Судья: Лазарев Р.Н. Дело № 33а-6326/2023
УИД: №
Дело № 2а-502/2023 (2а-6027/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Лёшиной Т.Е., Ромадановой И.А.,
при секретаре – Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Смолева В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 февраля 2023 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Смолева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России № 23 по самарской области Дакашева А.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смолеву В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.
В обоснование заявленных требований указано, что Смолев В.А. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, указанных в налоговом уведомлении № от 1 сентября 2021 г. В добровольном порядке задолженность не погашена. Выданный 22 апреля 2022 г. судебный приказ № о взыскании спорной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 19 мая 2022 г. На момент подачи административного иска задолженность не погашена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с Смолева В.А. транспортный налог за 2020г. (ОКТМО №) в размере 7 482 руб., пени – 35,79 руб.; налог на имущество физических лиц за 2020 (ОКТМО №) в размере 13 162 руб., пени – 62,96 руб.; земельный налог за 2020г. (ОКТМО №) в размере 1 363 руб., пени – 6,52 руб., всего 22 112,27 руб.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. Со Смолева В.А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу МИФНС России № 23 по Самарской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год (ОКТМО №) в размере 7 482 руб., пени в размере 35,79 руб., задолженность по земельному налогу за 2020 год (ОКТМО №) в размере 1 363 руб., пени в размере 6,52 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020г. (ОКТМО №) в размере 13 162 руб., пени в размере 62,96 руб., всего 22 112,27 руб., также в доход местного бюджета г.о. Самары взыскана госпошлина в размере 863,37 руб.
В апелляционной жалобе Смолев В.А. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, указав, что административным истцом пропущен установленный действующим законодательством срок на обращение в суд.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии Смолев В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по самарской области Дакашев А.А. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Смолев В.А. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с наличием в его собственности в налоговый период 2020 г. объектов налогообложения - жилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; транспортного средства - автомобиля Volkswagen Touareg, г/н №, 2009 года выпуска (л.д.24-25, 41-42).
За 2020 г. Смолеву В.А. начислены транспортный, земельный и имущественный налоги, в связи с чем в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес направлено налоговое уведомление № от 1 сентября 2021 г. со сроком уплаты до 1 декабря 2021 г., содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговой ставке, суммах налога, подлежащих уплате за соответствующий налоговый период (л.д.10, 16).
В нарушение статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Смолев В.А. обязанность по уплате начисленных налогов своевременно не исполнил, в связи с чем в его адрес направлено требование об уплате налогов и пени № по состоянию на 21 декабря 2021 г. со сроком уплаты до 8 февраля 2022 г. (л.д.12-13, 9). Факт данного направления подтвержден реестром почтовых отправлений (ШПИ №).
Указанное требование оставлено Смолевым В.А. без исполнения.
22 апреля 2022 г. мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г.Самары Самарской области на основании заявления налогового органа вынесен судебный приказ № о взыскании с Смолева В.А. недоимки за 2020 год по транспортному налогу в размере 7 482 руб., пени в размере 35,79 руб., по налогу на имущество в размере 13 162 руб., пенив размере 62,96 руб., по земельному налогу в размере 1 363 руб., пени в размере 6,52 руб., который отменен определением мирового судьи от 19 мая 2022 г., в связи с поступившими возражениями Смолева В.А. (л.д.38, 39).
Административное исковое заявление налогового органа поступило в суд 17 ноября 2022 г. (л.д.17-23).
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что у административного ответчика, в связи с наличием в собственности указанного выше имущества, возникла обязанность по уплате недоимки по транспортному, земельному и имущественным налогам за 2020 г. Установив, что порядок и срок взыскания задолженности не нарушены, проверив расчет и признавая его правильным, а также принимая во внимание, что административный ответчик, доказательств уплаты недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам не представил, районный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика суммы задолженности в заявленном налоговым органом размере.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен по правилам статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока для взыскания налоговой задолженности, основаны на неправильном толковании норм права и отклоняются как несостоятельные.
Пунктом 1 статьи 360, пунктом 1 статьи 393, статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым периодом по транспортному, земельному и имущественному налогам признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом, пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, исчисление транспортного, земельного и имущественного налогов за налоговый период 2020 г. правомерно произведено налоговым органом в 2021 г., о чем в адрес налогоплательщика в установленный действующим законодательством срок (9 октября 2021 г.) направлено налоговое уведомление№ от 1 сентября 2021 г., которое получено последним 6 ноября 2021 г. (л.д.54, 150).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае установлено, что требование об уплате транспортного, земельного и имущественного налогов за 2020 г. и начисленных сумм пени выставлено 21 декабря 2021 г., то есть в установленный действующим законодательством срок.
Данное требование 29 декабря 2021 г. направлено в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией (ШПИ №) и получено последним 8 января 2022 г. (л.д.49, 135, 151).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абзац третий пункта 1).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Как указано выше, срок исполнения требования №84261 об уплате налогов за 2020 год установлен до 15 февраля 2022 г., сумма требования превышает 10 000 руб.
При этом, доводы апелляционной жалобы о неправильном применении положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ, которым в абзаце четвертом пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации цифры «3000» заменены цифрами «10000» (пункт 9 статьи 1), основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку спорные правоотношения возникли после 1 декабря 2021 г. (дата уплаты исчисленных налогов), а указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 23 декабря 2020 года (пункт 2 статьи 9).
22 апреля 2022 г. по заявлению административного истца мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Смолева В.А. недоимки за 2020 год по транспортному, земельному и имущественному налогам, соответственно, шестимесячный срок, предусмотренный на обращение с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, в данном случае не нарушен.
Определением мирового судьи от 19 мая 2022 г. указанный судебный приказ отменен, с административным исковым заявлением о взыскании спорной недоимки налоговый орган обратился 17 ноября 2022 г.
Вопреки, доводам апелляционной жалобы, налоговым органом своевременно последовательно принимались меры по принудительному взысканию задолженности по транспортному, земельному и имущественному налогам за 2020 г., совокупные сроки принудительного взыскания налоговой задолженности, установленные статьями 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом соблюдены.
Доводы административного ответчика о неполучении им налогового уведомления и требования опровергаются материалами дела, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостяотельные.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Районный суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 февраля
2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смолева В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –