Гр. дело №2-278/2022
04RS0022-01-2022-000428-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года с. Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Зайцева Э.Е.,
при секретаре Поповой С.И.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Аригуновой Е.А.,
представителя ответчика МКУ Администрация МО СП «Тарбагатайское» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Тарбагатайское» о возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ, обращаясь в суд с иском к Администрации МО СП «Тарбагатайское», просит обязать ответчика принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах <адрес> Республики Бурятия, в рамках которой установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «Тарбагатайское» расположено 15 многоквартирных домов, в которых не выбран способ управления многоквартирными домами в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Администрацией МО СП «Тарбагатайское» открытый конкурс по выбору управляющей организации не организован, возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме не использовались.
Представитель истца Аригунова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме, полагала возможным установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика Администрации МО СП «Тарбагатайское» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что в связи с тем, что жители указанных домой отказались избирать какой–либо из способов управления многоквартирными домами Администрацией МО СП «Тарбагатайское» ведется работа по определению временной управляющей организации по данными домам, но в настоящее время управляющая организация не определена. Срок для определения управляющей организации до ДД.ММ.ГГГГ не оспаривала.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления:
обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов;
содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность;
содействуют созданию и деятельности в муниципальном образовании указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что в <адрес> собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, не выбран способ управления многоквартирными домами в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3 названного Порядка № установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
На основании пункта 59 Порядка №, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Вместе с тем, Администрацией МО СП «Тарбагатайское» открытый конкурс по выбору управляющей организации, предусмотренный частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 59 Порядка №, не организован, возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме административным ответчиком не использовались.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Указанными Правилами установлено, что определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г.Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района вносились представления по факту непринятия мер по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах с целью избрания в данном доме совета многоквартирного дома, а также по факту отсутствия выбранного способа управления указанными выше многоквартирными домами, однако нарушения закона не устранены
Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности Администрации МО СП «Тарбагатайское», препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Прокурора Тарбагатайского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Тарбагатайское» о возложении обязанности принять решение об определении управляющей организации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Тарбагатайского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО СП «Тарбагатайское» обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ года
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2022 года.
СОГЛАСОВАНО СУДЬЯ: Зайцев Э.Е.
Копия верна:
Судья: Зайцев Э.Е.