Дело № 2 –599/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре и помощнике судьи Чернышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования СП «Иволгинское», Администрации муниципального образования "Иволгинский район" о понуждении устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Иволгинское", в котором просит обязать ответчика создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон и так далее, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; создать источник наружного противопожарного водоснабжения, расположенный в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить звуковым оповещением территорию населенных пунктов <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требование указано, что Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2014 года № утвержден перечень 156 населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, к которым относится <адрес>, расположенное на территории МО СП «Иволгинское». Прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком федерального законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой установлены нарушения им ч. 1 ст. 53.1, п. 3,5 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479, п. 4.1 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности». В ходе проверки выявлено, что населенный пункт <адрес> не в полной мере обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения. Не в полом объеме организованы и приняты меры по оповещению населения о пожаре, а именно: звуковая сигнализация для оповещения людей о пожаре в виде электрической пожарной сирены в количестве 1 шт. не обеспечивает звуковым оповещением всю территорию населенного пункта. Отсутствуют минерализованные полосы шириной 10 метров. Учитывая, что <адрес> граничит с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта лесного пожара.
В судебном заседании представитель истца Цыремпилова И.В. исковые требования уточнила: обязать ответчика создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон, а также в соответствии с Лесным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Третий пункт требований уточнила в части наименования ответчика Администрации МО СП "Иволгинское". В остальной части исковые требования остались без изменения, просила с учетом уточнений удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО СП "Иволгинское" Тугаринова Н.А. в судебном заседании исковые требования фактически признала, представив суду письменный отзыв. Ежегодно весной и осенью обновляются минерализованные полосы вокруг <адрес>. Проведено опахивание земель. Специалистами администрации, комитетом ТОС постоянно проводится очистка полосы от сухой травы, порубочных остатков, мусора, в труднодоступных места проводится поднятие крон. В связи с тем, что леса, находящиеся вблизи <адрес> находятся на территории лесного фонда РФ и отнесены к категории – защитные леса, которые не подлежат вырубке, направлялись письма в РАЛХ, Иволгинское лесничество. Согласно ответа РАЛХ необходимо осуществить перевод земель из других категорий в земли населенных пунктов, т.е. необходимо изменить генеральный план поселения. Для обеспечения 15-метровой минерализованной полосы требуется внести изменения в генеральный план <адрес>. Таким образом принято решение выполнить работу по изменению генерального плана МО СП "Иволгинское". В связи с тем, что данный процесс носит длительный характер, генеральный план на сегодняшний день не изменен. В соответствии с п. 20 Федерального закона № «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» генеральный план поселения должен разрабатываться Администрацией МО «Иволгинский район». Также, в связи с тем, что земельные участки <адрес> расположены вплотную с лесным фондом РФ (категории защитные леса), которые не подлежат вырубке, произвести 15-метровые минерализованные полосы невозможно. На данный момент ведется работы в виде поднятия крон, очитка сухой травянистой растительности, очистка пожнивших остатковвалежника, порубочных остатков. В <адрес> имеется емкости противопожарного водоснабжения на <адрес> кубов и <адрес> кубов, заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ с директором МОУ «Каленовская СОШ» на пользование водоемкостью на случай пожара и электрогенератор на случай отключения электроэнергии для бесперебойного питания электрической звуковой сирены. В <адрес> запланирована установка емкостей, имеются выделенные земельные участки для их установки на <адрес>, 49, Таежная, 23б, Толстихина 1, 50,116, 161,217. Ответчик неоднократно просил оказать финансовую поддержку в размере 1 000 000 руб. для создания противопожарной минерализованной полосы, для обеспечения <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения, для приобретения генераторов, звуковых сигнализаций. Имеется одна сирена, установленная в <адрес>, дополнительно установлена сирена, для оповещения населения в <адрес>. Заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и жительницей <адрес> <данные изъяты>. о том, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации обязуется включить электрическую сирену, установленную на столбе ее земельного участка.
Представитель ответчика администрации МО "Иволгинский район" Гармаева Д.А. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в иске к ответчику администрации МО "Иволгинский район". Суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Указанное содержится и в п. 4 ст. 2 Устава МО СП "Иволгинское". Таким образом администрация МО "Иволгинский район" является ненадлежащим ответчиком по делу. Довод стороны ответчика администрации МО СП "Иволгинское" о невозможности выполнить требования истца самостоятельно, не основан на нормах закона. Администрация МО "Иволгинский район" оказывает меры поддержки, но в индивидуальном порядке. При этом обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения возложено законом на сельское поселение.
Представитель третьего лица ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия, отдела организации и обеспечения деятельности Иволгинского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8,9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организация местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 19 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 ФЗ-123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В силу п. 3 и 5 указанного кодекса Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Пунктом 4.1 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> звуковая сигнализация для оповещения людей о пожаре в виде электрической пожарной сирены в количестве 1 шт. не обеспечивает звуковым оповещением всю территорию населенного пункта. Отсутствуют минерализованные полосы шириной 10 метров. Учитывая, что <адрес> граничит с лесным массивом, наличие выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенного пункта в случае возникновения вблизи населенного пункта лесного пожара.
В силу закона надлежащим ответчиком является администрация МО СП "Иволгинское". Отсутствие у ответчика финансирования и денежных средств в бюджете не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Сведений об устранении нарушений, указанных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО СП "Иволгинское" удовлетворить.
Обязать Администрацию МО СП "Иволгинское":
- создать вокруг <адрес> противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а в местах, где это сделать невозможно, осуществить иные меры противопожарной безопасности – путем поднятия крон, а также в соответствии с Лесным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 21.05.2021) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Сводом правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности», в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- создать источник наружного противопожарного водоснабжения, расположенный в <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить звуковым оповещением территорию населенных пунктов <адрес> в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Н.Н. Редикальцева
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
УИД 04RS0010-01-2022-000581-53