Дело № 2-319/2024 (2-3752/2023)
УИД 91RS0002-01-2023-005853-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.05.2024 г. г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего - судьи Сериковой В.А.,
при секретаре - Шелудько Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рей-Подтыкинадо Анны Юрьевны, действующей в интересах недееспособной ФИО23, к ФИО11, Администрации города Симферополя Республики Крым о включении в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования, встречному иску ФИО11 к ФИО24, Администрации города Симферополя Республики Крым о включении в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
третьи лица – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
установил,
Истец Рей-Подтыкинадо (до перемены имени Подтыкинадо) А.Ю., действующая в интересах недееспособной ФИО10, обратилась в суд с иском к Тимофееву А.Г. и с учётом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ после проведения судебной строительно-технической экспертизы просила включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти отца ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ? доли жилого дома с хозяйственными постройками, гаража, расположенных в городе Симферополе по пер.Гудронному, 5, признать право собственности на указанные объекты недвижимости в порядке наследования по закону в размере ? доли в праве.
Мотивирует исковые требования тем, что является наследником своего отца ФИО9. Жилой дом и хозяйственные строения <адрес> возведены в период брака ФИО9 и матерью ответчика ФИО6 умершей 15.04.2008г., являются совместным имуществом супругов, в связи с чем доля наследодателя составляет ? доли в праве. По заявлению наследника ФИО10 нотариусом нотариального Симферопольского городского округа ФИО15 открыто наследственное дело №г. Нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? доли земельного участка, площадью 618 кв.м, кадастровый №, от 02.03.2022г. Свидетельство о праве на наследство на жилой дом с хозяйственными строениями нотариусом не выдано в связи с тем, что право собственности на указанное недвижимое имущество на наследодателем не зарегистрировано.
Тимофеев А.Г. обратился со встречными исковыми требованиями к ФИО10, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ после проведения судебной строительно-технической экспертизы, о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти его матери, ФИО6, умершей 15.04.20008г., жилого дома с хозяйственными постройками, гаража, расположенных в городе Симферополе по пер.Гудронному,5, признании права собственности на указанные объекты недвижимости в порядке наследования по закону в размере ? доли в праве. Мотивирует исковые требования тем, что является единственным наследником по закону. Жилой дом и хозяйственные строения по <адрес> возведены в период брака ФИО9- отца ответчицы по встречному и его матерью ФИО6, являются совместным имуществом супругов, в связи с чем доля наследодателя ФИО6 составляет ? доли в праве. Решением Киевского районного суда гор.Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ за ним признано право собственности на ? доли земельного участка <адрес>. Право собственности на ? доли земельного участка зарегистрировано в Госкомрегистре Республики Крым. Получить свидетельство о праве на наследство на жилой дом с хозяйственными строениями не предоставляется возможным в связи с тем, что право собственности за наследодателями не зарегистрировано.
Стороны, третьи лица (собственники соседних жилых домов) в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщали.
В судебном заседании представитель истца по основному иску Полуянова Т.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, поддержала исковые требования Рей-Подтыкинадо А.Ю. по основаниям, изложенным в уточнённом исковом заявлении, уточнённые встречные исковые требования Тиммофеева А.Г. признала.
Представитель ответчика Тимофеева А.Г. – адвокат Обухова Л.В. в судебном заседании пояснила, что ответчик признаёт первоначальные исковые требования и поддерживает встречные исковые требования.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приход к следующему.
В судебном заседании установлено и не отрицалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 (отцом ФИО10) и ФИО19 (матерью истца по встречному иску Тимофеева А.Г.) зарегистрирован брак. ФИО19 присвоена фамилия ФИО6
По договору купли-продажи, заключённому ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7, ФИО8 и ФИО9, зарегистрированному нотариусом по реестру №, наследодатель ФИО9 приобрел жилой <адрес>, жилой площадью 28,5 кв.м, общей площадью 46,1 кв.м с надворными постройками <адрес>, расположенными на земельном участке, общей площадью 600 кв.м.
Решением исполнительного комитета Киевского районного Совета гор.Симферополя АРК № от 24.12.2002г. ФИО9 дано разрешение на строительство нового двухэтажного <адрес> со сносом старого жилого дома лит.А.
Проектной организацией ТАМ «АрДЕКО», 2002г., союз архитекторов Крыма разработан проект «Жилой дом усадебного типа по <адрес>», утверждённый соответствующими службами.
19.05.2003г. Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля ФИО9 выдано разрешение на выполнение строительных работ №.
Решением Симферопольского городского совета АРК № от 19.06.2003г. земельный участок, на котором расположено домовладение, общей площадью 0,0618га, передан ФИО9 в собственность. 15.05.2004г. на имя ФИО9 выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии КМ №.
ФИО9 и ФИО6 приступили к строительству жилого дома на земельном участке по <адрес>. Согласно сведениям, имеющихся в инвентарном деле на домовладение, сведений об основных характеристиках объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости год завершения строительства 2005 год. Выстроенные жилой дом и хозяйственные постройки в эксплуатацию сданы не были, право собственности не зарегистрировано.
Допрошенные ранее в судебном заседании свидетели подтвердили завершение строительства спорных объектов в период брака наследодателей.
15.04.2008г. ФИО6 умерла.
Наследодатель ФИО9 предпринимал меры к сдаче дома в эксплуатацию, обращался в ГУП «Крым «КРЫМ БТИ», 06.02.2014г. им заключён договор о производстве технической инвентаризации объекта, техником БТИ произведены работы, составлен Акт текущих изменений 12.02.2014г., о чём имеются сведения в инвентарном деле, исследованным судом, но не успел надлежащим образом оформить право собственности в связи с тем, что пропал без вести.
Решением <адрес> от 02.11.2015г., дело № ФИО9 признан безвестно отсутствующим.
Решением Киевского районного суда от 10.10.2019г., дело № ФИО9 признан умершим.
ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти ФИО9 серии 1-АЯ №, дата смерти указана ДД.ММ.ГГГГ – дата вступления в законную силу решения суда о признании последнего умершим.
13.05.2008г. к имуществу умершей 15.04.2008г. ФИО6 открыто наследственное дело №г. 29.09.2008г. с заявлением о принятии наследства обратился сын умершей ФИО11 ФИО9 от принадлежащей ему доли наследственного имущества после смерти жены отказался, что следует из материалов наследственного дела. На момент принятия наследства жилой дом и хозяйственные строения в состав наследственного имущества включены не были, свидетельство о праве на наследство на данное имущество нотариусом не выдавалось, что также подтверждается материалами наследственного дела.
22.11.2019г. к имуществу ФИО9, умершего 19.11.2019г., нотариусом Симферопольского городского нотариального округа открыто наследственное дело №г. Единственным наследником принадлежащего ФИО9 имущества является его дочь ФИО10, обратившаяся с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок. Из материалов наследственного дела усматривается, что жилой дом и хозяйственные строения по <адрес> в состав наследственного имущества включены не были, свидетельство о праве на наследство на данное имущество нотариусом не выдавалось.
По делу назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, заключение ООО «Строительно-техническая экспертиза» № от 15.01.2024г.
В соответствии с выводами экспертизы возведённые на земельном участке <адрес> жилой дом литер «З,з,з1» кадастровый №, общей площадью 370,3 кв.м, гараж лит. «Ж», сарай лит. «К», навес лит. «К» не являются самовольными строениями. Жилой дом и гараж являются капитальными строениями, сарай лит. «К», навес лит. «К» не являются капитальными строениями.
В результате исследования представленных эксперту документов, исследования спутниковых снимков с апреля 2004 года установлено, что строения, находящиеся на земельном участке кадастровый № (№) по адресу: <адрес> Крым выстроены по состоянию на апрель 2004 года.
Указанные строения расположены на земельном участке с разрешённым видом использования – для индивидуального жилищного строительства, на который имелся государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью 0,0618 га, серии КМ № от 13.05.2004г., выданный ФИО9 на основании решения Симферопольского городского совета от 19.06.2003г. Право собственности на земельный участок кадастровый № в равных долях зарегистрирован за сторонами по делу.
Строительство жилого дома, кадастровый №, и гаража лит. «Ж» осуществлено в соответствии с разработанным и утверждённым проектом «Жилой дом усадебного типа <адрес>» 28.02-АС, выполненным ТАМ «АрДЕКО», 2002г., союз архитекторов Крыма.
Возведённые капитальные строения – жилой дом, кадастровый №, и гараж лит. «Ж» выстроены в границах земельного участка и соответствуют градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, в том числе по сейсмостойкости, действующим на момент их возведения, а также соответствуют строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, в том числе по сейсмостойкости, действующим на момент проведения экспертизы, не нарушают права и охраняемые интересы граждан (третьих лиц), соседних землепользователей, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Изложенные в заключении выводы эксперт подтвердил в ходе его допроса в судебном заседании.
Статьёй 60 СК Украины, действующей на момент завершения строительства жилого дома и хозяйственных построек, а также прекращения брака между наследодателями ФИО9 и ФИО6, установлено, что имущество, приобретённое супругами во время брака, принадлежит мужу и жене на праве общей совместной собственности. В соответствии со ст.70 СК Украины, доли имущества жены и мужа являются равными, если иное не определено договорённостью между ними или брачным договором.
Такие же положения содержатся в статье 34 СК РФ: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. В соответствии со ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, доля наследодателей ФИО9 и ФИО6 в жилом доме и хозяйственных строений по <адрес> составляет ? долю.
В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьёй 219 ГК РФ установлено, что право собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей ст.1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. N 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» постройка может быть признана самовольной при наличии хотя бы одного из признаков:- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки. (Изменение требований к строительству после начала правомерного строительства или реконструкции объекта (например, установление границ территорий общего пользования (красных линий) после начала строительства объекта с соблюдением правового режима земельного участка) не является основанием для признания такой постройки самовольной. Таким образом, суд соглашается с выводом эксперта о том, что жилой дом и гараж лит. «Ж» не являются самовольными строениями, поскольку они соответствуют действующему законодательству и представленным по делу доказательствам.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №9 от 29.05.2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных сторонами исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
Исковые требования Рей-Подтыкинадо ФИО12, действующей в интересах недееспособной ФИО25, и встречные исковые требования Тимофеева Алексея Геннадьевича удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО6, умершей 15.04.2008г., и ФИО9, умершего 19.11.2019г., жилой дом, кадастровый №, общей площадью 370,3 кв.м, с хозяйственными строениями, гараж лит. «Ж», площадью 58,8 кв.м (по ? доли).
Признать за ФИО26 право собственности на ? доли жилого дома, кадастровый №, общей площадью 370,3 кв.м, с соответствующей долей хозяйственных строений, ? доли гаража лит. «Ж», площадью 58,8 кв.м, в порядке наследования после смерти ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Тимофеевым Алексеем Геннадьевичем право собственности на ? доли жилого дома, кадастровый №, общей площадью 370,3 кв.м, с соответствующей долей хозяйственных строений, ? доли гаража лит. «Ж», площадью 58,8 кв.м, в порядке наследования после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Серикова В.А.
Дата принятия решения суда в окончательной форме 08.05.2024 г.