УИД 37RS0020-01-2024-000737-08
Дело № 2 - 611/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково Ивановская область 14 июня 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой А.Р.
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием представителя истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора __- Беловой О.А.,
представителя ответчика МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» Степановой Л.В.,
представителей ответчика – отдела образования администрации г.о. Тейково Касьяновой М.А., Панковой М.А.,
представителя ответчика- администрации г.о. Тейково Генераловой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ детский сад №1 «Аленушка», отделу образования администрации г. Тейково, администрации городского округа Тейково Ивановской области о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах, действующий в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском к МДОУ детский сад №1 «Аленушка», отделу образования администрации г. Тейково, администрации городского округа Тейково Ивановской области, в котором просит суд:
- обязать МДОУ детский сад №1 «Аленушка» устранить нарушения санитарного законодательства не позднее 01.10.2024 года, а именно: провести ремонт фасада здания дошкольной организации в соответствии со ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.9.5. СП 2.4.3648-20; провести ремонт веранд Групп № (<данные изъяты>) в соответствии со ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3.,п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20; провести ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>) в соответствии со ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20; провести ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>) в соответствии со ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20; провести ремонт лестничных маршей (<данные изъяты>) в соответствии со ст.24, ст. 28 Федерального Закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- обязать администрацию Администрации городского округа Тейково, Отдел образования администрации г. Тейково предоставить не позднее 01.06.2024 г. МДОУ детский сад №1 «Аленушка» финансовые средства в объеме, необходимом для устранения нарушений санитарного законодательства в целях соблюдения требований ст.24, ст.28 Федерального закона № 52-ФЗ; п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.9.5., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20.
Исковые требования обоснованы следующим.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах 11.04.2023 года (в соответствии с уведомлением о проведении профилактического визита от 20.03.2023 № начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах) был проведен обязательный профилактический визит в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Алёнушка», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения обязательного профилактического визита в отношении МДОУ детский сад №1 «Аленушка» было выдано Предписание № от 11.04.2023 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, со сроком исполнения 01.09.2023 г. В установленный срок пункты Предписания № от 11.04.2023г., требующие выделения денежных средств (финансирования), не выполнены, а именно:
- пункт № - не проведен ремонт фасада здания дошкольной организации, что является нарушением ст. 24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.9.5. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт веранд Групп № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничных маршей (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20.
30.11.2023 года за невыполнение в срок законного предписания мировым судьей судебного участка № Тейковского судебного района Ивановской области ФИО Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» привлечено к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.
Имущество, используемое МДОУ детский сад №1 «Аленушка» для осуществления своей деятельности, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью. Учредителем Учреждения является муниципальное образование - городской округ Тейково Ивановской области в лице Администрации городского округа Тейкова Ивановской области (п. 1.3 Устава).
Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Администрации городского округа Тейково Ивановской области осуществляет Отдел образования администрации г. Тейково, именуемый в дальнейшем «Учредитель» (п. 1.3 Устава).
Полномочия собственника имущества Учреждения от имени городского округа Тейково осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации городского округа Тейково, далее Собственник имущества (п. 1.4 Устава).
Администрация городского округа Тейково является органом местного самоуправления, осуществляет исполнительные и распорядительные функции, обеспечивает исполнение бюджета города и программ развития города; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Бюджетные ассигнования, в том числе, для выполнения работ, направленных на устранение нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях соблюдения требований санитарного законодательства должны быть выделены.
Представитель истца – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора - Белова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить исковые требования в части требований об обязании ремонта фасада и веранд детского сада. Также указала, что поскольку детское учреждение в досудебном порядке провело ремонт лестничных маршей групп №, то требования в части обязания провести ремонт лестничных маршей в настоящее время не поддерживаются. В части требований к ответчику Администрации г.о.Тейково и отдела образования просила обязать предоставить МДОУ детский сад №1 «Аленушка» финансовые средства до 01.08.2024 года.
Представитель ответчика МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» Степанова Л.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что МДОУ № 1 в период с 15.04.2024г. по 23.04.2024 г. устранило следующие нарушения санитарного законодательства: произведен ремонт лестничного марша группы № (<данные изъяты>, произведен ремонт лестничного марша группы № (<данные изъяты>), произведен ремонт лестничных маршей: группа №- центральный вход - <данные изъяты>; группы № и № - <данные изъяты>. Собственных средств для проведения работ по ремонту фасада здания и веранд у учреждения не имеется. Ремонт фасада здания и веранд требует значительных денежных средств.
Представитель ответчика – администрации г.о. Тейково Генералова Ю.О. исковые требования не признала, пояснила, что финансирование текущей деятельности МДОУ детский сад № 1 "Алёнушка" по оказанию муниципальной услуги «Присмотр и уход за воспитанниками» осуществляется в соответствии с постановлением администрации городского округа Тейково от 16.09.2015 № 482 «Об утверждении Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Тейково Ивановской области и финансового обеспечения выполнения муниципального задания». В базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются: затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания муниципальной услуги (в том числе затраты на арендные платежи); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги. В базовый норматив затрат на содержание имущества и общехозяйственные нужды, связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи); затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартом услуги; затраты на прочие общехозяйственные нужды, связанные с оказанием муниципальной услуги.
Расходы на приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), в том числе приобретение оборудования, капитальный ремонт недвижимого имущества, выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации для капитального ремонта недвижимого имущества и проведение их государственной экспертизы или проверки достоверности сметной стоимости, не включаемые в субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) городского округа Тейково Ивановской области планируются и осуществляются в соответствии с постановлением администрации г.о. Тейково Ивановской области от 21.09.2011 № 572 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города муниципальным бюджетным и автономным учреждениям г.о. Тейково субсидий на иные цели». В силу наличия дефицита бюджета города Тейково, его дотационности (70% доходной части бюджета города Тейково составляют поступления из бюджета Ивановской области), предоставление субсидий на иные цели в объёмах и в сроки, учитывающие потребность поддержания здания в нормативном состоянии, невозможно без привлечения средств бюджетов других уровней через участие в государственных программах Ивановской области и федеральных национальных проектах. На сегодня размер субсидии на иные цели МДОУ детский сад № 1 "Алёнушка" на 2024 год составляет 206,0 тыс. рублей. Планируется отремонтировать отдельные лестничные марши. В связи с чем, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – отдела образования администрации г.о. Тейково Касьянова М.А. в судебном заседании пояснила, что в 2007 году была разработана проектно-сметная документация на работы и согласно этой смете, использовав коэффициент на сегодняшний день – это 20 млн. рублей. Таких денег нет, поскольку бюджет дотационный, даже по муниципальному зданию детскому саду такие деньги выделить не могут. Что касается веранд, по веранде к ним приходил оценщик, они смотрели стоимость работ и определили приблизительно 1600000 рублей, но вся проблема в том, что в саду только две ясельные группы, а сейчас такая тенденция, что количество детей, пребываемых в детских садах уменьшается, в этом году сокращают одну группу и не факт, что в следующем году наберется ясельная группа, поскольку количество детей с каждым годом уменьшается. Считает, что ремонт веранды – это косметический ремонт, и он подразумевает исполнение тех работ, которые есть в проекте. Здесь предусмотрен ремонт фасада, систем теплоснабжения, цоколь, отмостки – они считаются капитальными работами, а то, что отремонтировать веранду- это косметические работы, которые должны быть выполнены за счет администрации.
Представитель ответчика – отдела образования администрации г.о. Тейково Панкова М.А. в судебном заседании поддержала позицию Касьяновой М.А.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно п.5 ч. 1 ст.9 Федерального закона от 29.12.20212 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу положения ст. 17 указанного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению требований санитарного законодательства является обязанностью не только самого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, обязанного финансировать мероприятия по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон РФ N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.1).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ N 52-ФЗ на юридические лица возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 28 ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из материалов дела, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах 11.04.2023 года (в соответствии с уведомлением о проведении профилактического визита от 20.03.2023г. № начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах) был проведен обязательный профилактический визит в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Алёнушка», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения обязательного профилактического визита в отношении МДОУ № 1 было выдано Предписание № от 11.04.2023г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований, со сроком исполнения 01.09.2023 г. (л.д.6-9).
В установленный срок пункты Предписания № от 11.04.2023г., требующие выделения денежных средств (финансирования), не выполнены, а именно:
- пункт № - не проведен ремонт фасада здания дошкольной организации, что является нарушением ст. 24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.9.5. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт веранд Групп № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничного марша Группы № (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20;
- пункт № - не проведен ремонт лестничных маршей (<данные изъяты>), что является нарушением ст.24, ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ, п.2.5.2., п.2.5.3., п.2.11.2., п.2.11.7. СП 2.4.3648-20.
30.11.2023 года за невыполнение в срок законного предписания мировым судьей судебного участка № Тейковского судебного района Ивановской области ФИО Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» привлечено к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Тейковского судебного района Ивановской области от 30.11.2023 г. МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ (неисполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.10-11).
В период с 15.04.2023 г. по 23.04.2024 г. МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» устранило часть нарушений санитарного законодательства: произвели ремонт лестничного марша группы №, ремонт лестничного марша группы №, ремонт лестничных маршей: групп №, №, №, о чем представлены письменные доказательства (л.д.58-77), в связи с чем, в указанной части иска требования истцом не поддержаны.
Поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о нарушении МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» санитарно-эпидемиологического законодательства, требования истца являются обоснованными.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на селения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (в рассматриваемом случае малолетних детей), требования истца об обязании МДОУ детский сад № 1 «Алёнушка» устранить нарушения санитарного законодательства и обязании администрации г.о. Тейково, Отдела образования администрации г.Тейково предоставить финансовые средства в необходимом для устранения нарушений объеме подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд вправе установить разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Установленный судом срок для исполнения решения суда должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, необходимости финансовых вложений и значительного объема требуемых мероприятий, суд считает необходимым установить администрации городского округа Тейково, отделу образования администрации г.о. Тейково срок предоставления дошкольному образовательному учреждению финансовых средств - до 01.09.2024 года, МДОУ детский сад №1 «Аленушка» срок для устранения нарушения санитарного законодательства - до 01.11.2024 г.
Указанные сроки исполнения обязанности суд считает разумными, обоснованными и достаточными для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Тейково, Тейковском, Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ детский сад №1 «Аленушка», отделу образования администрации г. Тейково, администрации городского округа Тейково Ивановской области о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Обязать МДОУ детский сад №1 «Аленушка» в срок до 01.11.2024 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- провести ремонт фасада здания дошкольной организации,
- провести ремонт веранд групп № (<данные изъяты>).
Обязать администрацию городского округа Тейково, отдел образования администрации г.о. Тейково предоставить МДОУ детский сад №1 «Аленушка» финансовые средства в объеме, необходимом для устранения нарушения санитарного законодательства в срок до 01.09.2024 года.
В удовлетворении остальной части иска истцу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Архипова А.Р.
Дата составления мотивированного решения суда «21» июня 2024 года.