Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1954/2023 от 12.04.2023

Дело № 2-1954/2023

УИД-77RS0002-02-2023-001489-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2023 года         город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Тарасовой А.Э.,

с участием представителя истца Перепелицы О.А.,

представителя ответчика Шмыриной Т.К., действующей на основании доверенности от 03.02.2021,

представителя третьего лица Трясциной Л.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 (до объявления перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

установил:

Пермский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Басманный районный суд г. Москвы с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обеспечить доступность объектов инфраструктуры железнодорожной станции Мулянка Свердловской железной дороги, предназначенных для обслуживания пассажиров, в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, а именно: оборудовать в соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 твердое покрытие на дороге, проходящей по ул. Железнодорожная пос. Мулянка Пермского района Пермского края вдоль железнодорожных путей в полосе отвода железной дороги, соединяющей пассажирскую береговую платформу нечетного направления ст. Мулянка с пешеходным переходом на 1466 км ПК 7 на железнодорожном переезде; привести площадку, прилегающую к пассажирской платформе четного направления станции Мулянка пути, в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.20202, восстановить твердое покрытие, выровнять площадку, исключив уклоны; привести подходы к пешеходному переходу на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенному с железнодорожным переездом, в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.2020, оборудовать твердое и ровное покрытие подходов, исключающее неровности и вибрации при движении по ним; обеспечить в соответствии с требованиями п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 ровную поверхность деревянного пешеходного перехода на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенного с железнодорожным переездом, исключив перепады высот для безопасного передвижения по нему инвалидов-колясочников; привести ступени лестничных сходов, оборудованных на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, в соответствие с п. 5.1.12 СП 59.13330.2020, выполнив их одинаковыми по высоте подъема; привести дощатые настилы (пандусы), уложенные на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, в соответствие с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020, оборудовав их двухсторонним ограждением с поручнями, соответствующими нормативной высоте (0,9 м) и находящимися в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), обеспечив соответствие продольных уклонов маршей настилов (пандусов) нормативным значениям, предусмотренным п. 5.1.14 СП 59.13330.2020; продублировать визуальную и звуковую (речевую) информацию текстовой информацией для инвалидов (знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения требований).

В обоснование требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой по обращению депутата Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края Баталова М.А. на основании решений № 210 и № 211 от 13.09.2022 проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» (в лице Свердловской дирекции пассажирских обустройств и Свердловской дирекции инфраструктуры) требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма на станции Мулянка Свердловской железной дороги. В рамках проверки прокуратурой с участием представителей ОАО «РЖД», а также Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов 06.10.2022 проведено обследование станции, в том числе объектов инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров. Установлено, что через станцию Мулянка пролегает 4 железнодорожных пути, по краям которых оборудованы 2 береговые пассажирские платформы. Для перехода граждан через железнодорожные пути в границах станции Пермской дистанцией пути Свердловской дирекции инфраструктуры оборудован один пешеходный переход 2-ой категории в виде наземного деревянного настила. Данный переход расположен на 1466 км ПК 7, совмещен с железнодорожным переездом, выполнен из деревянных досок. Как свидетельствуют результаты выездной проверки, при содержании береговых пассажирских платформ указанного наземного перехода, организации передвижения пассажиров из числа инвалидов с береговых платформ на противоположную от них территорию ОАО «РЖД» не соблюдаются установленные законом требования, обеспечивающие доступность объектов транспортной инфраструктуры для пассажиров из числа маломобильных групп населения. Конкретные требования к сооружениям, обеспечивающие соблюдение законодательства о защите инвалидов в Российской Федерации, содержатся в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и веденных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее-СП 59.13330.2020). В нарушение приведенных требований закона условия для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры станции Мулянка, в том числе к обеим пассажирским платформам, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечены: 1) на станции Мулянка фактически отсутствует инфраструктура оборудованных путей движения от береговых пассажирских платформ к пешеходному переходу на железнодорожном переезде. При этом расстояние от платформ до перехода только по путям составляет свыше 500 метров. В ходе выездной проверки 06.10.2022 комиссией передвижение от перехода на переезде до пассажирской платформы нечетного направления осуществлялось по грунтовой дороге, проходящей по ул. Железнодорожная пос. Мулянка вдоль путей в полосе отвода железной дороги. Установлено, что в нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 прохожая часть данной дороги не имеет твердого покрытия, на дороге имеется множество неровностей, в результате которых в дождливую погоду образуются лужи, :грязь. Тем самым, свободное и беспрепятственное передвижение пассажиров из числа инвалидов с пассажирских платформ на противоположную территорию с использованием единственного пешеходного перехода, оборудованного ОАО «РЖД» на переезде, не обеспечено, самостоятельный доступ к объектам инфраструктуры для указанной категории пассажиров не создан; 2) твердое покрытие площадки, прилегающей к пассажирской платформе четного пути, частично отсутствует, имеет уклон от железнодорожного полотна, затрудняющий самостоятельное передвижение инвалидов (нарушен п. 5.1.11 СП 59. 13330.2020); 3) в нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 на прохожей части подходов к пешеходному переходу станции Мулянка, относящейся к зоне ответственности ОАО «РЖД», отсутствует твердое покрытие, дорожка имеет неровности, могущие создать вибрацию при движении по ним; 4) поверхность указанного деревянного пешеходного перехода неровная, с перепадом высот, что создает трудности для передвижения по нему инвалидам-колясочникам (нарушены п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2020); 5) на обеих пассажирских платформах в полевую сторону оборудованы лестничные сходы, на которых уложены дощатые настилы, выполняющие функции пандусов, которые в соответствии с п. 8.4.11 СП 59.13330.2020 должны соответствовать требованиям 5.1 данных правил. Вместе с тем ступени лестничных сходов в нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 не являются одинаковыми по высоте подъема (16-20 см); 6) дощатые настилы (пандусы) в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 не имеют двухстороннее ограждение с поручнями. Имеющиеся поручни установлены на разной высоте (106-112 см), превышающей нормативную (0,9 м). Поручни пандусов не находятся в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика); 7) продольные уклоны маршей настилов (пандусов) превышают нормативные значения, предусмотренные п. 5.1.14 СП 59.13330.2020; 8) вопреки требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на пассажирских платформах станции Мулянка отсутствует дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией для инвалидов (знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля). Тем самым, объекты транспортной инфраструктуры на указанной станции недоступны маломобильной группе населения, вследствие чего нарушаются их права на пользование железнодорожным транспортом. ОАО «РЖД» является собственником железнодорожной станции Мулянка, путей, пассажирских платформ, предназначенных для посадки и высадки пассажиров пригородных поездов. В связи с этим ОАО «РЖД», оказывая населению соответствующие услуги перевозки железнодорожным транспортом, обязано создать условия доступности этих объектов транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от 09.03.2023 гражданское дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд г. Перми.

Определением от 26.09.2023 производство по гражданскому делу прекращено в части требований Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности обеспечить доступность объектов инфраструктуры железнодорожной станции Мулянка Свердловской железной дороги, предназначенных для обслуживания пассажиров, в соответствие с требованиями доступности для инвалидов, а именно: оборудовать в соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 твердое покрытие на дороге, проходящей по ул. Железнодорожная пос. Мулянка Пермского района Пермского края вдоль железнодорожных путей в полосе отвода железной дороги, соединяющей пассажирскую береговую платформу нечетного направления ст. Мулянка с пешеходным переходом на 1466 км ПК 7 на железнодорожном переезде; привести подходы к пешеходному переходу на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенному с железнодорожным переездом, в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.2020, оборудовать твердое и ровное покрытие подходов, исключающее неровности и вибрации при движении по ним; обеспечить в соответствии с требованиями п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 ровную поверхность деревянного пешеходного перехода на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенного с железнодорожным переездом, исключив перепады высот для безопасного передвижения по нему инвалидов-колясочников, в связи с отказом истца от требований в данной части.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Пермского муниципального округа в судебном заседании требований поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что платформы данной станции были установлены в 60-х годах, требования СП к ним не применимы. Требованиями нормативных документов не предусмотрена одинаковая высота подъема ступеней, данное требование не отвечает закону.

Третье лицо Пермская краевая организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» представителя в судебное заседание не направило, извещено.

Заслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

С целью обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, выразившаяся в требованиях Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно требованиям ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни.

Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, средствами связи и информации. Кроме того, обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Положениями ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Однако, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, определено, что даже до реконструкции, капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что депутат Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края Баталов М.А. 08.09.2022 обратился к прокурору Пермской транспортной прокуратуры с требованием о проведении проверки соответствия нормативным требованиям железнодорожной станции Мулянка Пермского края в части обеспечения беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом для маломобильной группы населения и инвалидов (л.д. 11-13).

ОАО «РЖД» является собственником пассажирской платформы станции Мулянка из железобетонных плит (лит. Г-1), площадью 550 кв.м. и пассажирской платформы станции Мулянка из железобетонных плит (лит. Г-2), площадью 684 кв.м (л.д. 21-22).

На основании решений № 210 и № 211 от 13.09.2022 Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» (в лице Свердловской дирекции пассажирских обустройств и Свердловской дирекции инфраструктуры) требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма на станции Мулянка Свердловской железной дороги (л.д. 14-15).

Согласно акту выездного обследования станции Мулянка от 06.10.2022 проведенного с участием депутата Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края Баталова М.А., представителей ОАО «РЖД», Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов, МКУ ЖКХ и благоустройства Лобановского сельского поселения, железнодорожная станция Мулянка расположена в пос. Мулянка Пермского муниципального района, разделяет населенный пункт на две части. Пешеходный переход оборудован в границах станции на железнодорожном переезде. Других переходов для граждан через пути ст. Мулянка нет. Примерно на расстоянии 500 метров по рельсам от переезда, совмещенного с вышеуказанным переходом, расположены две Береговые пассажирские платформы в четном и нечетном направлении. Обследование начато у пассажирской платформы четного пути: площадка, прилегающая к пассажирской платформе имеет неровности, твердое покрытие частично отсутствует, имеет уклон от ж/д путей, что затрудняет свободное перемещение инвалидов в сторону платформы. Подъем на платформу оборудован лестницей из ж/б пролетов. Высота ступеней разная 16-20 см, глубина ступеней 32 см. Слева на лестнице оборудован дощатый настил шириной 147 см, высота перил разная – 106-112 см, перила не выходят за настил. Наклон настила от 13 до 15,3 градусов. Обследование переезда, где оборудован пешеходный переход: передвижение от платформы до переезда осуществляется по тротуарам вдоль ул. Октябрьская. Переход с пассажирской платформы четной части на противоположную платформу либо в другую часть поселка возможен только по этому переходу. При приближении к переезду с переходом установлено, что от оборудованной администрацией Пермского муниципального района пешеходной дорожки до деревянного пешеходного настила на переезде, в границах полосы отвода ОАО «РЖД» подходы к переходу не оборудованы, по факту – это грунтовая неровная тропинка с обсыпкой щебнем. Аналогичная необорудованная тропа имеется по другую сторону переезда с примыканием к ул. Железнодорожная. Пешеходный переход выполнен в виде деревянного настила из досок, между которыми имеются щели шириной от 3 до 6 см. (отдельные). Пешеходный настил в месте примыкания к рельсам ниже их уровня, то есть имеет различия по высоте. Дорога вдоль ж/д путей по ул. Железнодорожная – грунтовая, без твердой поверхности, имеет множество луж, грязи. Данная дорога находится в полосе отвода железной дороги. Пассажирская платформа нечетного направления с лестницей на ней, аналогичны платформе на четном пути. Также имеется деревянный настил с наклоном 12,9 градусов. Поручень только справа и не с начала настила. Подходы на обе платформы не отвечают требованиям доступности для инвалидов. На каждой пассажирской платформе имеется табличка: «Безопасный переход через ж/д пути на переезде >», но не указано расстояние до перехода, маршрут передвижения к нему. Также нет информации об оказании ситуативной помощи и порядке ее оказания, кроме этого, на станции не работает туалет для пассажиров (закрыт) (л.д. 33-35). Указанные в акте недостатки также подтверждаются фотоматериалами (л.д. 36-50).

Таким образом, проверкой установлены нарушения требований закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры станции Мулянка, в том числе к обеим пассажирским платформам, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечены:

1) на станции Мулянка фактически отсутствует инфраструктура оборудованных путей движения от береговых пассажирских платформ к пешеходному переходу на железнодорожном переезде. При этом расстояние от платформ до перехода только по путям составляет свыше 500 метров. В ходе выездной проверки 06.10.2022 комиссией передвижение от перехода на переезде до пассажирской платформы нечетного направления осуществлялось по грунтовой дороге, проходящей по ул. Железнодорожная пос. Мулянка вдоль путей в полосе отвода железной дороги. Установлено, что в нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 прохожая часть данной дороги не имеет твердого покрытия, на дороге имеется множество неровностей, в результате которых в дождливую погоду образуются лужи, грязь. Тем самым, свободное и беспрепятственное передвижение пассажиров из числа инвалидов с пассажирских платформ на противоположную территорию с использованием единственного пешеходного перехода, оборудованного ОАО «РЖД» на переезде, не обеспечено, самостоятельный доступ к объектам инфраструктуры для указанной категории пассажиров не создан;

2) твердое покрытие площадки, прилегающей к пассажирской платформе четного пути, частично отсутствует, имеет уклон от железнодорожного полотна, затрудняющий самостоятельное передвижение инвалидов (нарушен п. 5.1.11 СП 59. 13330.2020);

3) в нарушение п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 на прохожей части подходов к пешеходному переходу станции Мулянка, относящейся к зоне ответственности ОАО «РЖД», отсутствует твердое покрытие, дорожка имеет неровности, могущие создать вибрацию при движении по ним;

4) поверхность указанного деревянного пешеходного перехода неровная, с перепадом высот, что создает трудности для передвижения по нему инвалидам-колясочникам (нарушены п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2020);

5) на обеих пассажирских платформах в полевую сторону оборудованы лестничные сходы, на которых уложены дощатые настилы, выполняющие функции пандусов, которые в соответствии с п. 8.4.11 СП 59.13330.2020 должны соответствовать требованиям 5.1 данных правил. Вместе с тем ступени лестничных сходов в нарушение п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 не являются одинаковыми по высоте подъема (16-20 см);

6) дощатые настилы (пандусы) в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 не имеют двухстороннее ограждение с поручнями. Имеющиеся поручни установлены на разной высоте (106-112 см), превышающей нормативную (0,9 м). Поручни пандусов не находятся в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика);

7) продольные уклоны маршей настилов (пандусов) превышают нормативные значения, предусмотренные п. 5.1.14 СП 59.13330.2020;

8) вопреки требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на пассажирских платформах станции Мулянка отсутствует дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией для инвалидов (знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля).

07.10.2022 Пермским транспортным прокурором в адрес начальника Свердловской дирекции управления движением пассажирских благоустройств внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры железнодорожного транспорта для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма (л.д. 51-53).

В ответ на указанное представление ОАО «РЖД» сообщило, что замер уклона при проведении выездной проверки не проводился, так как не упомянут в постановлении. Нормативный уклон в п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 не упомянут. На основании ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Разработан регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильным группам населения Пермского края при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщении в пределах полигона Свердловской железной дороги. Регламент согласован Председателем Свердловской общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов». Пандусы, имеющие поручни, в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020, установлены на разной высоте – 106-112 см, превышающий норму 0,9 см. Данное замечание запланировано устранить сроком до 30.03.2023. Согласно п. 5.1.14 СП 59.13330.2020, в настоящее время, на объектах Свердловской дирекции пассажирских обустройств, работы по оказанию ситуационной помощи инвалидам и маломобильным пассажирам выполняются силами подрядной организации ООО «С-Груп» по договору от 05.04.2022 № 1059 ОКЭ-ЦДПО 21/11/1 (л.д. 103-121), в том числе на ст. Мулянка. Размещены информационные таблички со сведениям и номере телефона, об услугах, предоставляемых маломобильным пассажирам на железнодорожном транспорте (л.д. 54-55).

Постановлением Центрального управления государственного железнодорожного надзора о назначении административного наказания № 322326570218 от 24.11.2022 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ – Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 61-64).

В ходе рассмотрения дела ответчиком были устранены следующие недостатки:

- в соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 оборудованы твердое покрытие на дороге, проходящей по ул. Железнодорожная пос. Мулянка Пермского района Пермского края вдоль железнодорожных путей в полосе отвода железной дороги, соединяющей пассажирскую береговую платформу нечетного направления ст. Мулянка с пешеходным переходом на 1466 км ПК 7 на железнодорожном переезде;

- подходы к пешеходному переходу на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенному с железнодорожным переездом, приведены в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.2020, оборудовано твердое и ровное покрытие подходов, исключающее неровности и вибрации при движении по ним;

- в соответствии с требованиями п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 обеспечена ровная поверхность деревянного пешеходного перехода на 1466 км ПК 7 ст. Мулянка, совмещенного с железнодорожным переездом, исключены перепады высот для безопасного передвижения по нему инвалидов-колясочников.

В связи с чем, производство по делу в данной части прекращено.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм.

Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в с соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект - ОАО «РЖД», осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Из пояснений представителя истца, следует, что на сегодняшний день ОАО «РЖД» не устранены следующие недостатки:

- площадка, прилегающая к пассажирской платформе четного направления станции Мулянка пути, не приведена в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.20202, не восстановлено твердое покрытие, не выровнена площадка, уклоны не исключены;

- ступени лестничных сходов, оборудованные на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, не приведены в соответствие с п. 5.1.12 СП 59.13330.2020, они не одинаковые по высоте подъема;

- дощатые настилы (пандусы), уложенные на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, не приведены в соответствие с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020, с оборудованием их двухсторонним ограждением с поручнями, соответствующими нормативной высоте (0,9 м) и находящимися в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), обеспечив соответствие продольных уклонов маршей настилов (пандусов) нормативным значениям, предусмотренным п. 5.1.14 СП 59.13330.2020;

- визуальная и звуковая (речевая) информация не дублирует текстовую информацию для инвалидов (знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Конкретные требования к сооружениям, обеспечивающие соблюдение законодательства о защите инвалидов в Российской Федерации, содержатся в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и веденных в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Согласно п. 5.1.11 СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН.

Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

В соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 20 %.

Не следует применять на путях движения МГН ступени без подступенков.

В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, должно быть 3-12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка. Параметры лестниц следует принимать: свес проступей - до 0,015 м в поперечном профиле; радиус закругления проступей - не более 0,025 м; продольный уклон ступеней - не более 10 %; поперечный уклон ступеней - не более 20 %; коэффициент сцепления на поверхности проступи - не менее 0,45.

У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м; лифты при перепаде высот от 3,0 м и более. (п. 5.1.14 СП 59.13330.2020).

Согласно п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина – 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м; при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В нарушение указанных норм ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры на железнодорожном остановочном пункте Мулянка железной дороги.

Доводы ответчика о том, что до проведения реконструкции объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» предприняты меры для обеспечения доступа к ним инвалидов, путем создания Центра содействия мобильности с целью сопровождения маломобильных пассажиров и оказания им помощи, определен порядок взаимодействия при организации обслуживания маломобильных пассажиров с целью обеспечения условий доступности транспортных услуг для граждан, суд отклоняет как необоснованные, поскольку принятие указанных мер не свидетельствует об устранении нарушений требований законодательства в части обеспечения доступа инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, к объектам транспортной инфраструктуры.

Довод ответчика о том, что требованиями нормативных документов не предусмотрена одинаковая высота подъема ступеней, также отклоняется судом, поскольку это прямо противоречит п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 где установлено, что все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. На перепадах рельефа высота ступеней может составлять от 0,12 до 0,15 м.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ОАО «РЖД» обязанности обеспечить доступность объектов инфраструктуры железнодорожной станции Мулянка, предназначенных для обслуживания пассажиров, в соответствии с требованиями доступности для инвалидов.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, необходимость соблюдения баланса интересов сторон (неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился Пермский транспортный прокурор, и ответчика), необходимых подготовительных мероприятий, выделения финансирования, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей.

В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Как следует из содержания искового заявления, прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, пользующихся услугами предоставляемыми ответчиком.

Таким образом, в данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в пользу бюджета муниципального образования «Город Пермь» государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность обеспечить доступность объектов инфраструктуры железнодорожной станции Мулянка Свердловской железной дороги, предназначенных для обслуживания пассажиров, в соответствии с требованиями доступности для инвалидов, а именно: привести площадку, прилегающую к пассажирской платформе четного направления станции Мулянка пути, в соответствие с требованиями п. 5.1.11 СП 59.13330.20202, восстановить твердое покрытие, выровнять площадку, исключив уклоны; привести ступени лестничных сходов, оборудованных на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, в соответствие с п. 5.1.12 СП 59.13330.2020, выполнив их в пределах одного марша одинаковыми по высоте подъема; привести дощатые настилы (пандусы), уложенные на обеих береговых пассажирских платформах станции Мулянка, в соответствие с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020, оборудовав их двухсторонним ограждением с поручнями, соответствующими нормативной высоте (0,9 м) и находящимися в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), обеспечив соответствие продольных уклонов маршей настилов (пандусов) нормативным значениям, предусмотренным п. 5.1.14 СП 59.13330.2020; продублировать визуальную и звуковую (речевую) информацию текстовой информацией для инвалидов (знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля), в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) в бюджет муниципального образования «Город Пермь» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

...

Судья                             О.В. Хусаинова

...

...

2-1954/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Пермская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
МО Администрация Пермского муниципального округа
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Хусаинова О.В.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.05.2023Предварительное судебное заседание
27.07.2023Предварительное судебное заседание
22.08.2023Предварительное судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее