Судья: Маркова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-6448
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-944/2020)
14 июля 2020 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ефремовой Л.Н. и Ивановой Е.Н.,
при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Воробьевой М.Ю. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Воробьевой М.Ю.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной инстанции представителя ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) – Головановой О.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Воробьева М.Ю. обратилась в суд с иском о включении периода трудовой деятельности в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии к ответчику – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самаркой области (межрайонное) в обоснование своих требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец осуществляет работу, связанную с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, по основанию предусмотренному п.20 ч. 1, ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако в назначении пенсии истцу ответчиком отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В ее специальный стаж в календарном исчислении были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы) в должности медицинской сестры поликлиники Тольяттинской линейной больницы Средне-Волжского речного бассейна, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры стоматологического кабинета Линейной амбулатории станции Жигулевское море, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы и прочих отвлечений) в должности фельдшера предрейсового и послерейсового медицинского осмотра в медсанчасти №7 ПАО «Тольяттиазот». При этом ответчиком в специальный страховой стаж не были включены оспариваемые периоды работы истца, что является незаконным, поскольку в указанные периоды она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, находясь на одном и том же месте, выполняя одни и те же должностные обязанности, которые выполняет до настоящего времени. Работа проходила в одном предприятии, на одном и том же рабочем месте, менялось только наименование учреждения.
На основании изложенного истец просила суд: 1) признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; 2) обязать ответчика включить в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в автотранспортном управлении ОАО «Тольяттиазот»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в ООО «ТоАЗ-Транс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера предрейсового и послерейсового медицинского осмотра в автотранспортном цехе ПАО «Тольяттиазот»; 3) обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Воробьева М.Ю. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Воробьевой М.Ю. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, назначается, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно действовавшему до 1 января 2009 года пункту 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и значения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В действующей на настоящий момент редакции закона аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года №781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном в Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения».
В силу требований ст. ст. 81 и 83 Закона РФ от 20 октября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в стаж дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений лечебная и иная работа, в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066.
При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет, (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к учреждениям здравоохранения относятся: 1) лечебно-профилактические учреждения; 2) учреждения здравоохранения особого типа: 3) учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 4) аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые, в свою очередь, подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при том учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2006 года №84-0 и от 29 января 2009 года №67-0-0).
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ следует, что в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение. Осуществляемая коммерческими организациями, в том числе, обществами с ограниченной ответственностью, деятельность в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим, выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут быть компенсированы наличием лицензии на осуществление медицинской деятельности у названных коммерческих организаций.
Таким образом, по смыслу закона, ни ранее действующим законодательством, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 не предусмотрено право на установлении пенсии на льготных условиях лицам, работающим в обществах с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществах и публичных акционерных обществах.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Воробьева М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность фельдшера в автотранспортное управление ОАО «Тольяттиазот», с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята на должность фельдшера в ООО «ТоАЗ-Транс», ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята на должность фельдшера предрейсового и послерейсового медосмотра в автотранспортный цех ОАО «Тольяттиазот», ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера предрейсового и послерейсового медосмотра в медсанчасть №7 ОАО «Тольяттиазот» (реорганизовано в ПАО «Тольяттиазот»), что подтверждается трудовой книжкой, справкой, уточняющей занятость, от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции также установлено, что в системе государственного пенсионного страхования Воробьева М.Ю. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Воробьева М.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ №№ Воробьевой М.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа не менее 30 лет, при этом пенсионный орган установил, что специальный страховой стаж истца с учетом включенных пенсионным органом периодов ее лечебной деятельности составил 25 лет 11 месяцев 17 дней.
В специальный страховой стаж истца пенсионный орган не засчитал периоды ее работы в коммерческих организациях: - в должности фельдшера в автотранспортном управлении ОАО «Тольяттиазот», в должности фельдшера в ООО «ТоАЗ-Транс», в должности фельдшера предрейсового и послерейсового медицинского осмотра в автотранспортном цехе ПАО «Тольяттиазот», так как наименование организаций не предусмотрено соответствующими списками, кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета указанные периоды отражены с общими условиями труда, справки, уточняющие льготный характер работы, не предоставлены.
Документы, выданные в установленном порядке работодателями Воробьевой М.Ю., подтверждающие, что она в спорные периоды, работая в должности фельдшера в ОАО «Тольяттиазот», ООО «ТоАЗ-Транс», ПАО «Тольяттиазот» право на включение указанных периодов работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости не подтверждают.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что в периоды трудовой деятельности истца, которые она просит включить в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, истец работала в коммерческих организациях, работа в которых, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства и законодательства действовавшего в указанные периоды не подлежит включению в указанный стаж.
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время истец не имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого 30-летнего специального стажа работы.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционной жалобы о тождественности функций исполняемых истцом как в периоды засчитанные ей в специальный стаж, так и в периоды не засчитанные в этот стаж, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, так как для разрешения настоящего спора правовое значение имеет правовой статус организации в которой истец осуществляла трудовую деятельность, а в силу вышеприведенных норм закона работа в коммерческих организациях, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ) не включается в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Все остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 14 февраля 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Воробьевой М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -