РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы 04 апреля 2023 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., при секретаре Аримхеевой А.И.,
с участием представителя истца прокурора Ольхонского района Филатовой М.С.,
представителя ответчика Петровой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/2023 по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрации <адрес> муниципального образования – администрации сельского поселения об обязании оборудовать угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в течении одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд <адрес> с иском к ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрации <адрес> муниципального образования – администрации сельского поселения об обязании оборудовать угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в течении одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха установлен факт незаконного бездействия, выразившейся в не оборудовании угольных котельных газоочистным оборудованием.
ДД.ММ.ГГГГ между организацией с одной стороны и <адрес> муниципальным образованием – сельским поселением <адрес> (далее – сельское поселение) с другой стороны заключено концессионное соглашение, объектом которого выступают объекты теплоснабжения и централизованной системы холодного водоснабжения на территории <адрес> (угольная котельная <данные изъяты> (<адрес>) и <данные изъяты> (<адрес>), передаваемые организации с целью осуществления последней деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии и холодному водоснабжению (пункт 1.1 концессионного соглашения).
В угольной котельной <данные изъяты> установлены три водогрейных котла марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет <данные изъяты>, ИП ФИО2, <данные изъяты> на основании договоров поставки угля.
В угольной котельной <данные изъяты> установлены пять водогрейных котлов марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет <данные изъяты>, ИП ФИО2, <данные изъяты> на основании договоров поставки угля.
При работе котельных выбрасываются в атмосферный воздух зола твердого топлива, углерод (сажа), азот диоксиада, азот оксида, сера диоксида, углерод оксида, бензопирен (экспертное заключение по проекту ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ № П). Котельные предназначены для отапливания производственных сооружений и жилых зданий.
Пылеулавливающее и газоочистное оборудование на указанных котельных отсутствует.
По факту отсутствия газоочистного оборудования на эксплуатируемых обществом угольных котельных в адрес генерального директора ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако конкретных мер к устранению допущенных нарушений принято не было.
Сельское поселение, выступающее собственником угольных котельных <данные изъяты> и <данные изъяты>, реализуя вопрос непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в пределах своей компетенции (с учетом требований к обеспечению предотвращения причинения вреда окружающей среде), и общество, имеющее на основании концессионного соглашения стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух (факт использования также подтверждается сведениями «Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»), обязаны принимать меры к предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Просит обязать ООО «Теплостроительная компания Ольхон», администрацию <данные изъяты> муниципального образования – администрацию сельского поселения оборудовать угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в течении одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Филатова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Петрова Е.А. в судебном заседании заявленные требования признала в полном объеме, просила срок для исполнения установить в течение двух лет.
Представитель ответчика ООО «Теплостроительная компания Ольхон» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав мнение сторон, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.
В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус эти органов. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим, в том числе, функции по управлению федеральным имущество в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в том числе, в границах бассейнов рек южной, средней и северной части озера Байкал.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Избранный прокурором способ защиты гражданских прав соответствует требованиям закона.
Непринятие ответчиками мер по организации установки на угольных котельных: <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес> и <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, пылеулавливающего (газоочистного) оборудования нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, обращение в суд прокурора с настоящим иском суд признает соответствующим требованиям ст.45 ГПК РФ.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 статьи 6 закона о теплоснабжении установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Ольхонского района Иркутской области (в том числе <адрес> сельским поселением) закреплен вопрос по организации теплоснабжения на соответствующей территории.
Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий (часть 1 статьи 23 закона о теплоснабжении).
В соответствии с п. 7 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 8 Правил эксплуатации установок очистки газа, утв. Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498), запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (абз. 4 п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ).
Часть 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, обязанность соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
На основании п. 2 ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ, п. 10 Правил в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В п. 9 Правил указано, что газоочистная установка должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик газоочистной установки, содержащихся в паспорте газоочистной установки.
Исходя из вышеприведенных норм Закона № 131-ФЗ, Закона о теплоснабжении и Закона № 96-ФЗ, организация в границах городского поселения теплоснабжения с соблюдением требований к охране окружающей среды и атмосферного воздуха и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование котельной и обеспечивающих предотвращение причинения вреда окружающей среде, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского поселения в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Теплостроительная компания Ольхон» с одной стороны и <адрес> муниципальным образованием – сельским поселением <адрес> с другой стороны заключено концессионное соглашение, объектом которого выступают объекты теплоснабжения и централизованной системы холодного водоснабжения на территории <адрес> (угольная котельная <данные изъяты> (<адрес>) и <данные изъяты> (<адрес>)), передаваемые организации с целью осуществления последней деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии и холодному водоснабжению (пункт 1.1 концессионного соглашения).
В угольной котельной <данные изъяты> установлены три водогрейных котла марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет <данные изъяты>, ИП ФИО2, <данные изъяты> на основании договоров поставки угля.
В угольной котельной <данные изъяты> установлены пять водогрейных котлов марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет <данные изъяты>, ИП ФИО2, <данные изъяты> на основании договоров поставки угля.
При работе котельных выбрасываются в атмосферный воздух зола твердого топлива, углерод (сажа), азот диоксиада, азот оксида, сера диоксида, углерод оксида, бензопирен (экспертное заключение по проекту ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ № П). Котельные предназначены для отапливания производственных сооружений и жилых зданий.
Пылеулавливающее и газоочистное оборудование на указанных котельных отсутствует.
Прокурором Ольхонского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес ООО «Теплостроительная компания Ольхон» в связи с тем, что угольные котельные, расположенные по адресам: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> <данные изъяты>, не оборудованы золоуловителями (оборудованием очистки газа).
Рассмотрев представление прокурора <адрес>, ООО «Теплостроительная компания Ольхон» представила информацию за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указало, что для осуществления своей основной деятельности по теплоснабжению все основные средства обществу были переданы в аренду по Концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. В списке переданных по акту приема-передачи золоуловители отсутствовали. На данный момент установка золоуловителей технически невозможна в связи с прохождением отопительного сезона. Запланированы расходы на покупку и установку золоуловителей по окончании отопительного сезона.
Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором являются обоснованными, законными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со статьей 210 ГПК РФ решение суда приводится к исполнению после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Поскольку оснований для приведения решения суда к немедленному исполнению не имеется, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить ответчикам для исполнения возложенных обязанностей срок в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок считается разумным, с учетом проведения предполагаемых работ.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «Теплостроительная компания Ольхон» на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ольхонского района удовлетворить.
Обязать ООО «Теплостроительная компания Ольхон», ИНН №, ОГРН №, администрацию <адрес> муниципального образования – администрации сельского поселения, ИНН №, ОГРН №, оборудовать угольные котельные: <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес> и <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, пылеулавливающим (газоочистным) оборудование в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать ООО «Теплостроительная компания Ольхон», ИНН №, ОГРН №, в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 07.04.2023.
Судья Л.Н. Холодова