Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-599/2022 ~ М-370/2022 от 14.04.2022

                Дело № 2 –599/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.                                                       <адрес>

          Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре и помощнике судьи Чернышевой Е.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования СП «Иволгинское», Администрации муниципального образования "Иволгинский район" о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Иволгинское", в котором просит обязать ответчика создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон и так далее, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; создать источник наружного противопожарного водоснабжения, расположенный в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить звуковым оповещением территорию населенных пунктов <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требование указано, что Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2014 года утвержден перечень 156 населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, к которым относится <адрес>, расположенное на территории МО СП «Иволгинское». Прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлены нарушения им ч. 1 ст. 53.1, п. 3,5 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479, п. 4.1 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности». В ходе проверки выявлено, что населенный пункт <адрес> не в полной мере обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения. Не в полом объеме организованы и приняты меры по оповещению населения о пожаре, а именно: звуковая сигнализация для оповещения людей о пожаре в виде электрической пожарной сирены в количестве 1 шт. не обеспечивает звуковым оповещением всю территорию населенного пункта. Отсутствуют минерализованные полосы шириной 10 метров. Учитывая, что <адрес> граничит с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта лесного пожара.

В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. исковые требования уточнила: обязать ответчика создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон, а также в соответствии с Лесным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Третий пункт требований уточнила в части наименования ответчика Администрации МО СП "Иволгинское". В остальной части исковые требования остались без изменения, просила с учетом уточнений удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО СП "Иволгинское" Тугаринова Н.А. в судебном заседании исковые требования фактически признала, представив суду письменный отзыв. Ежегодно весной и осенью обновляются минерализованные полосы вокруг <адрес>. Проведено опахивание земель. Специалистами администрации, комитетом ТОС постоянно проводится очистка полосы от сухой травы, порубочных остатков, мусора, в труднодоступных места проводится поднятие крон. В связи с тем, что леса, находящиеся вблизи <адрес> находятся на территории лесного фонда РФ и отнесены к категории – защитные леса, которые не подлежат вырубке, направлялись письма в РАЛХ, Иволгинское лесничество. Согласно ответа РАЛХ необходимо осуществить перевод земель из других категорий в земли населенных пунктов, т.е. необходимо изменить генеральный план поселения. Для обеспечения 15-метровой минерализованной полосы требуется внести изменения в генеральный план <адрес>. Таким образом принято решение выполнить работу по изменению генерального плана МО СП "Иволгинское". В связи с тем, что данный процесс носит длительный характер, генеральный план на сегодняшний день не изменен. В соответствии с п. 20 Федерального закона «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» генеральный план поселения должен разрабатываться Администрацией МО «Иволгинский район». Также, в связи с тем, что земельные участки <адрес> расположены вплотную с лесным фондом РФ (категории защитные леса), которые не подлежат вырубке, произвести 15-метровые минерализованные полосы невозможно. На данный момент ведется работы в виде поднятия крон, очитка сухой травянистой растительности, очистка пожнивших остатковвалежника, порубочных остатков. В <адрес> имеется емкости противопожарного водоснабжения на <адрес> кубов и <адрес> кубов, заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ с директором МОУ «Каленовская СОШ» на пользование водоемкостью на случай пожара и электрогенератор на случай отключения электроэнергии для бесперебойного питания электрической звуковой сирены. В <адрес> запланирована установка емкостей, имеются выделенные земельные участки для их установки на <адрес>, 49, Таежная, 23б, Толстихина 1, 50,116, 161,217. Ответчик неоднократно просил оказать финансовую поддержку в размере 1 000 000 руб. для создания противопожарной минерализованной полосы, для обеспечения <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения, для приобретения генераторов, звуковых сигнализаций. Имеется одна сирена, установленная в <адрес>, дополнительно установлена сирена, для оповещения населения в <адрес>. Заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и жительницей <адрес> <данные изъяты>. о том, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации обязуется включить электрическую сирену, установленную на столбе ее земельного участка.

Представитель ответчика администрации МО "Иволгинский район" Гармаева Д.А. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в иске к ответчику администрации МО "Иволгинский район". Суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Указанное содержится и в п. 4 ст. 2 Устава МО СП "Иволгинское". Таким образом администрация МО "Иволгинский район" является ненадлежащим ответчиком по делу. Довод стороны ответчика администрации МО СП "Иволгинское" о невозможности выполнить требования истца самостоятельно, не основан на нормах закона. Администрация МО "Иволгинский район" оказывает меры поддержки, но в индивидуальном порядке. При этом обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возложено законом на сельское поселение.

Представитель третьего лица ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия, отдела организации и обеспечения деятельности Иволгинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8,9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу ст. 19 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 63 ФЗ-123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В силу п. 3 и 5 указанного кодекса Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.

Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 4.1 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> звуковая сигнализация для оповещения людей о пожаре в виде электрической пожарной сирены в количестве 1 шт. не обеспечивает звуковым оповещением всю территорию населенного пункта. Отсутствуют минерализованные полосы шириной 10 метров. Учитывая, что <адрес> граничит с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта лесного пожара.

В силу закона надлежащим ответчиком является администрация МО СП "Иволгинское". Отсутствие у ответчика финансирования и денежных средств в бюджете не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Сведений об устранении нарушений, указанных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Таким образом, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО СП "Иволгинское" удовлетворить.

Обязать Администрацию МО СП "Иволгинское":

- создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон, а также в соответствии с Лесным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- создать источник наружного противопожарного водоснабжения, расположенный в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить звуковым оповещением территорию населенных пунктов <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.

Судья:                                         Н.Н. Редикальцева

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

УИД 04RS0010-01-2022-000581-53

2-599/2022 ~ М-370/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация муниципального образования СП "Иволгинское"
Администрация МО "Иволгинский район"
Другие
Отдел организации и обеспечения деятельности Иволгинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства
ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Редикальцева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
ivolginsky--bur.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Подготовка дела (собеседование)
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Дело оформлено
01.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее