Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Иркутск 7 сентября 2023 года
Судья Иркутского районного суда Иркутской области Шеркункова С.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Борисова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Матвеева В.С. в интересах Борисова А.С. на постановление мирового судьи по 55 судебному участку Иркутского района Иркутской области от **/**/**** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Борисова А.С., ~~~,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи по 55 судебному участку Иркутского района Иркутской области от **/**/**** Борисов А.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год восемь месяцев.
Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, защитник Матвеев В.С. в интересах Борисова А.С. в жалобе просит его отменить, приводя свои доводы.
В судебном заседании Борисов А.С. доводы жалобы поддержал, дополнил, что не знал, что отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение права управления транспортными средствами.
Проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав Борисова А.С., судья приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется исходя из следующего.
Административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из протокола об административном правонарушении от **/**/**** следует, что **/**/**** в 3 час. 40 мин. в районе .... Борисов А.С., управлявший транспортным средством «Рено Логан», государственный регистрационный знак № рег., с признаками опьянения – запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица, - не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, т.е. нарушил п.2.3.2 ПДД РФ.
Указанный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Существенных нарушений процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Борисова А.С. не допущено, в связи с чем мировым судьей он обоснованно принят в качестве доказательства.
В силу ч.1.1 ст.27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения…подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно ч.2 ст.27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В соответствии с ч.6 ст.27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.08 г. № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформление его результатов (далее-Правила).
Согласно п.2 указанных Правил, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
В соответствии с п.10 Правил, направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что установленный данными Правилами порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителя Борисова А.С. соблюден.
Наличие у инспектора ДПС оснований для применения к Борисову А.С. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об отстранении от управления транспортным средством, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, из которых следует, что у Борисова А.С. имелись такие признаки как запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица (л.д. 3, 4, 7). Наличие любого из указанных признаков является достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения исходя из положений п.3 Правил.
На основании ст.27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения Борисова А.С., у которого имелись внешние признаки опьянения - запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица. Исследование на состояние алкогольного опьянения Борисова А.С. проведено должностным лицом – инспектором ДПС ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское», с применением технического средства измерения алкотектор «Юпитер», заводской номер прибора №, дата последней поверки – **/**/****, что подтверждается сведениями, имеющимися в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, бумажном носителе и свидетельстве о поверке (л.д. 4, 5, 8). Результаты исследования записаны на бумажном носителе по показаниям прибора – 0,000 мг/л., о чем составлен акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, следовательно, результат освидетельствования Борисова А.С. на состояние алкогольного опьянения являлся отрицательным.
Как следует из протокола о направлении на медицинское освидетельствование, Борисов А.С. отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Основанием для направления Борисова А.С. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения послужило наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательный результат его освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 4).
Факт прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, отрицательный результат такого освидетельствования и факт отказа от прохождения от медицинского освидетельствования на состояние опьянения Борисова А.С. подтверждаются представленными суду материалами, в том числе, видеозаписью, в связи с чем, сомнений у суда не вызывают.
Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление Борисова А.С. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения было произведено с применением видеозаписи, что полностью согласуется с положениями ч.2 ст.27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подтверждается имеющейся в деле и исследованной судом видеозаписью. Содержание исследованной в судебном заседании видеозаписи полностью согласуется с материалами дела об административном правонарушении в отношении Борисова А.С., позволяет точно определить, в связи с чем производилась видеозапись, а также установить обстоятельства проведения процессуальных действий с участием Борисова А.С. и их результат, в связи с чем она обоснованно принята мировым судьей в качестве доказательства.
На основании представленных суду и исследованных доказательств нахожу, что требование уполномоченного должностного лица о прохождении Борисовым А.С. медицинского освидетельствования на состояние опьянения является законным, так как у сотрудника ГИБДД, вопреки мнению Борисова А.С., имелись достаточные основания полагать, что последний, управлявший транспортным средством, находится в состоянии опьянения, при этом в результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения состояние алкогольного опьянения установлено не было.
Довод заявителя о том, что в момент, относящийся к событию вмененного административного правонарушения, у него отсутствовали признаки опьянения, является несостоятельным, поскольку из протокола об отстранении от управления транспортным средством, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Борисова А.С. усматривается, что у последнего имелись такие признаки опьянения как запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица. Данные признаки перечислены в п. 3 Правил и являются достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения.
Наличие либо отсутствие у лица признаков, являющихся достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, определяется инспектором ДПС по собственному субъективному усмотрению.
Таким образом, доводы жалобы о том, что у должностного лица отсутствовали законные основания для направления его на медицинское освидетельствование, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, объективную сторону которого образует невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а не управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Доводы Борисова А.С. о том, что акт освидетельствования, на состояние алкогольного опьянения подтверждает факт отсутствия опьянения не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку последний, как уже было отмечено мировым судьей, привлечен к административной ответственности не за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом необходимо отметить, что причины, по которым привлекаемое к административной ответственности лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в том числе незнание закона, правового значения для квалификации совершенного деяния не имеют.
Каких-либо объективных данных, подтверждающих, по мнению заявителя жалобы, нарушение мировым судьей порядка вынесения постановления не имеется, правила о тайне совещательной комнаты судьи нормами КоАП РФ не предусмотрены. Частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Таким образом, в соответствии с имеющимися доказательствами в их совокупности, прихожу к выводу, что в постановлении мирового судьи сделан обоснованный вывод о виновности Борисова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, при этом такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении в отношении Борисова А.С. и исследованными в судебном заседании.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, мировым судьей при рассмотрении дела, вопреки доводам жалобы, установлены в полном объеме. Все приводимые стороной защиты доводы, изложенные в жалобе, в том числе о внесении изменений в протокол об административном правонарушении, являлись предметом обсуждения мировым судьей в ходе рассмотрения дела и обоснованно признаны несостоятельными. Выводы мирового судьи в указанной части подробно мотивированы, сделаны на основании учета всех обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции находит их правильными и оснований для переоценки не усматривает.
Доводы о том что номер протокола в копии расположен на уровень выше не свидетельствует о внесении каких –либо изменений поскольку в данной части бланк копии изготовлен типографским способом, причину частичного отсутствия текста в копии инспектор И. пояснил в судебном заседании мировому судье. Стоит отметить, что Борисов А.С. не был лишен возможности обратиться с ходатайством о выдаче копии протокола об административном правонарушении повторно. Доводы о том, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование подпись выполнена не Борисовым А.С. опровергается видеозаписью, на которой последний отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, после чего, собственноручно указывает «отказываюсь», ставит подпись и подтверждает данный факт в своих объяснения в протоколе об административном правонарушении. Ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы рассмотрено в соответствии с ст. 24.4 КоАП РФ, о чем вынесено отдельное определение. Сам по себе факт обращения Борисова А.С. в различные инстанции с жалобам на действия должностного лица не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год восемь месяцев назначено мировым судьей в пределах санкции ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соразмерно правонарушению, с учетом сведений, характеризующих личность виновного лица, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, являющихся основанием для назначения административного штрафа в размере менее установленного санкцией ч.1 ст.12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судом не установлено.
Постановление о привлечении Борисова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Таким образом, нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение судебного решения по данному делу, не установлено, в связи с чем прихожу к выводу, что постановление мирового судьи в отношении Борисова А.С. подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника Матвеева В.С. в интересах Борисова А.С. – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 и ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 55 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ **/**/**** ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.12.26 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.