Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-131/2022 ~ М-86/2022 от 09.03.2022

Дело № 2-131/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сафакулево 6 мая 2022 года

Сафакулевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Манаковой С.М.,

при секретаре Султановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сафакулевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа», Администрации Сафакулевского района Курганской области, МКУ «Отдел образования администрации Сафакулевского района» о проведении специальной оценки условий труда,

установил:

Прокурор Сафакулевского района Курганской области обратился в Сафакулевский районный суд Курганской области с иском к МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МКОУ «Яланская СОШ») Администрации Сафакулевского района Курганской области, МКУ «Отдел образования администрации Сафакулевского района» о проведении специальной оценки условий труда. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности МКОУ «Яланская СОШ». Проверка установила, что в отношении 31 рабочего места МКОУ «Яланская СОШ», не проводилась оценка условий труда. Учредителем МКОУ «Яланская СОШ» является Администрация Сафакулевского района. Полномочия учредителя осуществляет МКУ «Отдел образования Администрации Сафакулевского района». МКОУ «Яланская СОШ» является казенным учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств учредителя, через централизованную бухгалтерию МКУ «Отдел образования Администрации Сафакулевского района». МКОУ «Яланская СОШ» финансируется учредителем – Администрацией Сафакулевского района Курганской области за счет бюджетных ассигнований из средств местного бюджета. Несвоевременное проведение специальной оценки условий труда нарушает права работников на безопасные условия труда. В связи с указанными обстоятельствами просит. Обязать МКОУ «Яланская СОШ» в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в отношении 31 рабочего места в МКОУ «Яланская СОШ». А так же просит обязать Администрацию Сафакулевского района Курганской области, МКУ «Отдел образования администрации Сафакулевского района» в месячный срок после вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Яланская СОШ» на проведение специальной оценки условий труда в отношении 31 рабочего места в МКОУ «Камышинская СОШ».

В судебном заседании помощник прокурора Сафакулевского района Курганской области Хайруллин А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные указанным в заявлении.

Представитель ответчика МКОУ «Яланская СОШ» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, с требованиями прокурора согласился в полном объеме.

Представитель МКУ «Отдел образования Администрации Сафакулевского района» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, с требованиями прокурора согласился в полном объеме.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Как установлено судом, МКОУ «Яланская СОШ» является образовательной организацией, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем и собственником имущества МКОУ «Яланская СОШ» является Администрации Сафакулевского района. Полномочия учредителя осуществляет муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации Сафакулевского района» (пункт 1.9 Устава). МКОУ «Яланская СОШ» является некоммерческой организацией (пункт 1.7 Устава).

Согласно п. 2.2. Устава учреждение обеспечивает прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом.

В МКОУ «Яланская СОШ» имеется 31 рабочее место. Специальная оценка условий труда не проводилась.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"(ред. от 01.05.2016).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона N 426-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных выше обстоятельств и приведенных норм материального права, следует, что отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сафакулевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа», Администрации Сафакулевского района Курганской области, МКУ «Отдел образования администрации Сафакулевского района» о проведении специальной оценки условий труда, удовлетворить.

Обязать МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа» в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда в соответствии с действующим законодательством в отношении 31 рабочего места в МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа».

Обязать Администрацию Сафакулевского района Курганской области, МКУ «Отдел образования администрации Сафакулевского района» в месячный срок после вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа» на проведение специальной оценки условий труда в отношении 31 рабочего места в МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа».

На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Курганский областной суд через Сафакулевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения.

Мотивированное решение суда состоялось 12.05.2022.

Судья                      С.М. Манакова

2-131/2022 ~ М-86/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сафакулевского района Курганской области
Ответчики
Администрация Сафакулевского района Курганской области
МКУ "Отдел образования администрации Сафакулевского района"
МКОУ "Яланская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Сафакулевский районный суд Курганской области
Судья
Манакова С.М.
Дело на странице суда
safakulevsky--krg.sudrf.ru
09.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2022Передача материалов судье
14.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2022Подготовка дела (собеседование)
30.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Дело оформлено
19.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее