Дело N 5-1260/2022
УИД 18RS0009-01-2022-001366-20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
16 марта 2022 года г. Воткинск УР
Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Акулова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица: Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 26» (МБДОУ «Детский сад № 26»), место нахождения УР, <*****>, ОГРН №***, ИНН №***, дата регистрации юридического лица <дата>, ранее в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, не привлекалось, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ,
установил:
МБДОУ «Детский сад № 26», согласно протокола об административном правонарушении от 10.03.2022 года, привлекается к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за то, что:
При осуществлении деятельности, юридическим лицом МБДОУ «Детский сад № 26» допущены нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил по обеспечению доброкачественной питьевой водой, а именно:
В здании МБДОУ «Детский сад № 26» по адресу: <*****>, для хозяйственно-питьевых целей, на пищеблоке и в группе «Облачко» используется вода водопроводная, не отвечающая требованиям безопасности на питьевую воду, что представляет угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Так, в период 03.02.2022г. проведен отбор проб воды водопроводной, используемой для хозяйственно-питьевых целей, при этом в пробах воды обнаружено микробное загрязнение, представляющее угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний:
Проба (образец), вода питьевая – централизованное водоснабжение, пищеблок, раковина для мытья рук, водоразборный кран, отобранная 03.02.2022г., исследована на соответствие гигиеническим нормативам по показателям: общие (обобщенные) колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги. Результат: обнаружено превышение гигиенического норматива по показателю: общие (обобщенные) колиформные бактерии 4,6 КОЕ в 100 мл (при гигиеническом нормативе - отсутствие КОЕ в 100 мл), по остальным исследованным показателям превышения гигиенического норматива не выявлено.
Проба (образец), вода питьевая – централизованное водоснабжение, группа «Облачко», отобранная 03.02.2022г., исследована на соответствие гигиеническим нормативам по показателям: общее микробное число, общие (обобщенные) колиформные бактерии, патогенная микрофлора, энтерококки, e.coli. Результат: обнаружено превышение гигиенического норматива по показателям: общие (обобщенные) колиформные бактерии 4 КОЕ в 100 мл (при гигиеническом нормативе - отсутствие КОЕ в 100 мл), по остальным исследованным показателям превышения гигиенического норматива не выявлено.
На основании изложенного, пробы воды питьевой – централизованное водоснабжение, отобранные 03.02.2022г. в МБДОУ «Детский сад № 26» не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее- СанПиН 1.2.3685-21) по микробиологическим показателям, что подтверждается протоколами лабораторных исследований протоколы № №*** от 08.02.2022 года, №*** от 08.02.2022 года, экспертными заключениями №*** от 08.02.2022г., выданных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Удмуртской Республике» в г.Воткинске (Аттестат аккредитации № №*** от 30.04.2015г. (Орган инспекции). Аттестат аккредитации №№*** выдан 14 февраля 2018г., дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 29 января 2018г. (выдан федеральной службой по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ).
Данный факт является нарушением требований р. IV. п.75., п.77. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных и общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), согласно которому «Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам». Выявленные нарушения являются так же нарушениями: - п.2.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», согласно которому «Холодная и горячая вода, используемая для производственных целей, мытья посуды и оборудования, соблюдения правил личной гигиены должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде».
- п.2.6.2. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", согласно которому «Вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде».
- п.12, п.13 главы II СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», согласно которых «Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека; п. 13- В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней индивидуальные предприниматели и юридические лица, владельцы и лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе используемых в лечебных целях, и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды установленным требованиям».
Тем самым, юридическим лицом МБДОУ «Детский сад № 26» нарушается Федеральный закон от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) в части:
- статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999г № 52-ФЗ) - Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ, согласно которой Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к хозяйственно-питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: - Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу,- организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, юридическим лицом МБДОУ «Детский сад № 26 г.Воткинска», допущено нарушение санитарно – эпидемиологических правил к питьевой воде.
Ответственность за данное административное нарушение предусмотрена статьей 6.5. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде», - Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Вина МБДОУ «Детский сад № 26»в указанных нарушениях состоит в том, что юридическим лицом не были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарных правил к питьевой воде.
Действия МБДОУ «Детский сад № 26» должностным лицом квалифицированы по ст.6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель МБДОУ «Детский сад № 26» директор ФИО1 судье пояснила, что вину в совершении правонарушения признает, результат лабораторных исследований не оспаривает, систему водоснабжения прочистили, но первые результаты анализов по качеству воды оказались также отрицательными, в связи с чем, 15.03.2022 г. пробы взяли повторно. Устно сказали, что результаты должны быть готовы 18.03.2022 г.
Защитник ФИО2., действующий на основании доверенности, доводы представителя юридического лица поддержал, просил при назначении наказания учесть, что это дошкольное образовательное учреждение, дети вынуждены находиться дома, в связи с чем, просил назначить наказание в виде приостановления деятельности, но на небольшой срок.
Выслушав законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, его защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, образует неосуществление контроля качества воды со стороны юридического лица, осуществляющего эксплуатацию системы водоснабжения.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, осуществляющие забор воды, так и лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
Поскольку МБДОУ «Детский сад № 26» является организацией, эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 утверждены санитарно-эпидемиологические требования – СаНПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п. 75 указанного СаНПиН, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 утверждены санитарно-эпидемиологические требования – СаНПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В таб. 3.1 приведены органолептические показатели качества различных видов вод, кроме технической воды, в таб. 3.13 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В судебном заседании достоверно установлено, что юридическим лицом МБДОУ «Детский сад № 26» допущены нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил по обеспечению доброкачественной питьевой водой, а именно:
В здании МБДОУ «Детский сад № 26» по адресу: <*****>, для хозяйственно-питьевых целей, на пищеблоке и в группе «Облачко» используется вода водопроводная, не отвечающая требованиям безопасности на питьевую воду, что представляет угрозу возникновения распространения инфекционных заболеваний, а именно, имеется превышение гигиенического норматива по показателю: общие (обобщенные) колиформные бактерии, чем нарушены законодательство в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении Федерального Закона О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., СаНПиН 2.1.3684-21, СаНПиН 1.2.3685-21.
Вина МБДОУ «Детский сад № 26» состоит в том, что им не были своевременно приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарных правил и норм к питьевой воде.
При этом судья приходит к выводу, что у МБДОУ «Детский сад № 26» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ и вина в его совершении МБДОУ «Детский сад № 26» нашла свое подтверждение исследованными материалами административного дела, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении от 10.03.2022 года;
- протоколом о временном запрете деятельности от 10.03.2022;
- актом №30 от 09.03.2022 плановой выездной проверки;
- решением о проведении плановой выездной проверки от 20.01.2022 №55;
- предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 04.03.2022 №2604;
- решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия № 10 от 04.02.2022;
- протоколами лабораторных исследований №№*** от <дата>;
- экспертным заключением №№*** от <дата>;
- экспертным заключением №№*** от <дата>;
- актом отбора проб воды № №*** от <дата>;
- ответом на предписание от МБДОУ «Детский сад № 26»
Доводы законного представителя юридического лица о том, что была проведена дезинфекция и промывка сетей по договору с водоканалом 10.03.2022 и проведены пробы воды, которые будут готовы 14.03.2022, не свидетельствуют об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, поскольку пробы воды, как следует из материалов дела, произведены 03.02.2022.
Таким образом, действия МБДОУ «Детский сад № 26» судья квалифицирует по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Совершенное МБДОУ «Детский сад № 26» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Совершение вмененного обществу правонарушения способствует возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного МБДОУ «Детский сад № 26» правонарушения, судья считает, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При этом судья приходит к выводу, что у МБДОУ «Детский сад № 26» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
Учитывая объем мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений, объяснения законного представителя юридического лица, указавшей в судебном заседании на принятие мер по очистке воды и отбору проб и представившей подтверждающие указанные обстоятельства доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, возможность причинения вреда здоровью гражданам, в том числе, несовершеннолетним ученикам детского сада, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку не применение этого вида наказания может повлечь за собой угрозу жизни или здоровью людей. Применение иного, более мягкого наказания не будет отвечать целям назначения наказания, не повлечет за собой устранение выявленных нарушений в кратчайшие сроки.
Судья полагает необходимым разъяснить, что в соответствии с ч.3 ст.32.12 КоАП РФ, судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10, 29.11, 30.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 26» (МБДОУ «Детский сад № 26») виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности МБДОУ «Детский сад № 26» по адресу: <*****>, сроком на №*** суток.
Запретить деятельность МБДОУ «Детский сад № 26» по адресу: <дата> на №*** (пятнадцать) суток.
Принятые меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности МБДОУ «Детский сад № 26» по адресу: <*****>, сроком на №*** суток, отменить, срок временного запрета деятельности с 15 часов 00 минут – 10 марта 2022 года зачесть в срок административного приостановления деятельности. В связи с чем, срок административного приостановления деятельности исчислять с 15 часов 00 минут – 10 марта 2022 года.
Разрешить доступ на вышеуказанный объект для производства мероприятий, связанных с устранением нарушений, указанных в настоящем постановлении.
Наказание в виде административного приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через судью Воткинского районного суда УР, которым вынесено постановление по делу.
Судья Е.А. Акулова