову безнадзорных животных, их учету и регистрации, в 2022 году проведены 2 аукциона, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в закупке. По нападениям за 2021 и истекший 2022 годы в большинстве случаев нападения зафиксированы при хозяевах, с которыми проведена разъяснительная работа.
По информации МО МВД России «Кочевский» за 2021 годы и истекший период 2022 года поступило 41 сообщение о нападении собак на граждан (л.д. 9-11).
Доказательств принятия администрацией муниципального округа должных мер после рассмотрения представления прокурора суду не представлено, равно как и сведений о заключении муниципального контракта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Кочевского муниципального округа не исполняются переданные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Учитывая наличие на территории Кочевского муниципального округа безнадзорных животных, которые обитают в общественных местах, местах пребывания людей, невыполнение мероприятий, предусмотренных статьей 3 Закона Пермского края № 612-ПК, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения безнадзорных собак, а также распространение болезней, общих для человека и животных, что является недопустимым.
Собранные по делу письменные доказательства свидетельствуют о том, что ответчиком предпринимаются попытки исполнения мероприятий по обращению с животными без владельцев, однако должного результата указанная деятельность не приносит, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности принимаемых действий.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кочевского района Пермского края удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование «Кочевский муниципальный округ Пермского края» в лице администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края, ИНН 5981007902, ОГРН 1205900002989, в течение месяца, начиная с даты вступления решения в законную силу, организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с действующим законодательством, а именно:
- по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
- по содержанию животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным 6ез владельцев;
- по возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- по размещению в приютах для животных и содержанию в них животных без владельцев, которые не могут 6ыть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).
Судья И.В. Шерстюков