Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2023 ~ М-385/2023 от 03.10.2023

Гражданское дело № 2-489/2023

УИД 65RS0015-01-2023-000495-89

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2023 года

Тымовский районный суд Сахалинской области

в составе:

председательствующего Заборской А.Г.,

при секретаре судебного заседания Сивковой О.А.,

с участием:

истца Юносова Н.Ш.,

третьего лица на стороне истца Абрамовой Л.И.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юносова Нургаяна Шейхлисламовича к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

    жилого помещения по договору социального найма,

    У С Т А Н О В И Л :

        Юносов Н.Ш. обратился в суд с исковым заявлением к комитету по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в обоснование которого указал, что с апреля 1983 года проживает и имеет постоянную регистрацию по адресу: <данные изъяты>, которое было предоставлено ему на основании ордера № 7 от                    27 апреля 1983 года, выданного по решению профкома совхоза Красная Тымь от 21 апреля 1983 года № 5.

        Заключением межведомственной комиссии от 27 мая 2013 года занимаемое им по договору социального найма домовладение было признано ветхим; поскольку жилое помещение представляло опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, он был вынужден из него выехать. Неоднократные обращения к ответчику по вопросу предоставления другого жилого помещения взамен аварийного результата не дали.

        Истец просит возложить на комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ» обязанность предоставить ему по договору социального найма другое жилое помещение, взамен признанного аварийным по адресу: <данные изъяты>

        Определением суда от 09 октября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Абрамова Л.И.

        Истец Юносов Н.Ш. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца Абрамова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что причиной выезда из спорного жилого помещения явилось его ненадлежащее техническое состояние; занимаемое ими в настоящее время жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, находится в собственности третьего лица, кроме того, дом признан аварийным и подлежащим сносу.

        Ответчик комитет по управлению муниципальной собственностью МО «Тымовский городской округ», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений не представлено.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав мнение истца Юносова Н.Ш., третьего лица Абрамовой Л.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом <данные изъяты> включен в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности МО «Тымовский городской округ» (л.д.64).

Истец Юносов Н.Ш. имеет регистрацию в указанном жилом помещении с 5 мая 1983 года (л.д. 10, 13, 43), его сожительница Абрамова Л.И. – с 13 июля 1999 года (л.д. 12, 13, 44). Факт вселения и проживания истца с семьей в поименованном жилом помещении подтверждают сведения из похозяйственных книг.

Основанием регистрации Юносова Н.Ш. в квартире послужил ордер, согласно которому жилое помещение по вышеуказанному адресу было предоставлено истцу на основании решения профкома совхоза «Красная Тымь» от 21 апреля 1983 года № 5 (л.д. 17-18).

В судебном заседании также установлено, что выезд Юносова Н.Ш. в 2012 году из спорного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, носил вынужденный характер, был обусловлен непригодностью жилого помещения для проживания, что подтверждается актом обследования дома № 46 от 22 мая 2013 года, составленным комиссией в составе специалистов КУМС МО «Тымовский городской округ», в котором содержатся сведения о том, что дом находится в ветхом состоянии (л.д. 57); информацией руководителя администрации Краснотымовского сельского округа МО «Тымовский городской округ» о нахождении дома в полуразрушенном состоянии (л.д. 45); заключением межведомственной комиссии от 27 мая 2013 года № 37, согласно которому жилой дом по адресу: <данные изъяты> признан ветхим (л.д. 52-56).

Изложенное свидетельствует о том, что проживание в предоставленном Юносову Н.Ш. по договору социального найма жилом помещении являлось невозможным в связи с его ненадлежащим техническим состоянием.

Согласно справке руководителя администрации Восходовского сельского округа МО «Тымовский городской округ» Юносов Н.Ш. в настоящее время проживает по адресу: с. Восход, ул. Центральная, д. 21, кв. 2 (л.д. 15), которое состоит в реестре муниципальной собственности МО «Тымовский городской округ» (л.д. 64, 68-71). Сведений о предоставлении данного жилого помещения истцу на условиях договора социального найма материалы дела не содержат.

Как следует из материалов дела, дом по адресу: <данные изъяты>, был включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования «Тымовский городской округ» качественным жильем на 2015 – 2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО «Тымовский городской округ» от 31 июля 2014 года № 98, с планируемой датой расселения 2014-2015 годы; вместе с тем, доказательства тому, что Юносов Н.Ш. в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках реализации данной программы был обеспечен жилым помещением по договору социального найма материалы дела не содержат.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Вопросы обеспечения проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относятся к вопросам местного значения городского округа самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения орган местного самоуправления обязан в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принять, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принять в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Анализ положений пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, свидетельствует о том, что признанное непригодным для проживания жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от        16 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с признанием жилого помещения непригодным для проживания и создающим угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц у органа местного самоуправления возникает обязанность обеспечить указанных лиц жилыми помещениями взамен признанных непригодными для проживания путем предоставления другого жилого помещения во внеочередном порядке.

Из материалов дела следует, что дом по адресу: <данные изъяты>, занимаемый Юносовым Н.Ш. по договору социального найма, признан ветхим, включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования «Тымовский городской округ» качественным жильем на 2015 – 2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО «Тымовский городской округ» от 31 июля 2014 года № 98, с планируемой датой расселения 2014-2015 годы.

Вместе с тем, орган, осуществлявший контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, решение о сносе дома, а равно решение о предоставлении истцу другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не принял, в связи с чем Юносов Н.Ш., который в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду проживания в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, был лишен права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

При этом, доказательств того, что истец приобрел право пользования иным жилым помещением по договору социального найма, отказался от прав и обязанностей по договору социального найма в отношении занимаемого по договору социального найма жилого помещения, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, установив, что спорное жилое помещение, право пользования которым на основании договора социального найма имел истец, является ветхим, находится в полуразрушенном состоянии, иным жилым помещением по договору социального найма истец Юносов Н.Ш. не обеспечен (л.д. 19-20), органом местного самоуправления решение о расселении признанного аварийным и непригодным для проживания дома по адресу: <данные изъяты>, не принималось, при этом объективная возможность проживания в другом жилом помещении у истца отсутствует, поскольку временное занимаемое истцом жилое помещение в настоящее время также представляет опасность для его жизни и здоровья по причине аварийного состояния, о чем свидетельствуют акт и заключение межведомственной комиссии от 6 июня 2020 года, суд приходит к выводу об обоснованности требований Юносова Н.Ш. о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен признанного ветхим.

В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям.

Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение находится в с. Красная Тымь Тымовского района Сахалинской области, имеет общую площадь 32,1 кв.м. (л.д. 58), соответственно Юносов Н.Ш. подлежит обеспечению равноценным по площади жилым помещением, благоустроенным применительно к условиям населенного пункта с. Красная Тымь Тымовского района Сахалинской области и находящимся в черте данного населенного пункта.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ 32,1 ░░. ░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                          ░.░. ░░░░░░░░░

2-489/2023 ~ М-385/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юносов Нургаян Шейхлисламович
Ответчики
КУМС МО "Тымовский городской округ"
Другие
Абрамова Любовь Ивановна
Суд
Тымовский районный суд Сахалинской области
Судья
Заборская Анастасия Геннадьевна
Дело на сайте суда
timovskiy--sah.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее