УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
22 марта 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шабловская Е.А., рассмотрев дело по жалобе ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» обратилось в Ноябрьский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В жалобе указывает на то, что утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение у общества имеются, они оформлены на АО «НОВАТЭК-Пур», правопреемником которого является ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», срок их действия по ДД.ММ.ГГГГ. После реорганизации изменений технологических процессов не произошло, предельные сроки для подачи заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлены. Нарушений действующего законодательства с его стороны не имеется, в связи с чем, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. При этом обществом направлено в адрес управления заявление от ДД.ММ.ГГГГ № о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, которое принято управлением ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ повторно направлен на рассмотрение проект нормативов после отказа в переоформлении. В настоящее время находится на рассмотрении. В постановлении по делу об административном правонарушении перечислен ряд нормативных документов, которые уже не действовали на момент проверки. Кроме того, контрольным (надзорным) органом допущено грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), указанное в пункте 6 части 2 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В судебное заседание представитель ООО «НОВАТЭК- ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» не явился, в проведении видеоконференцсвязи было отказано Новоуренгойским судом в назначенное время, в связи с чем судья рассматривает дело без участия Общества, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно. Оснований для отложения судебного разбирательства и проведения видеоконференцсвязи на другую дату не имеется, в связи, с чем в ходатайстве об отложения судья отказывает.
С учетом доводов жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, в том числе подлинник дела об административном правонарушении №, прихожу к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Как следует из постановления должностного лица Росприроднадзора ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НОВАТЭК- ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» было рассмотрено в городе Ноябрьске.
Следовательно, жалоба ООО «НОВАТЭК- ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» подведомственна Ноябрьскому городскому суду и подлежит рассмотрению по месту рассмотрения дела в городе Ноябрьске. Ходатайство должностного лица о передаче жалобы на рассмотрение Новоуренгойского городского суда удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до ДД.ММ.ГГГГ, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С ДД.ММ.ГГГГ и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Такой Порядок утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что он предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.
Согласно пунктам 10, 11 Правил нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - заявление) с указанием следующих сведений:
наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
б) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.
Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 15 Порядка).
Пунктом 18 указанного Порядка определено, что утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат переоформлению в случаях:
а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе: изменения наименования юридического лица; изменения организационно-правовой формы юридического лица; изменения места нахождения юридического лица; изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;
б) изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела следует, что на основании решения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», по результатам которой составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено, что ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» для осуществления хозяйственной деятельности эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду (далее – ОНВОС) – Установка комплексной подготовки газа – валанжин (УКПУГ-В), расположенный по адресу: <адрес>, код объекта №
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) Берегового нефтегазоконденсатного месторождения был разработан и утвержден приказом Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу № от ДД.ММ.ГГГГ для АО «НОВАТЭК-Пур» (ранее – АО «Геотрансгаз»), срок действия проекта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ завершена реорганизация АО «НОВАТЭК-Пур» путем его присоединения к ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», что подтверждается размещенной на официальном сайте ФНС в ИТКС «Интернет» выпиской из ЕГРЮЛ и листом записи ЕГРЮЛ. Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» следует, что общество является правопреемником АО «НОВАТЭК-Пур».
С момента реорганизации ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» осуществляло деятельность в области обращения с отходами на основании разрешительной документации (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение), ранее выданной АО «НОВАТЭК-Пур».
После реорганизации АО «НОВАТЭК-Пур» и до ДД.ММ.ГГГГ указанные документы на АО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» переоформлены не были, то есть фактически общество в проверяемый период осуществляло деятельность по обращению с отходами при эксплуатации объекта НВОС в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также без документа об утверждении указанных нормативов.
В связи с выявленными нарушениями старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 АО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» подвергнуто административному наказанию по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200000 рублей за эксплуатацию объекта НВОС без документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, журналом в области обращения с отходами, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили должностному лицу признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Действия Общества административным органом правомерно квалифицированы по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Грубого нарушения административным органом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), указанного в пункте 6 части 2 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вопреки доводам подателя жалобы, не допущено.
Указание административным органом в постановлении по делу об административном правонарушении нормативных документов, которые уже не действовали на момент проверки, не является существенным нарушением при наличии действующих нормативных документов, регулирующих возникшие правоотношения и содержащих аналогичные требования.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем судьей установлены основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 Постановления №).
Оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения и степень общественной опасности конкретного деяния, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств изменений технологических процессов, факт обращения общества на момент составления протокола по делу об административном правонарушении в Северо-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением о переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории (заявление от ДД.ММ.ГГГГ), то есть спустя непродолжительное время после завершения реорганизации, прихожу к выводу о том, что допущенное Обществом бездействие не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, и считаю возможным освободить его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное Обществом деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти суток со дня его получения (вручения).
Судья: ...
...